Финно-угорская мифология

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА

Рассмотрена и принята

Утверждено
Приказом по МБОУ СОШ №1
Выборга

247.0/01.10

г.

на педагогическом совете

№

от 02.09.2021г.

протокол №1 от 30 августа 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Финно-угорская мифология»
(Общекультурное направление)
Для обучающихся 10 классов
Срок реализации 1 год

Разработана и реализуется
учителем русского языка и литературы
Лялиной И.В.

г. Выборг
2021 г.

2

Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности
обучающихся; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного
языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания
подрастающего поколения. Использование ценностей народной культуры и народной
педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у
обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к
людям труда и достижениям предшествующих поколений.
Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной культуре,
формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить
художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.
Этнокультурный компонент обязательно присутствует в большинстве направлений
деятельности МБОУ СОШ №1 .
Актуальность программы обусловлена необходимостью приобщения учащихся к
межкультурному взаимодействию, на основе знания и уважения социокультурных традиций
и особенностей родственных народов, проживающих в других странах.
Программа факультатива рассчитана на учащихся 10 класса общеобразовательной
школы. Учебный план МБОУ «СОШ № 1» на изучение внеурочного курса «Финно-угорская
мифология » отводит 2 часа в неделю в течение учебного года. Полный объём курса –68
часов: 2 часа в неделю.
В основу программы положены следующие принципы: культуросообразности,
природосообразности, патриотической направленности, диалога культур, проектности,
коллективности.
Цель курса:
1. Развитие эстетического вкуса учащихся
2. Укрепление знаний о финно-угорских народах, их мифологических представлениях.
3. Патриотическое воспитание: развитие любви к Родине.
4. Осознавание всей красоты народного творчества.

Задачи курса:
Задачи:
1.Изучить финно-угорскую мифологию,
2. Развить интерес к представлениям о мире финно-угорской народности.
3. Развить творческие способности и навыки импровизации.

3

4. Способствовать развитию у
этнографического исследования.





учащихся

умений

и

навыков

фольклорного

и

Формы организации деятельности
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а
также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в
праздниках. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной
направленности занятий.
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
опросов по изучаемым темам;
выступления с индивидуальными проектами
При реализации программы используются различные методы обучения:
словесные – рассказ, объяснение нового материала;
наглядные – показ мифов, демонстрация иллюстративного материала;
практические –работа с индивидуальными проектами.
Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем
следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых мифов, их
интерпретация. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений
между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания,
которые необходимы в исследовательской работе.
Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и
повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных
конференциях, праздниках и конкурсах.
Формы подведения итогов
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных
заданий, исследовательских работ и проектов.






Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:
Основные финно-угорские мифы и уметь рассказывать о них;
Особенности финно-угорской мифологии, представления о мире;
Уметь:
Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать в их
организации.
Выступать с проектами по данной теме в научной конференции.
Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной культуры
финно-угорской народности и их мифологии привлекаются к исследовательской
деятельности.

Учебно-тематический план.
Содержание программы.

4

Раздел 1. Устное народное творчество.
Тема 1. Введение. Жанровая система фольклора.
Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении
и на улице. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора.
Раздел 2. Расселение финно-угров
Тема 1. Финно-угорская мифология — общие мифологические представления финноугорских народов.
Тема 2. Формирование самостоятельных мифологических традиций отдельных
прибалтийско-финских народов.
Раздел 3. Устройство мира
Тема 1. Истории о сотворении мира.
Тема 2. Система мира.
Тема 3. Юмала- небесное божество.
Раздел 4. Загадочная страна Биармия
Тема 1. Скандинавские саги о волшебной стране.
Тема 2. Храм Биармии
Раздел 5. Финские божества
Тема 1. Тапио - божество леса.
Тема 2. Ахти - бог вод.
Тема 3. Лиеккио – божество растительного мира.
Тема 4. Ильмаринен - покровитель воздушной стихии.
Тема 5. Турисас - покровитель воинов, дарующий победы в сражениях.
Тема 6. Тури - бог-громовник.
Тема 7. Кратти - божество, занимающееся имуществом человека
Тема 8. Тонту - божество, занимающееся домашним хозяйством.
Тема 9. Другие божества и духи.
Раздел 6. Сотворение мира и человека
Тема 1. Возникновение мира.
Тема 2. Возникновение человека.
Тема 3. «Суоми» — праматерь финского народа.
Раздел 7. Трехчастный мир
Тема 1. Верхний мир.
Тема 2. Средний мир.
Тема 3. Нижний мир.
Раздел 8. Похьёла
Тема 1. Похьёла —страна мёртвых.
Тема 2. Похьёла — страна лесного и водного изобилия.
Тема 3. Остров Линнумаа — «Страна птиц».

5

Раздел 9. Громовник Укко
Тема 1. Укко — верховный бог, громовержец.
Тема 2. Святилища Укко.
Тема 3. Противник громовержца – Перкеле.
Раздел 10. Лесные божества
Тема 1. Хийси — древний дух.
Тема 2. Хозяин леса Тапио.
Тема 3. Водяной бог Ахти.
Раздел 11. Происхождение священных животных
Тема 1. Предания о происхождении реалий внешнего мира
Тема 2. Гигантский лось Хийси.
Тема 3. Небесный бык.
Тема 4. Медведь – сын сосны.
Раздел 12. Нечистые твари
Тема 1. Злая волшебница Сюэтар.
Тема 2. Волшебный народец — «жители земли», «земной народец», «подземные»: маахисы,
маанвэки, мааналайсы.
Раздел 13. Духи-хозяева
Тема 1. Хозяева воды и земли, лесов и гор, хозяева очага и хозяева бани.
Тема 2. Дух-хозяин лодок. Специальный дух — «хозяин межи».
Тема 3. Особый дух добытчика «пяра».
Тема 4. Смертная сила— калма.
Раздел 14. Финский эпос и «Калевала»
Тема 1. Элиас Лённрот «второй отец финского языка», выдающийся ученый — составитель
словарей, просветитель, журналист, собиратель фольклора.
Тема 2. История создания «Калевалы».
Тема 3. «Новая Калевала»
Тема 4. Содержание «Калевалы».
Тема 5. Воплощение народной мечты.

6

Раздел 15. Уникальность карело-финского эпоса
Раздел 16. Методика исследовательской работы.
Тема 1 . Методы научного исследования.
Этика науки. Методы научного исследования. Технические средства.
Практические занятия. Сравнительный анализ мифов.

Учебно-тематический план
68 часов
п/п
Тема урока

7

Кол-во
Дата проведения

Раздел 1. Устное народное творчество.
Тема 1. Введение. Жанровая система фольклора.
Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении
и на улице. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора.
- 2 часа
Раздел 2. Расселение финно-угров
Тема 1. Финно-угорская мифология — общие мифологические представления финноугорских народов. - 1 час
Тема 2. Формирование самостоятельных мифологических традиций отдельных
прибалтийско-финских народов. - 1 час
Раздел 3. Устройство мира
Тема 1. Истории о сотворении мира. - 1 час
Тема 2. Система мира. - 1 час
Тема 3. Юмала- небесное - 1 час
божество.
Раздел 4. Загадочная страна Биармия
Тема 1. Скандинавские саги о волшебной стране. - 1 час
Тема 2. Храм Биармии. - 1 час
Раздел 5. Финские божества
Тема 1. Тапио - божество леса. - 1 час
Тема 2. Ахти - бог вод. - 1 час
Тема 3. Лиеккио – божество растительного мира. - 1 час
Тема 4. Ильмаринен - покровитель воздушной стихии. - 1 час
Тема 5. Турисас - покровитель воинов, дарующий победы в сражениях. - 1 час
Тема 6. Тури - бог-громовник. - 1 час
Тема 7. Кратти - божество, занимающееся имуществом человека - 1 час
Тема 8. Тонту - божество, занимающееся домашним хозяйством. - 1 час
Тема 9. Другие божества и духи. - 1 час
Раздел 6. Сотворение мира и человека
Тема 1. Возникновение мира. - 1 час
Тема 2. Возникновение человека. - 1 час
Тема 3. «Суоми» — праматерь финского народа. - 1 час
Раздел 7. Трехчастный мир

8

Тема 1. Верхний мир. - 1 час
Тема 2. Средний мир. - 1 час
Тема 3. Нижний мир. - 1 час
Раздел 8. Похьёла
Тема 1. Похьёла —страна мёртвых. - 1 час
Тема 2. Похьёла — страна лесного и водного изобилия. - 1 час
Тема 3. Остров Линнумаа — «Страна птиц». - 1 час
Раздел 9. Громовник Укко
Тема 1. Укко — верховный бог, громовержец. - 1 час
Тема 2. Святилища Укко. - 1 час
Тема 3. Противник громовержца – Перкеле. - 1 час
Раздел 10. Лесные божества
Тема 1. Хийси — древний дух. - 1 час
Тема 2. Хозяин леса Тапио. - 1 час
Тема 3. Водяной бог Ахти. - 1 час
Раздел 11. Происхождение священных животных
Тема 1. Предания о происхождении реалий внешнего мира - 1 час
Тема 2. Гигантский лось Хийси. - 1 час
Тема 3. Небесный бык. - 1 час
Тема 4. Медведь – сын сосны. - 1 час
Раздел 12. Нечистые твари
Тема 1. Злая волшебница Сюэтар. - 1 час
Тема 2. Волшебный народец — «жители земли», «земной народец», «подземные»: маахисы,
маанвэки, мааналайсы. - 1 час
Раздел 13. Духи-хозяева
Тема 1. Хозяева воды и земли, лесов и гор, хозяева очага и хозяева бани. - 1 час
Тема 2. Дух-хозяин лодок. Специальный дух — «хозяин межи». - 1 час
Тема 3. Особый дух добытчика «пяра». - 1 час
Тема 4. Смертная сила— калма. - 1 час
Раздел 14. Финский эпос и «Калевала»
Тема 1. Элиас Лённрот «второй отец финского языка», выдающийся ученый — составитель
словарей, просветитель, журналист, собиратель фольклора. - 2 часа
Тема 2. История создания «Калевалы». - 1 час
Тема 3. «Новая Калевала» - 1 час
Тема 4. Содержание «Калевалы». – 4 часа
Тема 5. Воплощение народной мечты. - 1 час
Раздел 15. Уникальность карело-финского эпоса

9

- 2 часа

Раздел 16. Методика исследовательской работы.
Тема 1 . Методы научного исследования.
Этика науки. Методы научного исследования. Технические средства.
Практические занятия. Сравнительный анализ мифов. Проектная и исследовательская
деятельность.
15 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».