«Рассмотрено» «Утверждено» На педагогическом совете Приказ № 188.1/01.10 от 31.08.2023 Протокол № 1 Директор МБОУ СОШ №1 От 31.08.2023 г. г.Выборга /Свешникова И.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Предназначена для детей 1-4 классов Срок реализации 4 года Автор-составитель: Учитель начальных классов Васильева И.А. Выборг 2023 год 1 1. 2. 3. 4. Пояснительная записка……………………………………………………………………..3 Содержание учебного предмета………………………...……………………….…………5 Планируемые результаты освоения учебного предмета……...………………………….7 Тематическое планирование учебного предмета….…………………………………….14 2 Целевой раздел Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии: - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с требования к основной образовательной программе начального общего образования; - на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина); - основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1» с приложением на 2023-2024 учебные годы; - положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №1». Для преподавания учебного предмета используется учебно-методический комплекс: 1) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с. 2) Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с. 3) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 64с. 4) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 32с. 5) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 112с. 6) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 56. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и 3 экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа 4 2.Содержание учебного предмета 1 класс Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение 2класс Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 класс Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. 5 Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1класс Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; 6 – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: 7 – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение метапредметных результатов. второклассниками следующих личностных, Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; 8 – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение метапредметных результатов. третьеклассниками следующих личностных, Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; 9 – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; 10 – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; 11 – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Оценка достижения планируемых результатов 12 Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Тематическое планирование курса. №п/п 1. 2. 3. Наименование разделов Читательская грамотность Финансовая грамотность Естественнонаучная грамотность Воспитательные Количество Цифровой ресурс задачи часов 1)Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciyaВоспитание 8 ч. уважительного отношения к вечным ценностям человека. Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. Формирование умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов. Осознание личной ответственности за свои поступки. Воспитание культуры общения. Формирование po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass6188519.html 2) Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp 3)Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/ 4) Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciyapo-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html 7 ч. 5) Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskiezadachi-1-4-klass/ 6)Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, компьютерные программы http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 7) Образовательная соц.сеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodicheskayakopilka-kombinatornye-logicheskie-i 10 ч. (9ч. в 1 классе) 13 умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе. Математическая Воспитание 9 ч. толерантного грамотность отношения к окружающим. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. 4. Итого 34ч. (33ч. в 1 классе) Календарно-тематическое планирование курса 1 класс № Кол-во часов Тема урока Содержание «Читательская грамотность» 8 часов 1 1 ч. Виталий Бианки. «Лис и мышонок» 2 1 ч. Русская народная сказка. «Мороз и заяц» 14 Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. 3 1 ч. Владимир Сутеев. «Живые Содержание сказки. грибы» Качество: трудолюбие. 4 1 ч. Геннадий Цыферов. «Петушок и солнышко» 5 1 ч. Михаил Пляцковский. «Урок дружбы» 6 1 ч. Грузинская сказка. «Лев и заяц» 7 1 ч. 8 1 ч. Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. Содержание сказки. Дружба, жадность. Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Русская народная сказка. Содержание сказки. «Как лиса училась летать» Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Евгений Пермяк. «Четыре Содержание сказки. брата» Семейные ценности. «Финансовая грамотность» 8 часов 9 1 ч. «За покупками» Цена, товар, спрос. 10 1 ч. «Находчивый Колобок» Деньги, цена, услуги, товар. 11 1 ч. «День рождения « Мухи-Цокотухи Цена, стоимость, сдача, сбережения. 12 1 ч. «Буратино и карманные деньги» Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. 13 1 ч. «Кот Василий продаёт молоко» Реклама. 14 1 ч. «Лесной банк» Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. 15 1 ч. «Как мужик и медведь прибыль делили» Цена, ценность, товар, спрос. 15 16 1 ч. «Как мужик золото менял» Услуга, равноценный обмен, бартер. «Естественно-научная грамотность» 9 часов 17 1 ч. «Как Иванушка хотел попить водицы» Вода, свойства воды. 18 1 ч. «Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик» Воздушный шарик, воздух. 19 1 ч. «Про репку и другие корнеплоды» Корнеплоды. 20 1 ч. «Плывёт, плывёт кораблик» Плавучесть предметов. 21 1 ч. «Про Снегурочку и превращения воды» Три состояния воды. 22 1 ч. «Как делили апельсин» Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. 23 1 ч. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» Зеркало, отражение, калейдоскоп. 24 1 ч. «Иванова соль» Соль, свойства соли. 25 1 ч. Владимир Сутеев. «Яблоко» Яблоко. «Математическая грамотность» 8 часов 26 1 ч. «Про курочку Рябу, золотые и простые яйца» Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники. 27 1 ч. «Про козу, козлят и капусту» Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. 28 1 ч. «Про петушка и жерновцы» Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. 16 29 1 ч. «Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки» 30 1 ч. «Про наливные яблочки» Разложение числа 10 на два и три слагаемых. Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20. 31 1 ч. «Про Машу и трёх медведей» Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение суммы. 32 1 ч. «Про старика, старуху, волка и лисичку» Задачи на нахождение части. Состав числа 12. 33 1 ч. «Про медведя, лису и мишкин мёд» Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. Итого 33 часа 2 класс № Кол-во часов Тема урока Содержание «Читательская грамотность» 9 часов 1 1 ч. Михаил Пришвин. «Беличья память» Различия научнопознавательного и художественного текстов. 2 1 ч. И. Соколов-Микитов. «В берлоге» 3 1 ч. Лев Толстой. «Зайцы» Содержание рассказа. Отличия художественного, научно-познавательного и газетного стилей. Содержание рассказа. Сравнение научнопознавательного и художественного текстов. 4 1 ч. Николай Сладков. «Весёлая игра» Содержание рассказа 5 1 ч. «Обыкновенные кроты» Содержание научнопознавательного текста. 17 6 1 ч. Эдуард Шим. «Тяжкий труд» Содержание художественного текста. 7 1 ч. «Полевой хомяк» 8 1 ч. «Про бобров» Содержание научнопознавательного текста. Содержание текста, текст-описание. 9 1 ч. «Позвоночные животные» Содержание текста, научно-познавательный текст. «Финансовая грамотность» 8 часов 10 1 ч. «Беличьи деньги» Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. 11 1 ч. «Повреждённые и фальшивые деньги» Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. 12 1 ч. «Банковская карта» Банковская карта. 13 1 ч. «Безопасность денег на банковской карте» Правила безопасности при использовании банковских карт. 14 1 ч. «Про кредиты» Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. 15 1 ч. «Про вклады» Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. 16 1 ч. «Ловушки для денег» Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. 17 1 ч. «Такие разные деньги» Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. «Естественно-научная грамотность» 8 часов 18 1 ч. «Про белочку и погоду» 18 Наблюдения за погодой. 19 1 ч. «Лесные сладкоежки» Медонос, настоящий и искусственный мёд 20 1 ч. «Про Зайчишку и овощи» Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста. 21 1 ч. «Лисьи норы» Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. 22 1 ч. «Корень – часть растения» Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. 23 1 ч. «Занимательные особенности яблока» 24 1 ч. «Про хомяка и его запасы» Горох, свойства прорастания гороха. 25 1 ч. «Материал для плотин» Яблоко, свойства яблока. Строение древесины дерева, определение возраста дерева. «Математическая грамотность» 9 часов 26 1 ч. «Про беличьи запасы» Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. 27 1 ч. «Медвежье потомство» Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. 28 1 ч. «Про зайчат и зайчиху» Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 29 1 ч. «Лисьи забавы» Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. 30 1 ч. «Про крота» Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 19 31 1 ч. «Про ежа» Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. 32 1 ч. «Про полевого хомяка» Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. 33 1 ч. «Бобры-строители» Диаметр, длина окружности, решение практических задач. 34 1 ч. «Встреча друзей» Решение логических задач с помощью таблицы. Итого 34 часа 3 класс № Кол-во часов Тема урока Содержание «Читательская грамотность» 8 часов 1 1 ч. «Про дождевого червяка» Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. 2 1 ч. «Кальций» Содержание научнопознавательного текста. 3 1 ч. «Сколько весит облако?» Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 4 1 ч. «Хлеб – всему голова» Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 5 1 ч. «Про мел» Главная мысль текста. Содержание текста. 6 1 ч. «Про мыло» Содержание научнопознавательного текста. 20 7 1 ч. «История свечи» Содержание научнопознавательного текста. 8 1 ч. «Магнит» Содержание научнопознавательного текста. «Финансовая грамотность» 9 часов 9 1 ч. «Что такое «бюджет»? Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит. 10 1 ч. «Семейный бюджет» Семейный бюджет, доходы и расходы. 11 1 ч. «Откуда в семье берутся деньги? Зарплата» Понятие заработной платы, виды зарплаты. 12 1 ч. «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия» Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. 13 1 ч. «Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш» Наследство, вклад, выигрыш. 14 1 ч. «На что тратятся семейные деньги? Виды расходов» Классификация расходов по различным основаниям. 15 1 ч. «На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи» Виды обязательных платежей. 16 1 ч. «Как сэкономить семейные деньги?» Экономия семейного бюджета. 17 1 ч. Практическая работа. Составление бюджета семьи. «Естественно-научная грамотность» 9 часов 18 1 ч. «Дождевые черви» Дождевые черви 19 1 ч. «Полезный кальций» Кальций 21 20 1 ч. «Про облака» Облака 21 1 ч. «Про хлеб и дрожжи» Дрожжи. Хлеб. 22 1 ч. «Интересное вещество – мел» Мел. 23 1 ч. «Чем интересно мыло и как оно «работает» Мыло 24 1 ч. «Про свечи» Свеча 25 1 ч. «Волшебный магнит» Магнит 26 1 ч. Представление проектной работы Проектная деятельность «Математическая грамотность» 8 часов 27 1 ч. «Расходы и доходы бюджета» Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. 28 1 ч. «Планируем семейный бюджет» Доходы и расходы в семейном бюджете. 29 1 ч. «Подсчитываем семейный доход» Семейный доход в таблице, на диаграмме. 30 1 ч. «Пенсии и пособия» Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. 31 1 ч. «Подсчитываем Налог на выигрыш, доход от случайные (нерегулярные) выигрыша в лотерею. доходы» 32 1 ч. «Подсчитываем расходы» 22 Обязательные и непредвиденные расходы. 33 1 ч. «Расходы на обязательные Обязательные платежи платежи» 34 1 ч. «Подсчитываем сэкономленные деньги» Экономия семейного бюджета. Итого 34 часа 4 класс № Кол-во часов Тема урока Содержание «Читательская грамотность» 8 часов 1 1 ч. «Старинная женская одежда» Содержание научнопознавательного текста. 2 1 ч. «Старинные женские головные уборы» Содержание научнопознавательного текста. 3 1 ч. «Старинная мужская одежда и головные уборы» Содержание научнопознавательного текста. 4 1 ч. «Жилище крестьянской семьи на Руси» Содержание научнопознавательного текста. 5-6 2 ч. «Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы» Содержание научнопознавательного текста. 7 1 ч. «История посуды на Руси» Содержание научнопознавательного текста. 8 1 ч. «Какие деньги были раньше в России» Содержание научнопознавательного текста. «Финансовая грамотность» 9 часов 9-10 2 ч. «Потребительская корзина» Состав потребительской корзины. 23 11 1 ч. «Прожиточный минимум» Назначение прожиточного минимума. 12 1 ч. «Инфляция» Инфляция. 1314 2 ч. «Распродажи, скидки, бонусы» Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. 15 1 ч. «Благотворительность» Благотворительность. 16 1 ч. «Страхование» Страхование 17 1 ч. Составляем словарик по финансовой грамотности Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. «Естественно-научная грамотность» 9 часов 18 1 ч. «Томат» Томат. 19 1 ч. «Болгарский перец» Болгарский перец. 20 1 ч. «Картофель» Картофель. 21 1 ч. «Баклажан. Семейство Паслёновые» Баклажан. 22 1 ч. «Лук» Лук. 23 1 ч. «Капуста» Капуста. 24 1 ч. «Горох» Горох. 25 1 ч. «Грибы» Грибы. 26 1 ч. Проектная работа Проектная работа 24 «Математическая грамотность» 8 часов 27 1 ч. «В бассейне» Расписание занятий, выгодная покупка. 2829 2 ч. «Делаем ремонт» Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов. 30 1 ч. «Праздничный торт» Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». 31 1 ч. «Обустраиваем участок» Расходы на обустройство участка, площадь и периметр 3233 2 ч. «Поход в кино» Расходы на поход в кино. 34 1 ч. «Отправляемся в путешествие» Расходы на путешествие. Итого 34 часа 25