МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА Рассмотрена и принята Утверждено Приказом по МБОУ СОШ №1 Выборга 247.0/01.10 г. на педагогическом совете № от 02.09.2021г. протокол №1 от 30 августа 2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Финно-угорская мифология» (Общекультурное направление) Для обучающихся 10 классов Срок реализации 1 год Разработана и реализуется учителем русского языка и литературы Лялиной И.В. г. Выборг 2021 г. 2 Пояснительная записка Актуальность, педагогическая целесообразность программы Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений. Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности. Этнокультурный компонент обязательно присутствует в большинстве направлений деятельности МБОУ СОШ №1 . Актуальность программы обусловлена необходимостью приобщения учащихся к межкультурному взаимодействию, на основе знания и уважения социокультурных традиций и особенностей родственных народов, проживающих в других странах. Программа факультатива рассчитана на учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Учебный план МБОУ «СОШ № 1» на изучение внеурочного курса «Финно-угорская мифология » отводит 2 часа в неделю в течение учебного года. Полный объём курса –68 часов: 2 часа в неделю. В основу программы положены следующие принципы: культуросообразности, природосообразности, патриотической направленности, диалога культур, проектности, коллективности. Цель курса: 1. Развитие эстетического вкуса учащихся 2. Укрепление знаний о финно-угорских народах, их мифологических представлениях. 3. Патриотическое воспитание: развитие любви к Родине. 4. Осознавание всей красоты народного творчества. Задачи курса: Задачи: 1.Изучить финно-угорскую мифологию, 2. Развить интерес к представлениям о мире финно-угорской народности. 3. Развить творческие способности и навыки импровизации. 3 4. Способствовать развитию у этнографического исследования. учащихся умений и навыков фольклорного и Формы организации деятельности Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий. Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством: наблюдения педагога за практической работой обучающихся; опросов по изучаемым темам; выступления с индивидуальными проектами При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала; наглядные – показ мифов, демонстрация иллюстративного материала; практические –работа с индивидуальными проектами. Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых мифов, их интерпретация. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе. Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных конференциях, праздниках и конкурсах. Формы подведения итогов Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, исследовательских работ и проектов. Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать: Основные финно-угорские мифы и уметь рассказывать о них; Особенности финно-угорской мифологии, представления о мире; Уметь: Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать в их организации. Выступать с проектами по данной теме в научной конференции. Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной культуры финно-угорской народности и их мифологии привлекаются к исследовательской деятельности. Учебно-тематический план. Содержание программы. 4 Раздел 1. Устное народное творчество. Тема 1. Введение. Жанровая система фольклора. Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора. Раздел 2. Расселение финно-угров Тема 1. Финно-угорская мифология — общие мифологические представления финноугорских народов. Тема 2. Формирование самостоятельных мифологических традиций отдельных прибалтийско-финских народов. Раздел 3. Устройство мира Тема 1. Истории о сотворении мира. Тема 2. Система мира. Тема 3. Юмала- небесное божество. Раздел 4. Загадочная страна Биармия Тема 1. Скандинавские саги о волшебной стране. Тема 2. Храм Биармии Раздел 5. Финские божества Тема 1. Тапио - божество леса. Тема 2. Ахти - бог вод. Тема 3. Лиеккио – божество растительного мира. Тема 4. Ильмаринен - покровитель воздушной стихии. Тема 5. Турисас - покровитель воинов, дарующий победы в сражениях. Тема 6. Тури - бог-громовник. Тема 7. Кратти - божество, занимающееся имуществом человека Тема 8. Тонту - божество, занимающееся домашним хозяйством. Тема 9. Другие божества и духи. Раздел 6. Сотворение мира и человека Тема 1. Возникновение мира. Тема 2. Возникновение человека. Тема 3. «Суоми» — праматерь финского народа. Раздел 7. Трехчастный мир Тема 1. Верхний мир. Тема 2. Средний мир. Тема 3. Нижний мир. Раздел 8. Похьёла Тема 1. Похьёла —страна мёртвых. Тема 2. Похьёла — страна лесного и водного изобилия. Тема 3. Остров Линнумаа — «Страна птиц». 5 Раздел 9. Громовник Укко Тема 1. Укко — верховный бог, громовержец. Тема 2. Святилища Укко. Тема 3. Противник громовержца – Перкеле. Раздел 10. Лесные божества Тема 1. Хийси — древний дух. Тема 2. Хозяин леса Тапио. Тема 3. Водяной бог Ахти. Раздел 11. Происхождение священных животных Тема 1. Предания о происхождении реалий внешнего мира Тема 2. Гигантский лось Хийси. Тема 3. Небесный бык. Тема 4. Медведь – сын сосны. Раздел 12. Нечистые твари Тема 1. Злая волшебница Сюэтар. Тема 2. Волшебный народец — «жители земли», «земной народец», «подземные»: маахисы, маанвэки, мааналайсы. Раздел 13. Духи-хозяева Тема 1. Хозяева воды и земли, лесов и гор, хозяева очага и хозяева бани. Тема 2. Дух-хозяин лодок. Специальный дух — «хозяин межи». Тема 3. Особый дух добытчика «пяра». Тема 4. Смертная сила— калма. Раздел 14. Финский эпос и «Калевала» Тема 1. Элиас Лённрот «второй отец финского языка», выдающийся ученый — составитель словарей, просветитель, журналист, собиратель фольклора. Тема 2. История создания «Калевалы». Тема 3. «Новая Калевала» Тема 4. Содержание «Калевалы». Тема 5. Воплощение народной мечты. 6 Раздел 15. Уникальность карело-финского эпоса Раздел 16. Методика исследовательской работы. Тема 1 . Методы научного исследования. Этика науки. Методы научного исследования. Технические средства. Практические занятия. Сравнительный анализ мифов. Учебно-тематический план 68 часов п/п Тема урока 7 Кол-во Дата проведения Раздел 1. Устное народное творчество. Тема 1. Введение. Жанровая система фольклора. Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора. - 2 часа Раздел 2. Расселение финно-угров Тема 1. Финно-угорская мифология — общие мифологические представления финноугорских народов. - 1 час Тема 2. Формирование самостоятельных мифологических традиций отдельных прибалтийско-финских народов. - 1 час Раздел 3. Устройство мира Тема 1. Истории о сотворении мира. - 1 час Тема 2. Система мира. - 1 час Тема 3. Юмала- небесное - 1 час божество. Раздел 4. Загадочная страна Биармия Тема 1. Скандинавские саги о волшебной стране. - 1 час Тема 2. Храм Биармии. - 1 час Раздел 5. Финские божества Тема 1. Тапио - божество леса. - 1 час Тема 2. Ахти - бог вод. - 1 час Тема 3. Лиеккио – божество растительного мира. - 1 час Тема 4. Ильмаринен - покровитель воздушной стихии. - 1 час Тема 5. Турисас - покровитель воинов, дарующий победы в сражениях. - 1 час Тема 6. Тури - бог-громовник. - 1 час Тема 7. Кратти - божество, занимающееся имуществом человека - 1 час Тема 8. Тонту - божество, занимающееся домашним хозяйством. - 1 час Тема 9. Другие божества и духи. - 1 час Раздел 6. Сотворение мира и человека Тема 1. Возникновение мира. - 1 час Тема 2. Возникновение человека. - 1 час Тема 3. «Суоми» — праматерь финского народа. - 1 час Раздел 7. Трехчастный мир 8 Тема 1. Верхний мир. - 1 час Тема 2. Средний мир. - 1 час Тема 3. Нижний мир. - 1 час Раздел 8. Похьёла Тема 1. Похьёла —страна мёртвых. - 1 час Тема 2. Похьёла — страна лесного и водного изобилия. - 1 час Тема 3. Остров Линнумаа — «Страна птиц». - 1 час Раздел 9. Громовник Укко Тема 1. Укко — верховный бог, громовержец. - 1 час Тема 2. Святилища Укко. - 1 час Тема 3. Противник громовержца – Перкеле. - 1 час Раздел 10. Лесные божества Тема 1. Хийси — древний дух. - 1 час Тема 2. Хозяин леса Тапио. - 1 час Тема 3. Водяной бог Ахти. - 1 час Раздел 11. Происхождение священных животных Тема 1. Предания о происхождении реалий внешнего мира - 1 час Тема 2. Гигантский лось Хийси. - 1 час Тема 3. Небесный бык. - 1 час Тема 4. Медведь – сын сосны. - 1 час Раздел 12. Нечистые твари Тема 1. Злая волшебница Сюэтар. - 1 час Тема 2. Волшебный народец — «жители земли», «земной народец», «подземные»: маахисы, маанвэки, мааналайсы. - 1 час Раздел 13. Духи-хозяева Тема 1. Хозяева воды и земли, лесов и гор, хозяева очага и хозяева бани. - 1 час Тема 2. Дух-хозяин лодок. Специальный дух — «хозяин межи». - 1 час Тема 3. Особый дух добытчика «пяра». - 1 час Тема 4. Смертная сила— калма. - 1 час Раздел 14. Финский эпос и «Калевала» Тема 1. Элиас Лённрот «второй отец финского языка», выдающийся ученый — составитель словарей, просветитель, журналист, собиратель фольклора. - 2 часа Тема 2. История создания «Калевалы». - 1 час Тема 3. «Новая Калевала» - 1 час Тема 4. Содержание «Калевалы». – 4 часа Тема 5. Воплощение народной мечты. - 1 час Раздел 15. Уникальность карело-финского эпоса 9 - 2 часа Раздел 16. Методика исследовательской работы. Тема 1 . Методы научного исследования. Этика науки. Методы научного исследования. Технические средства. Практические занятия. Сравнительный анализ мифов. Проектная и исследовательская деятельность. 15 часов