Комитет образования администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1- школа отечественной культуры»
города Выборга
Утверждено
Рассмотрена и принята на педагогическом совете
Приказом по МБОУ СОШ №1
Протокол № 1 от 30 августа 2021
г. Выборга
№ 234.1/01.10 от 30.08. 21
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
общекультурной направленности
«Фольклор народов Ленинградской области»
Выборг, 2021г.
I.
Пояснительная записка
Программа актуальна, так как предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, развитие
музыкального слуха и овладение навыками вокального пения. Программа педагогически целесообразна, так как
способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся
рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает
опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой
воспитательный эффект. Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретут новые знания по музыкальной
культуре, познакомятся с народными музыкальными традициями, что играет большую роль в формировании
художественного вкуса.
Нормативным основанием для разработки программы является:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726- р)
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г N 09-3242 «О
направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ»;
5. Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 года №
19-2174/ 15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ различной направленности».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 « Об утверждении
Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7. Федеральный проект «Доступное дополнительное образование для детей».
Цель программы:
Формирование самостоятельной деятельности, общеинтеллектуального развитие личности ребенка, его духовных,
нравственных качеств и эмоциональной сферы, выявление и развитие творческой индивидуальности каждого
обучающегося.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Научить разбираться в народной музыке коренных жителей и современных народов Ленинградской области.
2. Формировать навыки правильного поведения в учреждениях культуры
Развивающие:
1. Развить потребность в творческом труде, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения
поставленной цели; развивать творческие способности.
2. Развивать музыкальность, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
Воспитательные:
1. Воспитывать старательность, уверенность в своих умениях
2. Воспитывать такие качества, как усидчивость, дисциплина.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
II. Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
-проявление познавательных интересов и активности в данной предметной деятельности;
- осознание себя как носителя культурных традиций своего народа; бережное отношение к культурным традициям
своего народа;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; освоение народной культуры как сферы
материального выражения духовных ценностей;
- развитие способности ориентироваться в мире современной народной культуры.
Метапредметные результататы:
- формирование философского восприятия народной культуры: модели мира, модели человека;
- формирование эмоционально-образного восприятия произведений народного творчества;
- формирование активного отношения к культурным традициям своего народа как смысловой, эстетической и личностно
значимой ценности;
- воспитание уважения к культурным традициям своего народа, выраженным в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды;
- умение подходить эстетически к любому виду деятельности;
- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
- получение опыта восприятия культурных традиций своего народа как основы формирования навыков коммуникации.
Предметных результаты:
- эмоционально – ценностное отношение к культурным традициям своего народа, осознание и принятие систем
общечеловеческих ценностей; активное отношение к культурным традициям своего народа как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- уважение культурных традиций своего народа, выраженное в национальных образах предметно- материальной и
пространственной среды;
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию о культурных традициях своего
народа в словарях, справочниках, книгах, в электронных информационных ресурсах.
Обучающиеся должны знать:
- многообразие жанров народной культуры;
- основной принцип «связи времен» и опыта русской народной культуры с опытом и культурой коренных жителей
Ленинградской области;
- первичные термины фольклора: синкретизм, этнология, генезис, демонология, величальные песни, вопленицы,
зооморфизм и т.д.
Обучающиеся должны уметь:
- сохранять физическое, духовное и нравственное здоровье на основе народной педагогики;
- реализовывать личностно - деятельностный подход в освоении жанров народного творчества;
- воспринимать образы - символы, представляющие систему жизненных ценностей русского народа и других народов
Ленинградской области;
- возрождать национальное самосознание средствами народной педагогики и культуры;
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы считаю очную форму, с использованием
дистанционных технологий.
Формы проведения занятий:
- аудиторная ( учебное занятие в игровой форме, беседы, вокально-хоровая деятельность, слушание). Участие в
школьных и внешкольных культурных мероприятиях.
Формы организация занятий:
- коллективная
- индивидуальная
Форма промежуточной аттестации –написание проектно-исследовательских работ и участие детей в школьных и
внешкольных конференциях.
Организация занятий:
• 2 раза в неделю. Всего за год 66 часов.
• Наполняемость группы 12 человек.
III. Учебно – тематический план.
Тема года: Фольклор народов Ленинградской
области
1. Понятие фольклора и его основные жанры.
2.Ижорский песенный фольклор.
Теоретические Практические
2
2
4
3.Песенный фольклор коренного
Ленинградской области – водь.
4.Вепсский фольклор.
народа 2
8
2
4
2
2
5. Культура и фольклор ингерманландских
финнов
6. Культура и фольклор карел
4
7. Музыкальные инструменты коренных и
2
современных народов Ленинградской области.
8. Народные праздники коренных жителей
Ленинградской области
9. Народные праздники современных жителей
Ленинградской области
10. Музеи коренных жителей Ленинградской 2
области: ижор, вепсов
11. Музеи коренных жителей Ленинградской
2
области: ингерманлпндских финнов, карел.
12.Написанию проектов по фольклору
Ленинградской области.
13. «Подведем итог»…
2
Всего: 66 часа
52
14
4
4
6
2
8
2
IV. Содержание программы
Основное содержание программы предполагает выделение разделов и тем внутри разделов, что позволяет
формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В
каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане.
Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Особая часть музыкального содержания – народная музыка, несущая свет и нравственную чистоту. Оно выполняет
важнейшую воспитательную миссию – учит детей- исполнителей и слушателей любить и чувствовать музыку, видеть
прекрасное во всем, понимать его. Это воспитывает в детях уважение к музыкальной культуре других народов и дает
представление о том, что мы – часть общемировой культуры.
В содержание программы включены следующие разделы:
1.
2.
3.
Понятие фольклора и его основные жанры. В этом разделе дети узнают о том, что фольклор синкретичен,
но условно делится на песенный, инструментальный, танцевальный и театральный фольклор. Обучающиеся
получат сведения о разных направлениях фольклора.
Ижорский песенный фольклор. Знакомство с творчеством ижорской сказительницы Екатерины
Андреевны Александровой. Подробный разбор ижорских эпических песен и рун.
Песенный фольклор коренного народа Ленинградской области – водь. Этот раздел подробно знакомит
нас с эпическими песнями и персонажами из народного эпоса «Калевала». Также обучающиеся слушают,
переводят текст, анализируют и сравнивают величальные песни и причитания со свадебными песнями и
причитаниями русского народа. Дети знакомятся с творчеством водских песенниц и закрепляют знания по
жанрам рун, окунаются в мир детского фольклора вожан.
4.
5.
6.
7.
8.
Вепсский фольклор. Подробный разбор видеозаписей плачей и причитаний свадебного и рекрутского
обряда. Знакомство с творчеством современной фолк группы «Нойды» (колдуны), исполняющей вокальноинструментальную музыку на вепсском языке.
Культура и фольклор ингерманландских финнов. Знакомство с культурой, бытом и обрядами
ингерманландских финнов. Значение трудовой песни в жизни этих народов.
Культура и фольклор карел. Ассимиляция карел с ингерманландскими финнами. Разнообразие и
особенность фольклорных жанров.
Музыкальные инструменты коренных и современных народов Ленинградской области. Струннощипковая группа коренных и современных жителей ленинградской области. Кантеле. Гусли. Домра.
Балалайка. Думбра. Домбра. Дутар. Кобыз. Комуз. Духовая группа коренных и современных жителей Л.о.
Манк, рожок, пастушья трубка, труба. Комуз. Свистульки. Свирель. Дудук. Курай.
Народные праздники коренных жителей Ленинградской области. Праздники вожан: Егорьев день,
Иванов день, дни святого Ильи, святых Флора и Лавра.- праздники ижор: : Киурумпяйвя («жавороночный
день»), Иилья и Мииккула (престольный праздник),Йоулумпяйвя (рождествоХристово),
Везериста (Крещение Господне), Лиугупяйвя (Масленица), Урбипяйвя (Вербное воскресение),
Эйяпяйвя (Пасха Христова), Юрги (Юрьев день, день св. Георгия), Маахенккеуз (Вознесение Господне),
Троитса (день святой Троицы), Яани (Иванов день, рождество Иоанна Предтечи), Педро (Петров день, день
св. первоверховных апостолов Петра и Павла), Иилия (день Св.Ильи) – 2 августа (20 июля по ст.стилю),
Лаари (день Св. Флора и Лавра) – 18 августа (31 августа по ст.стилю), Виизенья (Воздвижение Креста
Господня) - 27 сентября (14 сентября по ст.стилю), Настосья (день Св. Анастасии) – 11 ноября (29 октября по
ст.стилю), Мииккула (день Св.Николая. Праздники вепсов: престольные (в честь святых), Маковей
(животноводческий праздник) , Пасха (можжевеловые веточки), Казанская и народный – Сырное
Воскресенье, Флора и Лавра 31 августа, праздник Знаменье 10 декабря, праздник Успение 28 августа,
праздник Покров 14 октября, Рождество Христово, «Великий день» (Пасха), Петров день, 12 июля.
9.
Праздники ингерманландских финнов: Новый год, Крещение, Масленица, Благовещение (Красная
Мария),Пасха, Юрки (день Св. Георгия), Вознесение, Троица. Юханнус (24.06), Mikkelinpäivä
(29.9приношение в жерву миккельских баранов) , Katarinan päivä (24.10 благополучие домашних животных),
MARRASKUU-KUURAKUU (месяц мертвой земли, ноябрь, Jakoaika (окончание в ноябре финского года),
Joulu (25.12 Рождество), Tapanin päivä (26.12 День Тапани- покровителя лошадей)
Народные праздники современных жителей Ленинградской области. Народные праздники русских,
украинцев и белорусов (славянская группа): Святки, Рождество и Крещение Господне, Масленица, Пасха,
Троица, праздник Ивана Купалы, Покров. Праздники белорусов, о которых мы редко слышим: Громницы
(15 февраля, посвящ. Богу Перуну), Сороки (Жаворонки) – мучеников 40 воинов-христиан, Сёмуха – 50 день
после Пасхи. Зажинки (земледельческий праздник, 21 июля), Спожинки (7 авг, окончание переработки
зерновых культур), Пилиповка (шестинедельный предрождесвенский пост).
Народные праздники татар (тюркская группа): Курбан байрам (жертвоприношение), Ураза (пост), Навруз
( весенний праздник по татарскому эпосу о двух братьях – врагах Сак и Сок, которых мать превратила за их
вражду в воронов) варят в огромном котле кашу из разных круп, Сабантуй (праздник- окончание посева).
Народные праздники узбеков (тюркская группа): Курбан хаит, Навруз (варят в большом котле
пророщенную пшеницу - сумаляк). Народные праздники азербайджан( тюркская группа): Курбан, Навруз
( на столе 7 продуктов набукву с: сушеный барбарис – сумах, сэмэли – кисломолочная похлёбка, сэбзи –
зелень и т.д);
Народные праздники армян (армянская группа): Рождество Христово, Терендез (как русская масленица),
Благовещение Пресвятой Богородицы, Сурб Затих (Пасха), День Еркрапа ( 8 мая, в честь добровольцев,
отстоявших границе Армении), Амбарцум (25 мая, Вознесение Господне), День памяти святой Рипсимэ —
11 июня, День памяти святой Гаянэ в Армении — 12 июня, Вардавар — праздник Преображения Иисуса
Христа в Армении — 23 июля.
10.
11.
12.
Музеи коренных жителей Ленинградской области: ижор, вепсов. Ижорский Музей в д.Вистино
Кингисеппского р-на ЛО. Николаевская церковь в Сойкино. Музей в Ладве. Шелтозерский вепсский
этнографический музей имени Р. П. Лонина .
Музеи коренных жителей Ленинградской области: ингерманландских финнов, карел. Музей истории
Ингрии в СПБ. Музей деревянного зодчества «Малые корелы» Музей калевальских рунопевцев.
Написание проектов по фольклору Ленинградской области. Определение актуальности, целей, задач,
объекта и предмета исследования. Определение структуры работы. Поиск Литературы. Структурирование
найденного материала. Создание продукта. Выводы.
VI. Методическое обеспечение программы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
https://vk.com/club162267150
https://vk.com/fucfolk
https://vk.com/ingria_historical_museum
https://vk.com/karjalan_folk
https://vk.com/tsentr_korennyh_narodov_lo
https://vk.com/vadjamaa
https://vk.com/vepsan_pajo
Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. – Воронеж: НПО
МОДЭК , 1998.
9. Асватуров А.С. Сохранение этнокультурного наследия России// Вестн. БАЕ. 2004. №1. С.37-40
10. В.С. Бахтин Сказки, басни, частушки, присловья Ленинградской области: Сборник. – Л.: Ленииздат, 1982.- 528с.
11. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». – М.: «Просвещение»,
1989.
12. Дрон Д.А. Национальный фактор в религиозной ситуации Санкт-Петербурга// Национальные диаспоры в истории
и культуре Санкт-Петербурга на пороге XXI века: материал научно-практической конф., Спб., 14-15 дек. 2000 г.
Регион. ,общ., орг. «Спб. Дом нац. Культур» и др; отв.ред. Т.М. Смирнова , Спб., 2001. С. 36-43
13. Культура народов Севера: традиции и современность/ отв.ред В.И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1986
14. Мы живём на однойземле: многонациональная Ленинградская область: материалы Третьих губерн. Чтений/ сост.
Г. М. Мошкова. Спб. 2007. С.37-41
15. Петербург наш общий дом: материалы науч.-практич. Конференции и семинаров/ Науч. Центр «Петрополь», Спб
ГУ «Дом национальностей»; под ред. Смирновой. Спб., 2007. С. 210-214
16. Пименов В.В. Карелия глазами путешественников и исследователей XVIII и XIX веков. / соавт. Эпштейн Е.М.
Петрозаводск, 1969.
VI. Материально-техническое обеспечение.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занят, ноутбук. Методические, нотные пособия по
фольклору Ленинградской области, сборники произведений для вокальных ансамблей.
VII. Литература.
1. Агранат Т.Б. Водский язык // Большая Российская энциклопедия. Т. 5. М., 2006
2. Аристэ П.А. Формирование прибалтийско-финских языков и древнейший период их развития// Вопросы
этнической истории эстонского народа, Таллин, 1956. С. 5-27.
3. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также житейских обрядов, вер,
обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Спб., 1776-1777, Ч.I; 2 изд.: Спб, 1779; современное
издание: М., 2007.
Вепсы // Народы Европейской части СССР. Этнографические очерки. В 2 т. Т. «. М., 1964.
Вепсы: на рубеже XX-XXI веков: по матер. Межрегион.науч.-практич. Конф. Петрозаводск, 2008
Мы живём на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. СПБ.: Лениздат, 1992.
Природный парк. Вепсский лес. Тихвин: Алаборт, 2003.
В.С. Бахтин Сказки, басни, частушки, присловья Ленинградской области: Сборник. – Л.: Ленииздат, 1982.- 528с.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». – М.: «Просвещение»,
1989.
10. Дрон Д.А. Национальный фактор в религиозной ситуации Санкт-Петербурга// Национальные диаспоры в истории
и культуре Санкт-Петербурга на пороге XXI века: материал научно-практической конф., Спб., 14-15 дек. 2000 г.
Регион. ,общ., орг. «Спб. Дом нац. Культур» и др; отв.ред. Т.М. Смирнова , Спб., 2001. С. 36-43
11. Культура народов Севера: традиции и современность/ отв.ред В.И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1986
12. Мы живём на одной земле: многонациональная Ленинградская область: материалы Третьих губерн. Чтений/ сост.
Г. М. Мошкова. Спб. 2007. С.37-41
13. Петербург наш общий дом: материалы науч.-практич. Конференции и семинаров/ Науч. Центр «Петрополь», Спб
ГУ «Дом национальностей»; под ред. Смирновой. Спб., 2007. С. 210-214
14. Пименов В.В. Карелия глазами путешественников и исследователей XVIII и XIX веков. / соавт. Эпштейн Е.М.
Петрозаводск, 1969.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
VIII. Календарно – тематическое планирование.
№ Тема
за
ня
ти
я
1
2
Тема года: «Фольклор
народов
Ленинградской
области».
Понятие фольклора и
его основные жанры.
Синкретизм в
фольклоре.
Жанровое многообразие
фольклора
К Да
ол та
во
ча
с
ов
Тип Вид занятия Планируемые результаты
заня
системы знаний
тия
обучающимися.
УУД.
ИН
М
Освоить
роль
ученика;
Формы
промежут
очной
аттестаци
и
66
4
2
2
ЗПЗ
аудиторное
аудиторное
практическо
е
Знать правила поведения на
занятии.
Уметь слушать музыку
внимательно, определять
характер и настроение
музыкального произведения
Знать правила поведения на
занятии, правила слушания;
Уметь слушать музыку
Организов
ывать свое
рабочее
Таблица
место под «Основны
руководст е жанры
внимательно, определять
характер и настроение
музыкального произведения,
эмоционально откликаться на
прослушанные произведения.
вом
учителя.
Наблюдат
ь,
сравниват
ь.
Подробно
пересказы
вать
прослушан
ное
произведе
ние;
определят
ь тему.
Высказыва
ть своё
мнение,
отвечать
на
поставлен
ные
фольклора
»
вопросы.
3
4
Ижорский песенный
4
фольклор.
Ижорская сказительница 2
Екатерина Андреевна
Александрова
Ижорская эпическая
2
ИН
М
ЗПЗ
аудиторное
практическо
е
Знать: роль музыки в
повседневной жизни человека;
роль песни в жизни ижор.
Уметь: определять на слух
общий характер музыкальных
произведений.
аудиторное
Знать, что такое эпическая
Соблюдат
ь
простейши
е нормы
речевого
этикета:
здороватьс
я,
прощаться
,
благодари
ть.
Освоить
роль
ученика;
Организов
ывать свое
рабочее
место под
руководст
вом
песня. Руны.
практическо
е
песня, руна; характерные
особенности жанров: эпических
песен, рун.
Уметь чисто интонировать
мелодию прослушанного
произведения.
учителя.
Сравниват
ь,
анализиро
вать;
уметь с
помощью
вопросов
получать
необходим
ые
сведения
от
партнера
по
деятельнос
ти.
Сравниват
ь,
формулир
овать.
Оценивать
жизненны
е ситуации
и
поступки
героев
художеств
енных и
музыкальн
ых
произведе
ний с
точки
зрения
общечелов
еческих
норм.
Участвова
ть в
диалоге на
занятии и
жизненны
х
ситуациях.
5
Песенный
фольклор 10
коренного
народа
Лнинградской области –
водь.
Величальные песни.
2
Песня при входе в дом
невесты.
Причитания.
6
Эпическая песня.
Песня про Калерво и
Ундарма. ( Персонажи
карело-финского эпоса
«Калевала»)
7
Водские руны.
2
2
ИН
М
аудиторное
ИН
М
аудиторное
практическо
е
ЗПЗ
аудиторное
практическо
е
Знать, что такое величальная
песня и для чего нужны
причитания на свадьбах.
Уметь слушать произведения и
уметь определять на слух
повторяющуюся интонацию
стона.
Определят
ь цель
выполнени
я заданий
во
внеурочно
й
деятельнос
Знать что такое эпическая песня ти, в
Уметь связывать музыкальную жизненны
х
интонацию с песенным
ситуациях
содержанием (почему такой
темп, лад, ритм, почему сольное под
руководст
исполнение) .
вом
Знать: истоки музыки и ее
учителя.
взаимосвязь с жизнью;
Уметь: высказывать свои
Соблюдат
впечатления о прослушанных
ь
музыкальных произведениях,
простейши
чисто интонировать мелодию,
петь по фразам песню .
8
9
Современная
2
исполнительница на
водском языке Мария
Юльдин.
Водские песенницы
Дуня Трофимова, Мария
Вахтер.
Детский водский
2
фольклор.
ОСЗ
аудиторное
практическо
е
КЗУ
внеаудиторн
ое
практическо
е
Знать водских исполнительниц
Уметь: слушать музыку
внимательно,
определяя на слух основные
жанры фольклорной музыки.
Слышать фразировку в мелодии
песен.
Знать: связь разговорной и
музыкальной речи;
размер 2/4, дирижерскую схему;
понятие «хор», «солист»
Уметь: воспринимать и
передавать радостный характер
песни, понимать дирижерский
жест учителя.
е нормы
речевого
этикета:
здороватьс
я,
прощаться
,
благодари
ть.
Сравниват
ь
предметы,
объекты:
находить
общее и
различие.
Высказыва
ть своё
мнение,
отвечать
на
поставлен
ные
вопросы.
Ориентиро
ваться в
видах
деятельнос
ти на
занятиях,
определят
ь умения,
которые
будут
сформиров
аны на
основе
изучения
данного
материала.
Уметь
восприним
ать
музыку
разных
жанров,
размышля
ть о
музыкальн
ых
произведе
ниях как
способе
выражени
я чувств и
мыслей
человека.
Выявлять
сходство и
различие
музыкальн
ых и
живописн
ых
образов.
Использо
вать в
своей
деятельнос
ти
простейши
е муз
инструмен
ты.
Уметь
определят
ь характер
и
настроени
е музыки
с учетом
терминов
и
образных
определен
ий.
Вепсский фольклор.
10 Плачи и причитания.
6
2
ИН
аудиторное
Знать, что песня – основа
Освоить
Свадебный и рекрутский
обряды.
11 Современная фолк
группа Нойды,
исполняющая вокальноинструментальную
музыку на вепсском
языке.
12 Разнообразие жанров
вепсской музыки.
М
2
ЗПЗ
ЗПЗ
2
музыкальных впечатлений.
Размер 2/4;
-кто такие рекруты
Уметь эмоционально
воспринимать изображение
сказочных образов в музыке,
запоминать мелодию новой
песни.
аудиторное
практическо
е
внеаудиторн
ое
практическо
е
Знать понятия: фолк группа,
вокально-инструментальный.
Уметь петь энергично
выразительно, умеренно громко,
не форсируя звук;
исполнять простейшие
музыкальные фразы голосом.
Знать какое значение имеет
музыка в жизни человека,
звучание природы.
Уметь: воспринимать и
передавать радостный и
спокойный характер изучаемых
музыкальных произведений .
роль
ученика;
Организов
ывать свое
рабочее
место под
руководст
вом
учителя.
Анализиро
вать,
делать
выводы,
отвечать
на
вопросы,
высказыва
ть
собственн
ую точку
зрения,
выделять
главное.
Сравниват
ь,
сопоставл
ять.
Участвова
ть в
диалоге на
занятии и
жизненны
х
ситуациях.
Контролир
овать и
оценивать
свою
деятельнос
ть.
Знакомить
ся с
элементам
и нотной
записи.
Подробно
пересказы
вать
прослушан
ное;
определят
ь тему.
Выска
зыват
ь своё
мнени
е,
отвеча
ть на
поста
вленн
ые
вопро
сы.
Сохра
нять
добро
желат
ельно
е
отнош
ение
друг к
другу
в
ситуа
ции
конфл
икта
интер
есов.
Культура и фольклор
ингерманландских
финнов
13 Кто такие
ингерманландские
финны?
4
2
ИН
М
аудиторное
Знать этнологию
ингерманландских финнов
Уметь выразительно исполнять
песни; чисто интонировать
мелодию музыкального
произведения; понимать
дирижерский жест, правильно
Определят
ь цель
выполнени
я заданий
во
внеурочно
й
14
Ингерманладские
трудовые песни и их
роль в жизни народа.
ЗПЗ
2
аудиторное
практическо
е
делать акцент в трехдольном
размере.
Знать, что песня – основа
музыкальных впечатлений и
помощь в жизни и труде.
Уметь определять общий
характер музыки; узнавать
освоенные музыкальные
произведения.
деятельнос
ти, в
жизненны
х
ситуациях
под
руководст
вом
учителя.
Участвова
ть в паре.
Уметь
строить
свои
высказыва
ния о
музыке в
устной
форме.
Проявлять
эмоционал
ьную
отзывчиво
сть,
Сравнител
ьный
аналих
русских
трудовых
песен с
ингерманл
андскими
трудовым
и песнями
в плане
содержани
яи
средств
музыкальн
ой
выразител
ьности.
личностно
е
отношение
при
восприяти
ии
исполнени
и
музыкальн
ых
произведе
ний.
Самостоя
тельно
создавать
способы
решения
проблем
творческог
о
поисковог
о
характера.
Культура и фольклор
4
карел
15 Кто такие карелы?
ОСЗ
аудиторное
2
практическо
е
16 Особенности песенного
фольклора карел.
2
КЗУ
внеаудиторн
ое
практическо
е
Знать, что мелодия – главная
мысль музыкального
произведения; характерные
особенности жанров: песни,
танца, марша.
- этнологию карел
Уметь воспроизводить
интервалы голосом
прослушанные произведения.
Правильно использовать
певческое дыхание, понимать
дирижерский жест.
Знать религиозные праздники,
народные традиции, песни.
Уметь слушать, воспринимать
«колядки». Выдерживать паузы,
не брать дыхание в середине
муз. фразы
Ценить и
принимать
следующи
е базовые
ценности:
«добро»,
«терпение
»,
«Родина»,
«природа»
, «семья».
Определят
ь план
выполнени
я заданий
на
занятиях.
Участвова
ть в
диалоге на
уроке и
жизненны
х
ситуациях.
Стремитьс
я находить
продуктив
ное
сотруднич
ество
(общение,
взаимодей
ствие) со
сверстник
ами.
Уметь
строить
свои
высказыва
ния о
музыке в
устной
форме.
Музыкальные
4
инструменты коренных
и современных народов
Ленинградской области.
17 Струнно-щипковая
группа коренных и
современных жителей
ленинградской области.
Кантеле. Гусли. Домра.
Балалайка. Думбра.
Домбра. Дутар. Кобыз.
Комуз.
18 Духовая группа
коренных и
современных жителей
Л.о. Манк, рожок,
пастушья трубка, труба.
Комуз. Свистульки.
Свирель. Дудук. Курай.
2
2
ИН
М
ЗПЗ
аудиторное
аудиторное
практическо
е
Знать: выразительность и
изобразительность музыкальной
интонации;
- что такое стунно-щипковая
группа
Уметь: узнавать освоенные
музыкальные произведения.
Играть простейшие
музыкальные фразы на детских
музыкальных инструментах металлофоне и ксилофоне
Знать, что такое духовая
группа народных инструментов.
Уметь слушать, воспринимать и
анализировать
инструментальную
музыкальную музыку;
- на слух определять
инструментальный тембр
Контролир
овать и
оценивать
свою
деятельнос
ть.
Подробно
пересказы
вать
прослушан
ное;
определят
ь тему.
Проявлять
эмоционал
ьную
отзывчиво
сть,
личностно
е
отношение
при
восприяти
ии
исполнени
и
музыкальн
ых
произведе
ний.
Сравниват
ь,
сопоставл
ять.
Оценивать
жизненны
е ситуации
и
поступки
героев
художеств
енных и
музыкальн
ых
произведе
ний с
точки
зрения
общечелов
еческих
норм.
Участвова
ть в паре.
Самостоят
ельно
создавать
способы
решения
проблем
творческог
о
поисковог
о
характера.
Народные праздники
коренных жителей
Ленинградской области
19 Народные праздниками
вожан.
Народные праздники
ижор.
4
2
ЗПЗ
аудиторное
практическо
е
Знать: праздники вожан:
Егорьев день, Иванов день, дни
святого Ильи, святых Флора и
Лавра.
- праздники ижор: :
Киурумпяйвя («жавороночный
день»),
Иилья и Мииккула
(престольный праздник),
Йоулумпяйвя (рождество
Христово),
Везериста (Крещение Господне),
Лиугупяйвя (Масленица),
Урбипяйвя (Вербное
воскресение), Эйяпяйвя (Пасха
Христова),
Юрги (Юрьев день, день св.
Георгия),
Маахенккеуз (Вознесение
Господне), Троитса (день святой
Уважать
свою
семью,
родственн
иков,
родителей.
Определят
ь цель
выполнени
я заданий
во
внеурочно
й
деятельнос
ти, в
жизненны
Троицы), Яани (Иванов день,
рождество Иоанна Предтечи),
Педро (Петров день, день св.
первоверховных апостолов
Петра и Павла), Иилия (день
Св.Ильи) – 2 августа (20 июля
по ст.стилю), Лаари (день Св.
Флора и Лавра) – 18 августа (31
августа по ст.стилю),
Виизенья (Воздвижение Креста
Господня) - 27 сентября (14
сентября по ст.стилю),
Настосья (день Св. Анастасии) –
11 ноября (29 октября по
ст.стилю), Мииккула (день
Св.Николая)
Уметь: слушать музыку
внимательно и определять
жанр.
20 Праздники вепсов.
Праздники
ингерманландских
финнов:
2
КЗУ
внеаудиторн
ое
практическо
е
Знать: праздники вепсов:
престольные (в честь святых),
Маковей (животноводческий
праздник) , Пасха
(можжевеловые веточки),
Казанская и народный – Сырное
х
ситуациях
под
руководст
вом
учителя.
Уметь
прово
дить
прост
ые
анало
гии и
сравн
ения
между
музык
альны
ми
произ
веден
иями.
Презентац
ия
«Праздник
и
коренных
народов
Воскресенье, Флора и Лавра 31
августа, праздник Знаменье 10
декабря, праздник Успение 28
августа, праздник Покров 14
октября, Рождество Христово,
«Великий день» (Пасха), Петров
день, 12 июля:
- знать праздники
ингерманландских финнов:
Новый год, Крещение,
Масленица, Благовещение
(Красная Мария),Пасха, Юрки
(день Св. Георгия), Вознесение,
Троица. Юханнус (24.06),
Mikkelinpäivä (29.9приношение
в жерву миккельских баранов) ,
Katarinan päivä (24.10
благополучие домашних
животных), MARRASKUUKUURAKUU (месяц мертвой
земли, ноябрь,
Jakoaika (окончание в ноябре
финского года), Joulu (25.12
Рождество), Tapanin päivä (26.12
Ориентиро Ленинград
ваться в
ской
видах
области»
деятельнос
ти на
занятиях,
определят
ь умения,
которые
будут
сформиров
аны на
основе
изучения
данного
материала.
Уметь с
помощью
вопросов
получать
необходим
ые
сведения
Народные праздники
современных жителей
Ленинградской области
21 Народные праздники
русских, украинцев и
белорусов (славянская
группа).
День Тапани- покровителя
лошадей)
Уметь: слушать музыку
внимательно и определять
жанр.
от
партнера
по
деятельнос
ти.
Знать народные праздники
русских, украинцев и белорусов:
Святки, Рождество и Крещение
Господне, Масленица, Пасха,
Троица, праздник Ивана
Купалы, Покров.
Праздники белорусов, о которых
мы редко слышим: Громницы
(15 февраля, посвящ. Богу
Перуну), Сороки (Жаворонки) –
мучеников 40 воинов-христиан,
Сёмуха – 50 день после Пасхи.
Зажинки (земледельческий
праздник, 21 июля), Спожинки
(7 авг, окончание переработки
Освоить
роль
ученика.
4
2
ОСЗ
внеаудиторн
ое
практическо
е
Уважать
свою
семью,
родственн
иков,
родителей.
Уметь
аргументи
ровать
свое
22 Народные праздники
татар, узбеков и
азербайджан (тюркская
группа)
Народные празники
армян (армянская
группа)
2
КЗУ
внеаудиторн
ое
практическо
е
Концерт для
мам
зерновых культур), Пилиповка
(шестинедельный
предрождесвенский пост).
Уметь: слушать музыку
внимательно и определять
жанр.
Знать народные праздники
татар: Курбан байрам
(жертвоприношение), Ураза
(пост), Навруз ( весенний
праздник по татарскому эпосу о
двух братьях – врагах Сак и Сок,
которых мать превратила за их
вражду в воронов) варят в
огромном котле кашу из разных
круп, Сабантуй (праздникокончание посева)
- народные праздники узбеков:
Курбан хаит, Навруз (варят в
большом котле пророщенную
пшеницу - сумаляк)
Народные праздники
азербайджан: Курбан, Навруз (
на столе 7 продуктов набукву с:
предложен
ие,
убеждать
и
уступать.
Осущ
ествля
ть
прост
ые
обобщ
ения
между
отдел
ьным
и
произ
веден
иями
искус
ства.
Участвова
Презентац
ия
«Праздник
и
современн
ых
народов
Ленинград
ской
области»
сушеный барбарис – сумах,
сэмэли – кисломолочная
похлёбка, сэбзи – зелень и т.д;
- народные праздники армян:
Рождество Христово, Терендез
(как русская масленица),
Благовещение Пресвятой
Богородицы, Сурб Затих
(Пасха), День Еркрапа ( 8 мая, в
честь добровольцев, отстоявших
границе Армении), Амбарцум
(25 мая, Вознесение Господне),
День памяти святой Рипсимэ —
11 июня, День памяти святой
Гаянэ в Армении — 12 июня,
Вардавар — праздник
Преображения Иисуса Христа в
Армении — 23 июля.
Уметь: слушать музыку
внимательно и определять
жанр.
Музеи коренных
жителей Ленинградской
8
ть в
диалоге на
уроке и
жизненны
х
ситуациях.
Контролир
овать и
оценивать
свою
деятельнос
ть.
области: ижор, вепсов
23 Ижорский Музей в
д.Вистино
Кингисеппского р-на
ЛО
2
ИН
М
аудиторное
24 Николаевская церковь в
Сойкино.
2
ЗПЗ
аудиторное
практическо
е
25 Музей в Ладве.
2
КЗУ
аудиторное
практическо
е
Знать свойство музыки
передавать состояние природы,
чувств, мыслей человека.
Уметь узнавать освоенные
музыкальные произведения;
различать тембры различных
музыкальных инструментов;
анализировать музыкальные
произведения. Петь попевку
р.н.п. «Уж как шла лиса»,
изменяя характер произведения.
Знать мелодию и текст 1 –го
куплета новой песенки
«Одуванчик».
Уметь выразительно исполнять
веселую по характеру песню
«Шарики воздушные». Петь
легким звуком попевку р.н.п.
«Уж как шла лиса». «Ах вы,
сени».
Знать географическое
положение Ладвы, адрес музея.
Уметь называть отделы музея и
Ценить и
принимать
следующи
е базовые
ценности:
«добро»,
«терпение
»,
«Родина»,
«природа»
, «семья».
Ориентиро
ваться в
видах
деятельнос
ти на
занятиях,
определят
ь умения,
которые
будут
сформиров
26 Шелтозерский вепсский
этнографический музей
имени Р. П. Лонина
2
ОСЗ
аудиторное
практическо
е
какую информацию они несут
слушателю.
Знать геолокацию музея.
Уметь называть отделы музея и
какую информацию они несут
слушателю.
аны на
основе
изучения
данного
материала.
Уметь
строить
свои
высказыва
ния о
музыке в
устной
форме;
сохранять
доброжела
тельное
отношение
друг к
другу в
ситуации
конфликта
интересов.
Уметь
строить
свои
высказыва
ния о
музыке в
устной
форме.
Уметь
аргументи
ровать
свое
предложен
ие,
убеждать
и
уступать.
Оценивать
жизненны
е ситуации
и
поступки
героев
художеств
енных и
музыкальн
ых
произведе
ний с
точки
зрения
общечелов
еческих
норм.
Использов
ать в своей
деятельнос
ти
простейши
е муз
инструмен
ты.
Высказыва
ть своё
мнение,
отвечать
на
поставлен
ные
вопросы.
Музеи коренных
жителей Ленинградской
области:
ингерманландских
финнов, карел.
27 Музей истории Ингрии
в СПБ.
4
2
ИН
М
аудиторное
Музей деревянного
зодчества «Малые
корелы»
Музей калевальских
рунопевцев.
2
КЗУ
аудиторное
практическо
е
28
Знать: геолокацию музея.
Уметь называть отделы музея и
какую информацию они несут
слушателю.
Знать геолокацию музея.
Уметь называть отделы музея и
какую информацию они несут
слушателю.
Оцени
вать
жизне
нные
ситуа
ции и
посту
пки
героев
худож
ествен
ных
тексто
Эссе по
теме
«Музеи
народов
ленинград
ской
области»
вс
точки
зрени
я
общеч
елове
чески
х
норм.
Уметь
аргументи
ровать
свое
предложен
ие,
убеждать
и
уступать.
Высказыва
ть своё
мнение,
отвечать
на
поставлен
ные
вопросы.
Осущ
ествля
ть
прост
ые
обобщ
ения
между
отдел
ьным
и
произ
веден
иями
искус
ства.
Написание проектов по
8
фольклору
Ленинградской области.
29 Определение
актуальности, целей,
задач, объекта и
предмета исследования.
30 Определение структуры
работы. Поиск
Литературы.
31 Структурирование
найденного материала.
32 Создание продукта.
2
КЗУ
аудиторное
практическо
е
Знать что такое актуальность,
цель, задачи и предмет и объект
исследование.
Уметь формулировать
актуальность, цель, задачи,
предмет и объект исследования.
2
ИН
М
Знать понятие структуры.
Уметь составлять план проекта
2
ЗПЗ
аудиторное
практическо
е
внеаудиторн
ое
практическо
е
2
КПЗ
У
внеаудиторн
ое
практическо
е
Знать содержание материала
проекта
Уметь грамотно компоновать
найденную информацию.
Оцениват
ь
жизненны
е ситуации
и
поступки
героев
художеств
енных
текстов с
точки
зрения
общечелов
еческих
норм.
Участвова
ть в
диалоге на
Знать правила составления
занятии и
презентации
жизненны
Уметь красочно и интересно
преподносить материал проекта. х
Чётко
определят
ь предмет
и объект
исследова
ния и не
путать эти
2
определен
ия.
Выступле
ние на
школьной
конференц
33 «Подведем итог»…
2
КПЗ
У
внеаудиторн
ое
практическо
е
ситуациях. ии.
Знать и помнить основные
Выступле
Уметь
ошибки, которые были
ние на
определят внешкольн
совершены при написании
ь характер ой
проекта и стараться не
совершать их в будущих работах и
конференц
Уметь делать выводы, находить настроени ии.
е музыки
положительные и
с учетом
отрицательные моменты своей
терминов
проектной деятельности.
и
образных
определен
ий.
Отвечать
на
простые
вопросы
учителя,
находить
нужную
информац
ию в
своей
памяти.
Сохранять
доброжела
тельное
отношение
друг к
другу в
ситуации
конфликта
интересов.
Ориентиро
ваться в
видах
деятельнос
ти на
занятиях,
определят
ь умения,
которые
будут
сформиров
аны на
основе
изучения
данного
материала.
Проявлять
эмоционал
ьную
отзывчиво
сть,
личностно
е
отношение
при
восприяти
ии
исполнени
и
музыкальн
ых
произведе
ний.
Участ
вовать
в
музык
ально
й
жизни
класса
,
школ
ы.
ИНМ
ЗПЗ
КПЗУ
ОСЗ
КЗУ
ТИПЫ ЗАНЯТИЙ
изучение нового материала
закрепление первичных
знаний
комплексное применения
знаний и умений
обобщение и
систематизация знаний
Контроль знаний и умений