Функциональная грамотность

«Рассмотрено»

«Утверждено»

На педагогическом совете

Приказ № 188.1/01.10
от 31.08.2023

Протокол № 1
Директор МБОУ СОШ №1
От 31.08.2023 г.
г.Выборга
/Свешникова И.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
Предназначена для детей 8-9 классов

Срок реализации 2 года
Автор-составитель:
Колбасова Г.В. –
педагог-библиотекарь

2023 г.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ПриказМинистерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального
государственногообразовательного стандарта основного общего образования);
- Плана внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №1 на 2023-2024 учебный год;
- Программы воспитания МБОУ СОШ №1 от 30.08.23 года;
- Методического пособия «Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной
грамотности старшеклассников» / (Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др.) –
Москва: Академия Минпросвещения России, 2021;
- Методических рекомендаций «Методика развития читательской грамотности» / Авторский
коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» (Табаровская К.А., Дощинский
Р.А., Пудовина Е.И., Пономарева Е.И) - Москва, 2021.
Цель программы: повышение уровня сформированности читательской грамотности
обучающихся 8-9 классов.
Задачи программы:
1)
познакомить обучающихся с разными видами текстов по способу предъявлению
информации, по строению, по тематике и назначению и научить работать с разной текстовой
информацией;
2)
через использование разных видов учебных действий (поиск информации (получение
информации, работа с источниками информации, «навигационная грамотность»); нахождение
информации (извлечение, локализация, декодирование, распознание, восприятие, усвоение);
интерпретация информации (интеграция, синтез, обобщение, анализ, толкование, понимание,
осмысление, обработка, освоение); рефлексия информации (оценка, использование,
размышление, переработка, преобразование, присвоение) содействовать
формированию читательских компетенций обучающихся;
3) подготовить обучающихся к диагностической работе по оценке уровня сформированности
читательской грамотности в формате заданий платформы РЭШ.
МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
предназначена для обучающихся 8-9 классов и рассчитана на 2 года обучения по 1 часу в
неделю, 34 часа в год (за 2 года 68 часов)
занятия по 40 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием

дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану
опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее
развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или)
дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, высказывать идеи, нацеленные
на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения
с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним; составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,

выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия
с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей, вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальный, принятие
решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения
задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия): владеть разными владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности; давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям.
Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать
своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере личностных результатов приоритетное внимание программы курса уделяется
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во
взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из

опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 8 класс
Введение в курс. 2 ч. Понятие «грамотный читатель». Входная диагностика уровня
сформированности читательской грамотности обучающихся 8 класса.
Текст. 16 ч. Учебный текст как источник информации. Работа с текстом: как применять
информацию из текста в изменённой ситуации. Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы). Тематический контекст, цель и содержание
чтения. Тексты личные, социальные, практические, учебные. Тексты бумажные и электронные.
Инфографика как вид электронного текста. Тексты единичные и
множественные. Гипертекст. Навигационные ссылки.
Текстовая информация. 11 ч. Способы предъявления информации в тексте. Сплошной текст.
Основные виды сплошных текстов. Несплошной текст. Основные виды несплошных текстов.
Смешанный текст. Основные виды смешанных текстов. Составной текст. Основные виды
составных текстов.
Обобщение курса. 5 ч. Решение комплексных работ по читательской грамотности. Итоговая
диагностика уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 8 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»,
8 класс

№п/
п

Тема

Кол-во

ДР

1

Введение в курс

1

2

Текст

14

3

Текстовая информация

11

4

Обобщение

5

2

31

3

Всего:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 8 класс

1

№п/п Тема. Основное
содержание

Колво П
часов

Дата
Ф

Форма проведения
занятий и виды
учебных действий на
формирование ЧГ

Примерные
ЦОРы

1

Введение в курс. 1
Понятие
«грамотный
читатель».

Дискуссия
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация
информации, рефлексия

Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.
ru/bank zadaniy/chitatelsk
ayagramotnost/

2

Входная
1
диагностика
уровня
сформированност
и
читательской
грамотности
обучающихся 8
класса.

Диагностическая
работа

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

3

Текст. Учебный
текст как
источник
информации.

Языковая лаборатория
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация
информации, рефлексия

Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.
ru/bank zadaniy/chitatelsk
ayagramotnost/

4;5

Работа с текстом: 2
как
применять
информацию из
текста в
изменённой
ситуации.

Лингвистическая
викторина
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.
ru/bank zadaniy/chitatelsk
ayagramotnost/

6;7;8

Типы текстов:
текстинструкция
(указания к
выполнению
работы,
правила, уставы,
законы)

3

Языковая лаборатория
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Открытые
задания PISA
https://fioco.ru/%
D0%BF
%D1%80%D0%B
8%D0
%BC%D0%B5%
D1%80
%D1%8B%D0%B7%D0%
B0%D0
%B4%D0%B0%
D1%87pisa

9

Тематический
контекст,
цель и

1

Практикум
Виды УД: поиск,
нахождение,

Электронный
банк заданий
для оценки

1

содержание
чтения.

интерпретация,
рефлексия информации

функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

2

Практикум
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

12

Тексты бумажные 1
и
электронные.

Творческая
лаборатория
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.
ru/bank zadaniy/chitatelsk
ayagramotnost/

13

Инфографика как 1
вид
электронного
текста.

Творческая
лаборатория
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.
ru/bank zadaniy/chitatelsk
ayagramotnost/

10;11 Тексты личные,
социальные,
практические,
учебные.

14;15 Тексты
единичные и
множественные.

2

Квест-игра
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности

16

Гипертекст.
Навигационные
ссылки.

1

Квест-игра
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

17

Текстовая
информация.
Способы
предъявления
информации в
тексте.

1

Лингвистический
марафон
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Задачи,
направленные на
формирование
читательской
грамотности на
уроках
русского языка и
литературы (5–9
классы)
https://drive.googl
e.com/f

ile/d/10Vy9bklVh
cjRDSu b88hOzxGYW_iT7e
l/view?
usp=sharing
18;19 Сплошной текст.
Основные виды
сплошных
текстов.

2

Лингвистический
марафон
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Задачи,
направленные на
формирование
читательской
грамотности на
уроках
русского языка и
литературы (5–9
классы)
https://drive.googl
e.com/f
ile/d/10Vy9bklVh
cjRDSu b88hOzxGYW_iT7e
l/view?
usp=sharing

20;21; Несплошной
22
текст.
Основные виды
несплошных
текстов.

3

Квест-игра
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Читательская
грамотность.
Пособие по
развитию
функциональной
грамотности
старшекласснико
в
https://disk.yande
x.ru/i/Rt
9Tn4dfrJjMHA

23;24; Смешанный
25
текст.
Основные виды
смешанных
текстов.

3

Творческая
лаборатория
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Задачи,
направленные на
формирование
читательской
грамотности на
уроках
русского языка и
литературы (5–9
классы)
https://drive.googl
e.com/f
ile/d/10Vy9bklVh
cjRDSu b88hOzxGYW_iT7e
l/view?
usp=sharing

26;27 Составной текст.
Основные

2

Мини-исследование
Виды УД: поиск,

Примеры
открытых

виды составных
текстов.

нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

заданий PISA
https://krippo.ru/fi
les/PIS
A/task.pdf

5

Практикум
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

33;34 Итоговая
2
диагностика
уровня
сформированност
и
читательской
грамотности
обучающихся 8
класса.

Диагностическая
работа
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации.

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

28;29; Обобщение.
30;31; Решение
32
комплексных
работ по
оценке
читательской
грамотности.

ИТОГО:

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»,
9 класс
Введение в курс. 2 ч. Введение. Введение. Задачи, направленные на формирование
читательской грамотности. Входная диагностика уровня сформированности читательской
грамотности обучающихся 9 класса.
Текст. 16 ч. Тексты учебные и аутентичные. Вербальные и графические особенности текстов.
Функции текста. Текст основной и вспомогательный. Целостность текста. Фрагментарный,
деформированный и перфорированный тексты. Тематический контекст, цель и содержание
чтения. Тексты личные, социальные, практические, учебные. Тексты бумажные и
электронные. Инфографика как вид электронного текста. Тексты единичные и
множественные. Гипертекст. Навигационные ссылки.
Текстовая информация. 11 ч. Способы предъявления информации в тексте. Сплошной
текст. Основные виды сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение;
определение понятия (словарная статья, комментарий); инструкция (указание к выполнению
работы; правила, законы). Несплошной текст. Основные виды несплошных текстов: графики;
диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии; формы (анкеты и др.);
информационные листы и объявления. Смешанный текст. Реклама, комикс, афиша, плакат
как виды смешанного текста. Составной текст. Сайт, форум, чат как виды составного текста.
Обобщение курса. 5 ч. Решение комплексных работ по читательской грамотности. Итоговая
диагностика уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 9 класса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 9 класс

№п/п

Тема

Кол-во

ДР

1

Введение в курс

1

1

2

Текст

14

-

3

Текстовая информация

11

-

4

Обобщение

5

2

31

3

Всего:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ», 9 класс
№п/ Тема. Основное
п
содержание

Кол-во Дата
часов П
Ф

Форма проведения
Примерные
занятий и виды учебных ЦОРы
действий на
формирование ЧГ

1

Введение. Задачи, 1
направленные на
формирование
читательской
грамотности.

Дискуссия
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация
информации, рефлексия

2

Входная
1
диагностика
уровня
сформированност
и
читательской
грамотности
обучающихся 9
класса.

Диагностическая работа Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

3

Текст. Тексты
учебные и
аутентичные.
Вербальные и
графические
особенности
текстов.

Языковая лаборатория
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация
информации, рефлексия

Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.
ru/bank zadaniy/chitatelsk
ayagramotnost/

4;5

Функции текста. 2
Текст
основной и
вспомогательный

Лингвистическая
викторина
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.
ru/bank zadaniy/chitatelsk
ayagramotnost/

1

Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.
ru/bank zadaniy/chitatelsk
ayagramotnost/

6;7;8 Целостность
3
текста.
Фрагментарный,
деформированны
йи
перфорированны
й тексты.

Языковая лаборатория
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Открытые
задания PISA
https://fioco.ru/%
D0%BF
%D1%80%D0%
B8%D0
%BC%D0%B5%
D1%80
%D1%8B%D0%B7%D0%
B0%D0
%B4%D0%B0%
D1%87pisa

Тематический
контекст,
цель и
содержание
чтения.

1

Практикум
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

2

Практикум
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

9

10;11 Тексты личные,
социальные,
практические,
учебные.

12

Тексты бумажные 1
и
электронные.

Творческая лаборатория
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.
ru/bank zadaniy/chitatelsk
ayagramotnost/

13

Инфографика как 1
вид
электронного
текста.

Творческая лаборатория
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Банк заданий по
ЧГ ИСРО
http://skiv.instrao.
ru/bank zadaniy/chitatelsk
ayagramotnost/

14;15 Тексты
единичные и
множественные.

2

Квест-игра
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности

Гипертекст.
Навигационные

1

Квест-игра
Виды УД: поиск,

Электронный
банк заданий

16

ссылки.

нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

1

Лингвистический
марафон
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Задачи,
направленные на
формирование
читательской
грамотности на
уроках
русского языка и
литературы (5–9
классы)
https://drive.goog
le.com/f
ile/d/10Vy9bklVh
cjRDSu b88hOzxGYW_iT7
el/view?
usp=sharing

18;19 Сплошной текст. 2
Основные виды
сплошных
текстов:
описание;
повествование;
рассуждение;
определение
понятия
(словарная
статья,
комментарий);
инструкция
(указание к
выполнению
работы; правила,
законы).

Лингвистический
марафон
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Задачи,
направленные на
формирование
читательской
грамотности на
уроках
русского языка и
литературы (5–9
классы)
https://drive.goog
le.com/f
ile/d/10Vy9bklVh
cjRDSu b88hOzxGYW_iT7
el/view?
usp=sharing

20;21 Несплошной
3
;22 текст.
Основные виды
несплошных
текстов:
графики;
диаграммы;
таблицы; карты,
схемы;
рисунки,
фотографии;
формы (анкеты и

Квест-игра
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Читательская
грамотность.
Пособие по
развитию
функциональной
грамотности
старшеклассник
ов
https://disk.yande
x.ru/i/Rt
9Tn4dfrJjMHA

17

Текстовая
информация.
Способы
предъявления
информации в
тексте.

др.);
информационные
листы и
объявления.
23;24 Смешанный
3
;25 текст. Реклама,
комикс, афиша,
плакат как
виды смешанного
текста.

Творческая лаборатория
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Задачи,
направленные на
формирование
читательской
грамотности на
уроках
русского языка и
литературы (5–9
классы)
https://drive.goog
le.com/f
ile/d/10Vy9bklVh
cjRDSu b88hOzxGYW_iT7
el/view?
usp=sharing

26;27 Составной текст.
Сайт,
форум, чат как
виды
составного
текста.

2

Мини-исследование
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Примеры
открытых
заданий PISA
https://krippo.ru/f
iles/PIS
A/task.pdf

5

Практикум
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

Диагностическая работа
Виды УД: поиск,
нахождение,
интерпретация,
рефлексия информации.

Электронный
банк заданий
для оценки
функциональной
грамотности
(РЭШ)
https://fg.resh.edu
.ru

28;
29;30
;31;3
2

Обобщение.
Решение
комплексных
работ по
оценке
читательской
грамотности.

33;34 Итоговая
2
диагностика
уровня
сформированност
и
читательской
грамотности
обучающихся 9
класса.
ИТОГО:

34

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного

выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся выполняют
итоговую диагностическую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися
универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических
наблюдений, опросников. Контроль и оценка результатов освоения программы
внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Методическое пособие «Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной
грамотности старшеклассников» / Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др. –
Москва: Академия Минпросвещения России, 2021
2. Методические рекомендации «Методика развития читательской грамотности» / Авторский
коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» / Табаровская К.А.,
Дощинский Р.А., Пудовина Е.И., Пономарева Е.И. - Москва, 2021
3. Учебно-методическое пособие «Задачи, направленные на формирование читательской
грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы)» / сост. С.В. Трухина, Г.Н.
Масич. – Красноярск, 2021
4. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для
учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.
Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования», 2018
5. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Гостева Ю.Н.,
Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.– М: Просвещение, 2020


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».