Читательская грамотность

«Рассмотрено»

«Утверждено»

На педагогическом совете

Приказ № 188.1/01.10
от 31.08.2023

Протокол № 1
Директор МБОУ СОШ №1
От 31.08.2023 г.
г.Выборга
/Свешникова И.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1-ШКОЛА
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Развитие Функциональной грамотности»
Предназначена для детей 6 классов

Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Галичина В.В. –
учитель русского языка и литературы

Выборг
2023

Целевой раздел
Рабочая программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» для учащихся 6
класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования и описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №1, с учетом Рабочей
программы воспитания МБОУ СОШ №1.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6 классов как
индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать язык в разнообразных контекстах.
Эта способность включает рассуждения, использование понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль языка в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному
и размышляющему гражданину;
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования,
основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать
основные особенности как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные и гуманитарные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную
и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую;
Место курса в учебном плане
Количество часов на один год обучения в 6 классе – 34 часа (по 1 часу в неделю).
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина.
С целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс педагогических
приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии.
Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование. Основные виды деятельности
обучающихся:
- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия,
диспут);
-Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование. Основные виды деятельности
обучающихся:
- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия,
диспут);
- выполнение практических заданий;
- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
В 6 классе формируется умение применять знания в области читательской грамотности для решения
поставленных перед учеником практических задач.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы общего образования, в качестве результата рассматривается
формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование
читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к
использованию читательской деятельности как средства самообразования».
В связи с этим в нашей школе большое внимание уделяется формированию читательской грамотности
участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД. Формирование читательской
грамотности проводится на каждом уроке.
Порядок реализации модулей обязательно начинается с модуля читательской грамотности, т.к. этот
модуль один из главных, то его изучение планируется начать в 1 четверти: модуль «Читательская
грамотность»;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ»
6 класс
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Древнерусская летопись информации
о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции
в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы
текстов: текст- повествование (рассказ, отчет, репортаж). Работа с не сплошным текстом: таблицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета курса «Развитие читательской
грамотности обучающихся» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя
в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов
России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на
территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
(формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве
субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей

социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций
анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Трудовое воспитание: Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Эстетическое воспитание:
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том
числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
Ценности научного познания:
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира. Осознанное, уважительное отношение человека к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию,
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов.
Метапредметные результаты: применяет извлечённую из текста информацию для решения разного рода
проблем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»
№ Тема занятий

1

2

Всего
часов
в
недел
ю
1

Определение
основной темы
и
идеи
в
эпическом
произведении
Древнерусская 1
летопись как
источник
информации о
реалиях
времени.

Формы
деятельнос
ти

Электронные ресурсы

Беседа,
конкурс

http://www.myshared.ru/slide/886832/

Круглый
https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-istoriiaстол,
drievnierusskoi-lietopisi.html
ролевая игра

3

4

5

Сопоставлени 1
я содержания
художественн
ых
текстов.
Определение
авторской
позиции
в
художественн
ых текстах.
Работа
с 1
текстом: как
понимать
информацию,
содержащуюс
я в тексте?
Типы текстов: 1
текстповествование
(*рассказ,
отчёт,
репортаж)

Работа
парах,
диспут

в https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/15698-prezentaciyapoziciya-avtora.html

Беседа,
обсуждение

https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/6_klass/urok_rabota_s_teks
tom/83-1-0-65743

Дискуссия

https://interneturok.ru/lesson/russian/11-klass/spisokurokov/tipy-teksta-stili-rechi

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2

3

4

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14

ТЕМА УРОКА

Колво
часов
Определение основной темы и 1
идеи в эпическом произведении
Древнерусская летопись как 1
источник информации о реалиях
времени
Сопоставления
содержания 1
художественных
текстов.
Определение авторской позиции в
художественных текстах
Работа с текстом: как понимать 1
информацию, содержащуюся в
тексте?
Типы
текстов:
текст- 1
повествование (рассказ, отчёт,
репортаж)
Типы задач на грамотность. 1
Интерпретационные задачи.
Работа с не сплошным текстом: 1
таблицы
«Бесценный дар»
1
Ломоносов
1
Имя прилагательное
1
Синонимы
1
Инфинитив
1
Орфограмма
1
Тестовые задания с выбором 1
ответа

Виды, формы контроля

ДАТА
изучения

Устный опрос

06. 09. 2023

Устный опрос

13.09.23

Устный опрос

20.09.23

Устный опрос

27.09. 23

Устный опрос

04. 10.23

11.10.23
Устный опрос
18. 10. 23
Устный опрос
Практическая работа
Чтение и анализ
Практическая деятельность
Практика
Практика
Практика
Практическая деятельность

25.10.23
01.11.23
08.11.23
15.11.23
22.11.23
29.11.23
06.12.23

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тестовые задания с краткой
записью ответа
Тестовые задания с развёрнутым
ответом
Учимся логически мыслить
Задача «Орёл и решка»
Задача «Для чего ветер»
Задача «Ветер, ветер, ты могуч…»
Задача «Язык мой…»
Задача «Необычный пацан…»
Задача «Дятел»
Задача «душистый табак
Олимпиада
Смысловые и текстовые связи
Анализ текста 1
Анализ текста 2
Анализ текста 3
Анализ текста 4
Анализ текста 5
Текст-диалог
Текст- сравнение
Текст-беседа
Резервный урок

1

Практическая деятельность

13.12.23

1

Практическая деятельность

20.12.23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практика
Практика
Практика
Практика
Чтение с комментарием
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Грамматические задания
Грамматические задания
Грамматические задания
Грамматические задания
Грамматические задания
Комментированное чтение
Аналитическое чтение
Аналитическое чтение
Урок-повторение

27.12. 23

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Используемые учебные пособия
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение, 2021
2. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск
1. М.: Просвещение, 2021
Используемые интернет-ресурсы
2. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы
Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/
3. Электронные формы учебных пособий издательства «Просвещение» https://media.prosv.ru/
4. МЭШ
5. ЯКласс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».