«Рассмотрено»
«Утверждено»
На педагогическом совете
Приказ № 188.1/01.10
от 31.08.2023
Протокол № 1
Директор МБОУ СОШ №1
От 31.08.2023 г.
г.Выборга
/Свешникова И.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Предназначена для детей 1-4 классов
Срок реализации 4 года
Автор-составитель:
Учитель начальных классов Васильева И.А.
Выборг
2023 год
1
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка……………………………………………………………………..3
Содержание учебного предмета………………………...……………………….…………5
Планируемые результаты освоения учебного предмета……...………………………….7
Тематическое планирование учебного предмета….…………………………………….14
2
Целевой раздел
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования;
- с требования к основной образовательной программе начального общего
образования;
- на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
«СОШ №1» с приложением на 2023-2024 учебные годы;
- положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №1».
Для преподавания учебного предмета используется учебно-методический комплекс:
1) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3
класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с.
2) Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс
общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с.
3) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 64с.
4) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 32с.
5) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4
класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 112с.
6) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 56.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая
грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
3
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4
года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
4
2.Содержание учебного предмета
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и
бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода
и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2класс
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и
«научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и
нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь,
логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты,
кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди
овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
5
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее
растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки,
возможности использования человеком.
Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его
виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение
цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
6
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
7
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение
метапредметных результатов.
второклассниками
следующих
личностных,
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
8
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение
метапредметных результатов.
третьеклассниками
следующих
личностных,
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
9
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
10
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
11
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
12
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.
Тематическое планирование курса.
№п/п
1.
2.
3.
Наименование
разделов
Читательская
грамотность
Финансовая
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Воспитательные Количество Цифровой ресурс
задачи
часов
1)Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciyaВоспитание
8 ч.
уважительного
отношения к
вечным
ценностям
человека.
Привитие любви
и уважения к
Отечеству, его
языку, культуре.
Формирование
осознания себя
как члена
общества,
представителя
страны.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в мире
финансовых
отношений.
Формирование
умения
сопоставления
доходов и
расходов,
простые
вычисления в
области
семейных
финансов.
Осознание
личной
ответственности
за свои поступки.
Воспитание
культуры
общения.
Формирование
po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass6188519.html
2) Уроки для начальной школы от «Кирилл и
Мефодий» и презентации уроков http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp
3)Учи. Ру
https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/
4) Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciyapo-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html
7 ч.
5) Математическая мастерская
https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskiezadachi-1-4-klass/
6)Учительский портал: Представлены
уроки, тесты, презентации,
внеклассные мероприятия,
интерактивная доска, компьютерные
программы
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
7) Образовательная соц.сеть nsportal
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodicheskayakopilka-kombinatornye-logicheskie-i
10 ч.
(9ч. в
1 классе)
13
умения слушать
и слышать
собеседника,
размышлять
вслух,
обосновывать
свою позицию
высказывать свое
мнение, быть
готовым
корректировать
свою точку
зрения,
договариваться и
приходить к
общему решению
в совместной
деятельности,
выполняя разные
роли в группе.
Математическая Воспитание
9 ч.
толерантного
грамотность
отношения к
окружающим.
Умение
сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками в
разных игровых и
реальных
ситуациях.
4.
Итого
34ч. (33ч. в
1 классе)
Календарно-тематическое планирование курса
1 класс
№
Кол-во
часов
Тема урока
Содержание
«Читательская грамотность» 8 часов
1
1 ч.
Виталий Бианки. «Лис и
мышонок»
2
1 ч.
Русская народная сказка.
«Мороз и заяц»
14
Содержание сказки.
Качество: осторожность,
предусмотрительность.
Содержание сказки.
Качество: выносливость,
упорство.
3
1 ч.
Владимир Сутеев. «Живые Содержание сказки.
грибы»
Качество: трудолюбие.
4
1 ч.
Геннадий Цыферов.
«Петушок и солнышко»
5
1 ч.
Михаил Пляцковский.
«Урок дружбы»
6
1 ч.
Грузинская сказка. «Лев и
заяц»
7
1 ч.
8
1 ч.
Содержание сказки.
Качество: вежливость, умение
признавать свои ошибки.
Содержание сказки.
Дружба, жадность.
Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость, хитрость,
глупость.
Русская народная сказка.
Содержание сказки.
«Как лиса училась летать» Качество: смекалка,
находчивость, хитрость,
глупость.
Евгений Пермяк. «Четыре Содержание сказки.
брата»
Семейные ценности.
«Финансовая грамотность» 8 часов
9
1 ч.
«За покупками»
Цена, товар, спрос.
10
1 ч.
«Находчивый Колобок»
Деньги, цена, услуги, товар.
11
1 ч.
«День рождения «
Мухи-Цокотухи
Цена, стоимость, сдача,
сбережения.
12
1 ч.
«Буратино и карманные
деньги»
Карманные деньги,
необходимая покупка,
желаемая покупка.
13
1 ч.
«Кот Василий
продаёт молоко»
Реклама.
14
1 ч.
«Лесной банк»
Банк, финансы, банковские
услуги, работники банка.
15
1 ч.
«Как мужик и медведь
прибыль делили»
Цена, ценность, товар, спрос.
15
16
1 ч.
«Как мужик золото
менял»
Услуга, равноценный обмен,
бартер.
«Естественно-научная грамотность» 9 часов
17
1 ч.
«Как Иванушка хотел
попить водицы»
Вода, свойства воды.
18
1 ч.
«Пятачок, Винни-Пух и
воздушный шарик»
Воздушный шарик, воздух.
19
1 ч.
«Про репку и другие
корнеплоды»
Корнеплоды.
20
1 ч.
«Плывёт, плывёт
кораблик»
Плавучесть предметов.
21
1 ч.
«Про Снегурочку и
превращения воды»
Три состояния воды.
22
1 ч.
«Как делили апельсин»
Апельсин, плавучесть, эфирные
масла из апельсина.
23
1 ч.
«Крошка Енот и Тот, кто
сидит в пруду»
Зеркало, отражение,
калейдоскоп.
24
1 ч.
«Иванова соль»
Соль, свойства соли.
25
1 ч.
Владимир Сутеев.
«Яблоко»
Яблоко.
«Математическая грамотность» 8 часов
26
1 ч.
«Про курочку Рябу,
золотые и простые яйца»
Счёт предметов, составление и
решение выражений, задачи.
Многоугольники.
27
1 ч.
«Про козу, козлят и
капусту»
Счёт предметов, составление и
решение выражений, задачи.
Ломаная.
28
1 ч.
«Про петушка и
жерновцы»
Состав числа 9, анализ данных
и ответы на вопросы.
16
29
1 ч.
«Как петушок и курочки
делили бобовые
зёрнышки»
30
1 ч.
«Про наливные яблочки»
Разложение числа 10 на два и
три слагаемых.
Увеличение числа на несколько
единиц, сложение и вычитание
в переделах 20.
31
1 ч.
«Про Машу и трёх
медведей»
Состав чисел 9, 10, 11.
Задачи на нахождение суммы.
32
1 ч.
«Про старика, старуху,
волка и лисичку»
Задачи на нахождение части.
Состав числа 12.
33
1 ч.
«Про медведя, лису и
мишкин мёд»
Задачи на нахождение суммы.
Состав чисел второго десятка.
Итого 33 часа
2 класс
№
Кол-во
часов
Тема урока
Содержание
«Читательская грамотность» 9 часов
1
1 ч.
Михаил Пришвин.
«Беличья память»
Различия научнопознавательного и
художественного текстов.
2
1 ч.
И. Соколов-Микитов.
«В берлоге»
3
1 ч.
Лев Толстой. «Зайцы»
Содержание рассказа.
Отличия художественного,
научно-познавательного и
газетного стилей.
Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного текстов.
4
1 ч.
Николай Сладков.
«Весёлая игра»
Содержание рассказа
5
1 ч.
«Обыкновенные
кроты»
Содержание научнопознавательного
текста.
17
6
1 ч.
Эдуард Шим.
«Тяжкий труд»
Содержание художественного
текста.
7
1 ч.
«Полевой хомяк»
8
1 ч.
«Про бобров»
Содержание научнопознавательного
текста.
Содержание текста,
текст-описание.
9
1 ч.
«Позвоночные животные»
Содержание текста,
научно-познавательный
текст.
«Финансовая грамотность» 8 часов
10
1 ч.
«Беличьи деньги»
Бумажные и металлические
деньги, рубль, копейка.
11
1 ч.
«Повреждённые и
фальшивые деньги»
Наличные деньги, средства
защиты бумажных денег,
повреждённые деньги.
12
1 ч.
«Банковская карта»
Банковская карта.
13
1 ч.
«Безопасность
денег на
банковской карте»
Правила безопасности при
использовании банковских
карт.
14
1 ч.
«Про кредиты»
Кредит. Ипотечный кредит.
Автокредит. Кредит
наличными.
15
1 ч.
«Про вклады»
Вклад, вкладчик, срочный
вклад, вклад до востребования.
16
1 ч.
«Ловушки для денег»
Доходы, расходы, прибыль,
дефицит, профицит.
17
1 ч.
«Такие
разные деньги»
Валюта, курс для обмена
валюты, деньги разных стран.
«Естественно-научная грамотность» 8 часов
18
1 ч.
«Про белочку и погоду»
18
Наблюдения за
погодой.
19
1 ч.
«Лесные сладкоежки»
Медонос, настоящий и
искусственный мёд
20
1 ч.
«Про Зайчишку и овощи»
Морковь, огурец, помидор,
свёкла, капуста.
21
1 ч.
«Лисьи норы»
Устройство лисьей норы,
свойства лесной земли, песка и
глины, состав почвы.
22
1 ч.
«Корень – часть растения» Корень. Виды корневых систем.
Видоизменённые корни.
23
1 ч.
«Занимательные
особенности яблока»
24
1 ч.
«Про хомяка и его запасы» Горох, свойства прорастания
гороха.
25
1 ч.
«Материал для плотин»
Яблоко, свойства яблока.
Строение древесины дерева,
определение возраста дерева.
«Математическая грамотность» 9 часов
26
1 ч.
«Про беличьи запасы»
Сложение одинаковых
слагаемых, решение задач.
27
1 ч.
«Медвежье потомство»
Столбчатая диаграмма,
таблицы, логические задачи.
28
1 ч.
«Про зайчат и зайчиху»
Единицы измерения времени:
сутки, часы. Сложение в
пределах 100.
Логические задачи. Диаграмма.
29
1 ч.
«Лисьи забавы»
Решение логических задач с
помощью таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.
30
1 ч.
«Про крота»
Сложение в пределах 100.
Логические задачи. Диаграмма.
19
31
1 ч.
«Про ежа»
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия месяцев.
32
1 ч.
«Про полевого
хомяка»
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы, именованные
числа, четырёхугольники.
33
1 ч.
«Бобры-строители»
Диаметр, длина окружности,
решение практических задач.
34
1 ч.
«Встреча друзей»
Решение логических задач с
помощью таблицы.
Итого 34 часа
3 класс
№
Кол-во
часов
Тема урока
Содержание
«Читательская грамотность» 8 часов
1
1 ч.
«Про дождевого червяка»
Тип текста. Содержание
научно-познавательного текста.
2
1 ч.
«Кальций»
Содержание научнопознавательного текста.
3
1 ч.
«Сколько весит облако?»
Тип текста. Главная мысль
текста. Содержание текста
4
1 ч.
«Хлеб – всему голова»
Тип текста. Главная мысль
текста. Содержание текста
5
1 ч.
«Про мел»
Главная мысль текста.
Содержание текста.
6
1 ч.
«Про мыло»
Содержание научнопознавательного текста.
20
7
1 ч.
«История свечи»
Содержание научнопознавательного текста.
8
1 ч.
«Магнит»
Содержание научнопознавательного текста.
«Финансовая грамотность» 9 часов
9
1 ч.
«Что такое «бюджет»?
Федеральный бюджет, уровни
бюджета, дефицит, профицит.
10
1 ч.
«Семейный бюджет»
Семейный бюджет, доходы и
расходы.
11
1 ч.
«Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата»
Понятие заработной платы,
виды зарплаты.
12
1 ч.
«Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия»
Пенсия, досрочная пенсия,
пособия для разных категорий
граждан.
13
1 ч.
«Откуда в семье берутся
деньги? Наследство,
вклад, выигрыш»
Наследство, вклад, выигрыш.
14
1 ч.
«На что тратятся
семейные деньги? Виды
расходов»
Классификация расходов по
различным основаниям.
15
1 ч.
«На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные платежи»
Виды обязательных платежей.
16
1 ч.
«Как сэкономить
семейные деньги?»
Экономия семейного бюджета.
17
1 ч.
Практическая работа.
Составление бюджета семьи.
«Естественно-научная грамотность» 9 часов
18
1 ч.
«Дождевые черви»
Дождевые черви
19
1 ч.
«Полезный кальций»
Кальций
21
20
1 ч.
«Про облака»
Облака
21
1 ч.
«Про хлеб и дрожжи»
Дрожжи. Хлеб.
22
1 ч.
«Интересное вещество –
мел»
Мел.
23
1 ч.
«Чем интересно мыло и
как оно «работает»
Мыло
24
1 ч.
«Про свечи»
Свеча
25
1 ч.
«Волшебный магнит»
Магнит
26
1 ч.
Представление проектной
работы
Проектная деятельность
«Математическая грамотность» 8 часов
27
1 ч.
«Расходы и доходы
бюджета»
Сравнение доходов и расходов.
Дефицит и профицит.
28
1 ч.
«Планируем семейный
бюджет»
Доходы и расходы в семейном
бюджете.
29
1 ч.
«Подсчитываем семейный
доход»
Семейный доход в таблице, на
диаграмме.
30
1 ч.
«Пенсии и пособия»
Прожиточный минимум,
минимальная пенсия, пособия.
31
1 ч.
«Подсчитываем
Налог на выигрыш, доход от
случайные (нерегулярные) выигрыша в лотерею.
доходы»
32
1 ч.
«Подсчитываем расходы»
22
Обязательные и
непредвиденные расходы.
33
1 ч.
«Расходы на обязательные Обязательные платежи
платежи»
34
1 ч.
«Подсчитываем
сэкономленные деньги»
Экономия семейного бюджета.
Итого 34 часа
4 класс
№
Кол-во
часов
Тема урока
Содержание
«Читательская грамотность» 8 часов
1
1 ч.
«Старинная женская
одежда»
Содержание научнопознавательного текста.
2
1 ч.
«Старинные женские
головные уборы»
Содержание научнопознавательного текста.
3
1 ч.
«Старинная мужская
одежда и головные
уборы»
Содержание научнопознавательного текста.
4
1 ч.
«Жилище крестьянской
семьи на Руси»
Содержание научнопознавательного текста.
5-6
2 ч.
«Внутреннее убранство и
предметы обихода
русской избы»
Содержание научнопознавательного текста.
7
1 ч.
«История посуды на Руси» Содержание научнопознавательного текста.
8
1 ч.
«Какие деньги были
раньше в России»
Содержание научнопознавательного текста.
«Финансовая грамотность» 9 часов
9-10 2 ч.
«Потребительская
корзина»
Состав потребительской
корзины.
23
11
1 ч.
«Прожиточный
минимум»
Назначение прожиточного
минимума.
12
1 ч.
«Инфляция»
Инфляция.
1314
2 ч.
«Распродажи, скидки,
бонусы»
Акции, распродажа, скидки,
бонусы, кешбэк.
15
1 ч.
«Благотворительность»
Благотворительность.
16
1 ч.
«Страхование»
Страхование
17
1 ч.
Составляем словарик по
финансовой грамотности
Понятия по финансовой
грамотности, изученные в 1-4
классах.
«Естественно-научная грамотность» 9 часов
18
1 ч.
«Томат»
Томат.
19
1 ч.
«Болгарский перец»
Болгарский перец.
20
1 ч.
«Картофель»
Картофель.
21
1 ч.
«Баклажан. Семейство
Паслёновые»
Баклажан.
22
1 ч.
«Лук»
Лук.
23
1 ч.
«Капуста»
Капуста.
24
1 ч.
«Горох»
Горох.
25
1 ч.
«Грибы»
Грибы.
26
1 ч.
Проектная работа
Проектная работа
24
«Математическая грамотность» 8 часов
27
1 ч.
«В бассейне»
Расписание занятий, выгодная
покупка.
2829
2 ч.
«Делаем ремонт»
Смета ремонта, расчёт
стоимости строительных
материалов.
30
1 ч.
«Праздничный торт»
Рецепт торта, задачи на тройку
величин «цена, количество,
стоимость».
31
1 ч.
«Обустраиваем участок»
Расходы на обустройство
участка, площадь и периметр
3233
2 ч.
«Поход в кино»
Расходы на поход в кино.
34
1 ч.
«Отправляемся в
путешествие»
Расходы на путешествие.
Итого 34 часа
25