23.05.2022
С сентября 2022 года в российских школах вступят в силу новые ФГОС —
федеральные государственные образовательные стандарты. Обновления коснутся
начального и основного общего образования, то есть учеников 1–4-х и 5–9-х
классов. Что изменится в обучении для школьников, учителей и их родителей?.
Что такое ФГОС
Федеральный
государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) — это свод правил для
учебных заведений, предписывающих, чему им следует учить детей, какие методы
использовать и каких результатов добиваться. Грядущие в сентябре 2022 года изменения затронут только первые два из них.
Новые стандарты станут уже третьим
поколением ФГОС в российском образовании.
Они не будут содержать революционных изменений, будет основываться на тех же принципах — метапредметном образовании, практическом приложении получаемых знаний, современных методах обучения. Однако эти принципы наконец получат свое конкретное воплощение — в соответствии со сложившейся практикой и реалиями сегодняшнего дня.
Что нового предлагается в новых ФГОС
Конкретизация и привязка результатов образования к реальным навыкам
Главный тренд новых стандартов —
конкретизация и привязка результатов образования к реальным навыкам. К примеру, по математике вместо «владения
основами математических знаний» потребуется знать вполне конкретные таблицу
умножения и теорему Пифагора и не только знать, но и уметь применять их для
решения математических задач.
Вариативность
Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО и
ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и
реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на
уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики,
информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ – школа может
разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с
образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе ( Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО).
Изучение второго иностранного языка
из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
и при наличии в Организации необходимых условий – п.33.1. ФГОС ООО.
По новым ФГОС, второй иностранный язык теперь будет считаться факультативным и будет преподаваться, лишь если за это проголосуют все родители класса.
Воспитательная функция школы
Еще одним изменением станет акцент на воспитание. Гражданское и патриотическое воспитание, особо отмеченные в новых образовательных стандартах и направленные на формирование российской гражданской идентичности, станет обязательной частью школьных занятий. Это означает, что после окончания девятого класса ученик должен «быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности».
Финансовая грамотность и азы экономики
Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Внеурочная деятельность
Уменьшили объем внеурочной деятельности. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года