Психологические занятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1- школа отечественной культуры

Рассмотрена и принята

Утверждено
Приказом по МБОУ СОШ №1

г.

247.0/01.10

на педагогическом совете

№

Выборга

от 02.09.2021г.

протокол №1 от 30 августа 2021г.

Дополнительная общеразвивающая программа
познавательной направленности
«Психологические занятия»

срок реализации образовательной программы: 01.09.21-30.05.22

Ахунова Эльза Забировна
Педагог- психолог

г. Выборг
2021

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Психологические
занятия» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей ( утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р), Приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
В работе с учащимся используется Типовая модель коррекции, которая основана на
организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов:
игротерапии, АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями
здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из двух
взаимосвязанных этапов:

1 ЭТАП:

Диагностический

В диагностический этап входят диагностика психоэмоционального, интеллектуального
развития обучающегося.
Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собирается сведения об
учащемся. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционноразвивающей работы.

2 ЭТАП:

Коррекционный:

Данный этап включает в себя следующие задачи:

 формирование
и
стимуляция
сенсорно-перцептивных,
мнемических
интеллектуальныхпроцессов;
 помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
 формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими
(всемье, в классе);
 повышение социального статуса ребенка в коллективе;
 развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
 развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой
регуляции
поведения.

и

Психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

 Когнитивный блок;
Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих
интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
 Эмоциональный блок;
 Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного
эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание
подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных
переживаний.
 Поведенческий блок.
 Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных
формповедения; развития и закрепления новых форм поведения.
ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенкуправильное
многогранное полифункциональное представление об окружающей
действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более
эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
ЗАДАЧИ:
 развитие познавательной активности учащегося;
 формирование обще интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения,
обобщения,навыков группировки и классификации;
 формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
 совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
 обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
 устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об
окружающей действительности;
 психологическая коррекция поведения ребёнка;
 социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Предусмотрено проведение индивидуальных занятий в
количестве 68 часа. Занятия проводятся с частотой 2 раз в неделю продолжительностью 45 мин.
Общая СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ остаётся такой же, что и для всех коррекционных занятий:

1 часть: "Разминка", в которую включены упражнения для профилактики
нарушений зрения, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой
моторики рук, настрой на предстоящую деятельность.
2 часть:

"Основная",

в

которую

включены

упражнения

по

теме.

3 часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия,
проводится"рефлексия".
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 развитие познавательной активности детей;
 развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения,
обобщения,навыков группировки и классификации;
 формирование умения ориентироваться в задании, воспитание
самоконтроля исамооценки;
 психокоррекция поведения ребенка;
 социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного
поведения.

Тематический план занятий (68ч.)
№
1

Тема занятия
Исследование сформированности восприятия

Кол-во часов
1

2

Диагностика мышления

1

3

Диагностика внимания

1

4

Исследование сформированности памяти

1

5

Изучение школьной мотивации и учебной активности

1

6

Изучение особенностей эмоционально- волевой сферы

1

7

Восприятие пространства.

1

8

Формирование пространственных представлений

1

9

Развитие восприятия времени

1

10

Развитие восприятия формы и цвета

1

11

Развитие восприятия величины и веса

1

12

Развитие способности
предметов

13
14

к

целостному

восприятию

формы

Развитие зрительного восприятия
Развитие воображения

1
1
1

15

Развитие устойчивости внимания

1

16

Развитие концентрации и устойчивости внимания

1

17

Развитие распределения внимания

1

18

Коррекция и развитие переключаемости внимания

1

19

Развитие объёма внимания

1

20

Развитие наблюдательности

1

21

Развитие произвольного внимания

1

22

Упражнения для тренировки памяти

1

23

Развитие способности устанавливать связи между элементами

1

24

Развитие тактильной памяти

1

25

Развитие зрительной памяти

1

26
27

Развитие слуховой памяти
Развитие смысловой памяти

1
1

28

Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления

1

29

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления

1

30

Коррекция, развитие вербально – логического мышления

1

31

Коррекция и развитие способности к обобщению

1

32

Развитие ассоциативного мышления

1

33

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза,

1

34

Установление закономерностей

1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Развитие межпонятийных связей
Коррекция и развитие причинного мышления
Развитие связной речи
Формирование навыков выразительной речи
Развитие диалогической речи.
Зачем нужно знать себя?
Мое тело
Мой волшебный мир
Самоценность
Мои достижения
Регуляция своих действий
Взаимодействие
Как мы видим друг друга
Личная ответственность за свои дела и поступки
Я глазами других
Развитие способности принимать друг друга
Формирование наблюдательности и умения слушать другого
Формирование умения понимать друг друга
Умеем ли мы вежливо общаться?
Поведение в общественных местах
Формирование положительного отношения к общепринятым
нормам поведения
Уважение к старшим
Что такое эмоции
Чувства и поступки
Надо ли уметь сдерживать себя?
Эмоции правят мною или я ими
Я отвечаю за свое решение
Хозяин своего «Я»
Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях
Почему некоторые привычки бывают вредными

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ЛИТЕРАТУРА
1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 289с.
(Практическая психология в образовании.) Издание 3-е, стереотипное.
2. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание.– СПб.,
2005.
3.Детская энциклопедия. Я познаю мир. Психология. М., 200-, с.425
4.Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые
пруды, 2007. - 32с. – (библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып.4
(16)).
5.Жизненные навыки/ под ред. С.В.Кривцовой, Д.В.Рязановой.-М.2017.-с.223
6.Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ –
ПРЕСС, 1997. – 376с.: ил. (“Педагогика, психология, медицина”).
7.Рогов Е.И. Азбука психологии. Изд-во «Владос», М., 2001, с.315
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
1. Журнал
"Воспитание
и
обучение
детей
с
нарушениями
развитии"http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
2. Газета "Школьный психолог"
3. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».