Деятельность педагога-наставника в образовательной организации

09.03.2023

Кто играет самую важную роль в развитии ребенка? «Родители, конечно», - скажете вы. И будете правы. Но кроме родителей есть еще один важный человек, который очень нужен каждому ребенку, – Наставник. 

      У многих из нас в жизни когда-то были значимые люди: тренеры, учителя, соседи. Эти люди повлияли на наш выбор ценностей, определили жизненные принципы. Они были для нас примерами, защитниками, советчиками и просто близкими друзьями. Наставник может объединять все эти функции. Важно понимать, что он будет играть очень важную роль во взаимоотношениях с ребенком.

     В основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного образовательного дефицита сопровождаемого. В  этом отношении деятельность наставника близка педагогической поддержке, теоретико-методологические и  научно-практические основы которой разработаны в  трудах отечественных авторов 1990–2000-х годов. По мнению большинства авторов, суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы оказать помощь человеку в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно он не способен преодолеть. В качестве внешнего барьера может выступать дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов (например, нормативно-правовые и организационно-технические сложности на этапе становления школьного или студенческого самоуправления; реализации школьных или студенческих проектов, стартапов и т. д.).

             Однако во всех случаях внешний барьер является вторичным относительно внутренней неготовности сопровождаемого самостоятельно преодолеть этот барьер. Такая неготовность и  названа «образовательным дефицитом». Когда внутренний образовательный дефицит будет восполнен, сопровождаемый будет самостоятельно преодолевать внешние препятствия.

             Таким образом, сущность деятельности наставника в  образовании включает не  только педагогическую поддержку, но  и устранение внутренних образовательных дефицитов обучающихся, т. е. создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем.

             Общим признаком всех типов образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности сопровождаемого. Соответственно конечным результатом деятельности наставника (и важнейшим поведенческим показателем успешности его деятельности) является обретение сопровождаемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и  т. д. (в зависимости от типа наставничества).

             Психолого-педагогическая основа наставничества может быть представлена как четыре пары взаимодействующих процессов, при этом в каждой паре первый процесс является основным, второй — вспомогательным.

1.  Базовая деятельность наставника  — деятельность наставника по  сопровождению. Базовая деятельность наставника  — основной вид профессиональной деятельности, в  которую наставник включен (в  качестве человека (профессионала), обладающего соответствующим опытом) и в которую он призван погрузить сопровождаемого. Это может быть образовательная, профессиональная, досугово-развивающая, творческая, коммуникативная деятельность. Но во всех случаях само наставничество — это второй вид деятельности для наставника, который можно рассматривать как своего рода производную от его базовой деятельности. В наиболее простой и ясной форме это положение отражается в работе наставника на производстве: его основная трудовая функция — участие в определенном производственном процессе в качестве рабочего или специалиста; дополнительная трудовая функция — наставничество, т. е. поддержка начинающих рабочих или специалистов, включенных в тот же производственный процесс.

2. Деятельность сопровождаемого (образовательная, профессиональная, волонтерская, предпринимательская и т. д.) — деятельность наставника. Наличие сопровождаемого, обладающего определенным образовательным дефицитом, является центральным фактором, требующим необходимости наставника, и  одновременно центральным условием, обеспечивающим возможность наставничества. При этом вид наставнической деятельности и  компетенции наставника должны соответствовать типу образовательного дефицита.

3.  Базовый процесс развития сопровождаемого (социализации, самоопределения, идентификации и  т. д.)  — наставничество. Вид наставнической деятельности и компетенции наставника должны соответствовать типу базового процесса развития.

4. Развитие сопровождаемого в процессе деятельности — деятельность сопровождаемого (учебная, игровая, трудовая, проектно-исследовательская) и т. д. Наставник оказывает педагогическое воздействие на базовые процессы развития не непосредственно, а путем вовлечения сопровождаемого в  ту или иную деятельность, с последующей организацией ее  обсуждения и  осмысления полученного опыта. Соответственно значимыми методами работы наставника являются организация деятельности сопровождаемого и совместное обсуждение.

Взаимосвязь всех основных процессов представлена на рисунке. В фокусе внимания наставника находятся: – личность сопровождаемого и его внутренний мир; – базовые процессы личностного развития, социализации, самоопределения, идентификации, адаптации сопровождаемого в  социальной и образовательной среде; – деятельность сопровождаемого; – система социальных отношений сопровождаемого, в  которые он включен в контексте своей деятельности.

         Специфика наставнической деятельности проявляется также в ее длительности. Достижение цели наставничества, связанное с преодолением образовательного дефицита, невозможно в  ходе одного или немногих разовых мероприятий (консультация, беседа, мастер-класс) и  требует более или менее продолжительного взаимодействия наставника и  сопровождаемого (сопровождаемых) в процессе деятельности последних. Корректное завершение периода наставничества требует фиксации того факта, что у сопровождаемого преодолен внутренний образовательный дефицит, показателем чего служит комплекс устойчивых поведенческих изменений. В связи с этим распространенная практика «прикрепления наставника» на  какой-либо заранее фиксируемый период, например на полгода, представляется спорной.

         Обозначенные особенности наставничества определяют чрезвычайно широкий охват сферы деятельности наставников в образовании, включая различные ступени образования (общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное), а также профессиональное обучение, неформальные образовательные практики (дополнительное образование детей и  взрослых, общественные детские и  молодежные объединения), профориентационную работу с различными категориями населения.

Деятельность наставника предполагает решение комплекса следующих задач.

1. Трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены обучающийся и наставник.

2. Выявление и актуализация у сопровождаемого «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности. Хочу такой сайт

3. Педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций).

4. Создание условий освоения деятельности, сочетающих психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья — и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.

              Методы наставнической деятельности отличаются большим разнообразием. Это связано с  тем, что в  работе наставника, в  зависимости от  вида наставничества и  особенностей конкретной ситуации, могут быть использованы методы, заимствованные из педагогики, андрагогики, социальной работы, профконсультирования, психотерапии и других отраслей практической психологии, коррекционной педагогики (в  последних случаях необходимо наличие у наставника специальной подготовки).

Среди основных (общеупотребительных) методов наставнической деятельности можно обозначить: методы организации деятельности сопровождаемого (группы сопровождаемых), выступающей фактором его развития и  накопления личностно значимого опыта; организация обсуждения (беседа, групповая рефлексия), в процессе которого осуществляются оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности; создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), расширяющих опыт сопровождаемого и активизирующих процессы его развития; создание внешних условий, среды освоения деятельности (в том числе предметно-пространственной среды, оптимальной для развития наставника);  методы диагностико-развивающего и  контролирующего оценивания (в том числе «включенное наблюдение», беседа, анкетирование, социометрия и т. д.); методы управления межличностными отношениями в группе сопровождаемых; нетворкинг  — метод организации контактов и  взаимодействия сопровождаемых с актуально и перспективно значимыми социальными партнерами (например, школьников  — с  представителями профессиональных образовательных организаций, вузов, предприятийработодателей); методы актуализации индивидуальной мотивации и фасилитации; личный пример (наставник как носитель образа «успешной взрослости», эффективных стратегий самообразования и саморазвития, профессионализма, обладающий определенными компетенциями и демонстрирующий определенные образцы деятельности); информирование (в том числе в форме инструктирования); консультирование.

              В общем случае наставник — это лицо, существенно превосходящее сопровождаемого в следующих отношениях: у наставника отсутствует образовательный дефицит, существующий у сопровождаемого; у наставника есть личный опыт преодоления образовательного дефицита (на собственном примере или в процессе практического обучения при работе с другими сопровождаемыми);

– личный опыт отрефлексирован наставником и может использоваться им в работе с сопровождаемым и (или) для передачи сопровождаемому.

              Личностные качества наставника: устойчивая внутренняя мотивация к наставнической деятельности, оказанию помощи и поддержки другим людям; содержательный интерес к деятельности, которую осваивает обучающийся;  открытость, общительность, коммуникабельность; лидерские качества; настойчивость, нацеленность на результат; терпение и толерантность;  соответствие личных ценностей ценностям деятельности наставника, организации, корпоративной культуры; склонность к постоянному саморазвитию.

              Личностные качества, препятствующие занятию наставнической деятельности: избыточная авторитарность; эгоцентризм; тревожность, невротизм;

 – стремление к гиперопеке; перфекционизм; выраженная интроверсия, замкнутость.

              Компетенции наставника: эмоциональный интеллект; коммуникативная компетенция (включая готовность к межпоколенческой коммуникации; владение различными стилями педагогического общения); педагогический такт; готовность к сотрудничеству; креативность, способность решать нестандартные задачи.

              Таким образом, Наставник — человек, обладающий опытом и готовый делиться им на равных. Это человек, который будет помогать ребенку приобретать необходимые в жизни навыки и умения, будет ставить перед ним задачи и требовать их выполнять, преодолевая нежелание и трудности. Чтобы быть наставником, достаточно находить общий язык с подопечными и раскрывать их сильные стороны. Наставник — это своего рода стратег, который помогает школьникам в учебе и выборе будущей профессии. Поэтому чаще всего ими становятся педагоги, психологи, которые хотят делиться опытом и помогать подросткам найти себя.

Можно сказать, что любой педагог отчасти занимается наставничеством: отвечает на вопросы, дает индивидуальные задания, направляет воспитанника, предлагает разные методы обучения, следит за успеваемостью. Только профессиональный наставник делает это прицельно и регулярно.

             Идеальный наставник - это человек, который: обладает отличными коммуникативными навыками; умеет управлять собственными эмоциями; понимает эмоции других; ответственно подходит к выполнению любой задачи и решению проблем; обладает позитивным мышлением; является примером для учеников; помогает им в достижении целей, в выявлении сильных сторон и самоопределении.

            Все обучающиеся разные: одни хорошо учатся, но не задумываются о будущей профессии, вторые с трудом выполняют домашние задания, зато увлекаются творчеством, третьи испытывают выгорание и страх перед грядущей самостоятельной жизнью. Главная цель наставника СУВУ — научиться выстраивать отношения. У детей со сложной историей есть базовое недоверие к миру и к другим людям. Им сложно научиться выстраивать долгосрочные отношения, дружеские и семейные. При выборе профессии наставник делится собственным опытом, указывает на неочевидные возможности, организует пробные занятия по разным специальностям.

             В широком смысле наставник нужен каждому школьнику, поскольку он помогает перейти из детского состояния во взрослое. Это связано не только с выбором профессии, но и с более осознанным взглядом на окружающий мир и самого себя. Наставник играет в этом осмыслении ключевую роль, ведь именно он прямо или косвенно демонстрирует большое количество возможностей, которые открываются во взрослой жизни. И здесь главное — не вести подростков за собой, а помочь им увидеть собственный путь.

             Как однажды сказал Стивен Спилберг: «Тонкий баланс наставничества заключается не в том, чтобы взращивать людей по собственному образу, а в том, чтобы дать им возможность найти самих себя».

Нормативные документы

01.09.2023

Распоряжение Р-145 от 25.12.2019 Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12. 2021 г. № АЗ-1128 08, 657 О направлении Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. n мр-42 02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций».pdf (скачать) (посмотреть)
Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 11 июня № 1706-р «Об утверждении программы «Наставничество в образовательных организациях как условие профилактики девиантного поведения».pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 06.12.2022 №45 Положение о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций Ленинградской области.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.pdf (скачать) (посмотреть)
Рекомендации по реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся.pdf (скачать) (посмотреть)
«Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества в МО «Выборгский район» Ленинградской области на 2022-2023 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о наставничестве.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа Наставничество СОШ 1.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».