«Рассмотрено» «Утверждено» На педагогическом совете Приказ № 188.1/01.10 от 31.08.2023 Протокол № 1 Директор МБОУ СОШ №1 От 31.08.2023 г. г.Выборга /Свешникова И.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» Предназначена для детей 8-9 классов Срок реализации 2 года Автор-составитель: Колбасова Г.В. – педагог-библиотекарь 2023 г. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ПриказМинистерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования); - Плана внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №1 на 2023-2024 учебный год; - Программы воспитания МБОУ СОШ №1 от 30.08.23 года; - Методического пособия «Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников» / (Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др.) – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021; - Методических рекомендаций «Методика развития читательской грамотности» / Авторский коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» (Табаровская К.А., Дощинский Р.А., Пудовина Е.И., Пономарева Е.И) - Москва, 2021. Цель программы: повышение уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 8-9 классов. Задачи программы: 1) познакомить обучающихся с разными видами текстов по способу предъявлению информации, по строению, по тематике и назначению и научить работать с разной текстовой информацией; 2) через использование разных видов учебных действий (поиск информации (получение информации, работа с источниками информации, «навигационная грамотность»); нахождение информации (извлечение, локализация, декодирование, распознание, восприятие, усвоение); интерпретация информации (интеграция, синтез, обобщение, анализ, толкование, понимание, осмысление, обработка, освоение); рефлексия информации (оценка, использование, размышление, переработка, преобразование, присвоение) содействовать формированию читательских компетенций обучающихся; 3) подготовить обучающихся к диагностической работе по оценке уровня сформированности читательской грамотности в формате заданий платформы РЭШ. МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 8-9 классов и рассчитана на 2 года обучения по 1 часу в неделю, 34 часа в год (за 2 года 68 часов) занятия по 40 минут. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним; составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей, вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальный, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть разными владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере личностных результатов приоритетное внимание программы курса уделяется адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 8 класс Введение в курс. 2 ч. Понятие «грамотный читатель». Входная диагностика уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 8 класса. Текст. 16 ч. Учебный текст как источник информации. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Тематический контекст, цель и содержание чтения. Тексты личные, социальные, практические, учебные. Тексты бумажные и электронные. Инфографика как вид электронного текста. Тексты единичные и множественные. Гипертекст. Навигационные ссылки. Текстовая информация. 11 ч. Способы предъявления информации в тексте. Сплошной текст. Основные виды сплошных текстов. Несплошной текст. Основные виды несплошных текстов. Смешанный текст. Основные виды смешанных текстов. Составной текст. Основные виды составных текстов. Обобщение курса. 5 ч. Решение комплексных работ по читательской грамотности. Итоговая диагностика уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 8 класса. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 8 класс №п/ п Тема Кол-во ДР 1 Введение в курс 1 2 Текст 14 3 Текстовая информация 11 4 Обобщение 5 2 31 3 Всего: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 8 класс 1 №п/п Тема. Основное содержание Колво П часов Дата Ф Форма проведения занятий и виды учебных действий на формирование ЧГ Примерные ЦОРы 1 Введение в курс. 1 Понятие «грамотный читатель». Дискуссия Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация информации, рефлексия Банк заданий по ЧГ ИСРО http://skiv.instrao. ru/bank zadaniy/chitatelsk ayagramotnost/ 2 Входная 1 диагностика уровня сформированност и читательской грамотности обучающихся 8 класса. Диагностическая работа Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 3 Текст. Учебный текст как источник информации. Языковая лаборатория Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация информации, рефлексия Банк заданий по ЧГ ИСРО http://skiv.instrao. ru/bank zadaniy/chitatelsk ayagramotnost/ 4;5 Работа с текстом: 2 как применять информацию из текста в изменённой ситуации. Лингвистическая викторина Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Банк заданий по ЧГ ИСРО http://skiv.instrao. ru/bank zadaniy/chitatelsk ayagramotnost/ 6;7;8 Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) 3 Языковая лаборатория Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Открытые задания PISA https://fioco.ru/% D0%BF %D1%80%D0%B 8%D0 %BC%D0%B5% D1%80 %D1%8B%D0%B7%D0% B0%D0 %B4%D0%B0% D1%87pisa 9 Тематический контекст, цель и 1 Практикум Виды УД: поиск, нахождение, Электронный банк заданий для оценки 1 содержание чтения. интерпретация, рефлексия информации функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 2 Практикум Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 12 Тексты бумажные 1 и электронные. Творческая лаборатория Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Банк заданий по ЧГ ИСРО http://skiv.instrao. ru/bank zadaniy/chitatelsk ayagramotnost/ 13 Инфографика как 1 вид электронного текста. Творческая лаборатория Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Банк заданий по ЧГ ИСРО http://skiv.instrao. ru/bank zadaniy/chitatelsk ayagramotnost/ 10;11 Тексты личные, социальные, практические, учебные. 14;15 Тексты единичные и множественные. 2 Квест-игра Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 16 Гипертекст. Навигационные ссылки. 1 Квест-игра Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 17 Текстовая информация. Способы предъявления информации в тексте. 1 Лингвистический марафон Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы) https://drive.googl e.com/f ile/d/10Vy9bklVh cjRDSu b88hOzxGYW_iT7e l/view? usp=sharing 18;19 Сплошной текст. Основные виды сплошных текстов. 2 Лингвистический марафон Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы) https://drive.googl e.com/f ile/d/10Vy9bklVh cjRDSu b88hOzxGYW_iT7e l/view? usp=sharing 20;21; Несплошной 22 текст. Основные виды несплошных текстов. 3 Квест-игра Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Читательская грамотность. Пособие по развитию функциональной грамотности старшекласснико в https://disk.yande x.ru/i/Rt 9Tn4dfrJjMHA 23;24; Смешанный 25 текст. Основные виды смешанных текстов. 3 Творческая лаборатория Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы) https://drive.googl e.com/f ile/d/10Vy9bklVh cjRDSu b88hOzxGYW_iT7e l/view? usp=sharing 26;27 Составной текст. Основные 2 Мини-исследование Виды УД: поиск, Примеры открытых виды составных текстов. нахождение, интерпретация, рефлексия информации заданий PISA https://krippo.ru/fi les/PIS A/task.pdf 5 Практикум Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 33;34 Итоговая 2 диагностика уровня сформированност и читательской грамотности обучающихся 8 класса. Диагностическая работа Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 28;29; Обобщение. 30;31; Решение 32 комплексных работ по оценке читательской грамотности. ИТОГО: 34 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 9 класс Введение в курс. 2 ч. Введение. Введение. Задачи, направленные на формирование читательской грамотности. Входная диагностика уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 9 класса. Текст. 16 ч. Тексты учебные и аутентичные. Вербальные и графические особенности текстов. Функции текста. Текст основной и вспомогательный. Целостность текста. Фрагментарный, деформированный и перфорированный тексты. Тематический контекст, цель и содержание чтения. Тексты личные, социальные, практические, учебные. Тексты бумажные и электронные. Инфографика как вид электронного текста. Тексты единичные и множественные. Гипертекст. Навигационные ссылки. Текстовая информация. 11 ч. Способы предъявления информации в тексте. Сплошной текст. Основные виды сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение; определение понятия (словарная статья, комментарий); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошной текст. Основные виды несплошных текстов: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии; формы (анкеты и др.); информационные листы и объявления. Смешанный текст. Реклама, комикс, афиша, плакат как виды смешанного текста. Составной текст. Сайт, форум, чат как виды составного текста. Обобщение курса. 5 ч. Решение комплексных работ по читательской грамотности. Итоговая диагностика уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 9 класса. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 9 класс №п/п Тема Кол-во ДР 1 Введение в курс 1 1 2 Текст 14 - 3 Текстовая информация 11 - 4 Обобщение 5 2 31 3 Всего: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 9 класс №п/ Тема. Основное п содержание Кол-во Дата часов П Ф Форма проведения Примерные занятий и виды учебных ЦОРы действий на формирование ЧГ 1 Введение. Задачи, 1 направленные на формирование читательской грамотности. Дискуссия Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация информации, рефлексия 2 Входная 1 диагностика уровня сформированност и читательской грамотности обучающихся 9 класса. Диагностическая работа Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 3 Текст. Тексты учебные и аутентичные. Вербальные и графические особенности текстов. Языковая лаборатория Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация информации, рефлексия Банк заданий по ЧГ ИСРО http://skiv.instrao. ru/bank zadaniy/chitatelsk ayagramotnost/ 4;5 Функции текста. 2 Текст основной и вспомогательный Лингвистическая викторина Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Банк заданий по ЧГ ИСРО http://skiv.instrao. ru/bank zadaniy/chitatelsk ayagramotnost/ 1 Банк заданий по ЧГ ИСРО http://skiv.instrao. ru/bank zadaniy/chitatelsk ayagramotnost/ 6;7;8 Целостность 3 текста. Фрагментарный, деформированны йи перфорированны й тексты. Языковая лаборатория Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Открытые задания PISA https://fioco.ru/% D0%BF %D1%80%D0% B8%D0 %BC%D0%B5% D1%80 %D1%8B%D0%B7%D0% B0%D0 %B4%D0%B0% D1%87pisa Тематический контекст, цель и содержание чтения. 1 Практикум Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 2 Практикум Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 9 10;11 Тексты личные, социальные, практические, учебные. 12 Тексты бумажные 1 и электронные. Творческая лаборатория Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Банк заданий по ЧГ ИСРО http://skiv.instrao. ru/bank zadaniy/chitatelsk ayagramotnost/ 13 Инфографика как 1 вид электронного текста. Творческая лаборатория Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Банк заданий по ЧГ ИСРО http://skiv.instrao. ru/bank zadaniy/chitatelsk ayagramotnost/ 14;15 Тексты единичные и множественные. 2 Квест-игра Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Гипертекст. Навигационные 1 Квест-игра Виды УД: поиск, Электронный банк заданий 16 ссылки. нахождение, интерпретация, рефлексия информации для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 1 Лингвистический марафон Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы) https://drive.goog le.com/f ile/d/10Vy9bklVh cjRDSu b88hOzxGYW_iT7 el/view? usp=sharing 18;19 Сплошной текст. 2 Основные виды сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение; определение понятия (словарная статья, комментарий); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Лингвистический марафон Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы) https://drive.goog le.com/f ile/d/10Vy9bklVh cjRDSu b88hOzxGYW_iT7 el/view? usp=sharing 20;21 Несплошной 3 ;22 текст. Основные виды несплошных текстов: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии; формы (анкеты и Квест-игра Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Читательская грамотность. Пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассник ов https://disk.yande x.ru/i/Rt 9Tn4dfrJjMHA 17 Текстовая информация. Способы предъявления информации в тексте. др.); информационные листы и объявления. 23;24 Смешанный 3 ;25 текст. Реклама, комикс, афиша, плакат как виды смешанного текста. Творческая лаборатория Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы) https://drive.goog le.com/f ile/d/10Vy9bklVh cjRDSu b88hOzxGYW_iT7 el/view? usp=sharing 26;27 Составной текст. Сайт, форум, чат как виды составного текста. 2 Мини-исследование Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Примеры открытых заданий PISA https://krippo.ru/f iles/PIS A/task.pdf 5 Практикум Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru Диагностическая работа Виды УД: поиск, нахождение, интерпретация, рефлексия информации. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu .ru 28; 29;30 ;31;3 2 Обобщение. Решение комплексных работ по оценке читательской грамотности. 33;34 Итоговая 2 диагностика уровня сформированност и читательской грамотности обучающихся 9 класса. ИТОГО: 34 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся выполняют итоговую диагностическую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Методическое пособие «Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников» / Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021 2. Методические рекомендации «Методика развития читательской грамотности» / Авторский коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» / Табаровская К.А., Дощинский Р.А., Пудовина Е.И., Пономарева Е.И. - Москва, 2021 3. Учебно-методическое пособие «Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы)» / сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021 4. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018 5. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.– М: Просвещение, 2020