Функциональная грамотность нач.школа

«Рассмотрено»

«Утверждено»

На педагогическом совете

Приказ № 188.1/01.10
от 31.08.2023

Протокол № 1
Директор МБОУ СОШ №1
От 31.08.2023 г.
г.Выборга
/Свешникова И.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Предназначена для детей 1-4 классов

Срок реализации 4 года

Автор-составитель:
Учитель начальных классов Васильева И.А.

Выборг
2023 год
1

1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка……………………………………………………………………..3
Содержание учебного предмета………………………...……………………….…………5
Планируемые результаты освоения учебного предмета……...………………………….7
Тематическое планирование учебного предмета….…………………………………….14

2

Целевой раздел
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования;
- с требования к основной образовательной программе начального общего
образования;
- на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
«СОШ №1» с приложением на 2023-2024 учебные годы;
- положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №1».
Для преподавания учебного предмета используется учебно-методический комплекс:
1) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3
класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с.
2) Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс
общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с.
3) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 64с.
4) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 32с.
5) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4
класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 112с.
6) Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 56.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая
грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и

3

экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4
года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа

4

2.Содержание учебного предмета
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и
бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода
и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2класс
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и
«научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и
нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь,
логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты,
кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди
овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
5

Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее
растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки,
возможности использования человеком.
Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его
виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение
цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
6

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

7

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение
метапредметных результатов.

второклассниками

следующих

личностных,

Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
8

– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение
метапредметных результатов.

третьеклассниками

следующих

личностных,

Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
9

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;

10

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
11

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
12

Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.
Тематическое планирование курса.
№п/п

1.

2.

3.

Наименование
разделов
Читательская
грамотность

Финансовая
грамотность

Естественнонаучная
грамотность

Воспитательные Количество Цифровой ресурс
задачи
часов
1)Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciyaВоспитание
8 ч.
уважительного
отношения к
вечным
ценностям
человека.
Привитие любви
и уважения к
Отечеству, его
языку, культуре.
Формирование
осознания себя
как члена
общества,
представителя
страны.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в мире
финансовых
отношений.
Формирование
умения
сопоставления
доходов и
расходов,
простые
вычисления в
области
семейных
финансов.
Осознание
личной
ответственности
за свои поступки.
Воспитание
культуры
общения.
Формирование

po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass6188519.html
2) Уроки для начальной школы от «Кирилл и
Мефодий» и презентации уроков http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp

3)Учи. Ру
https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/
4) Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciyapo-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html

7 ч.

5) Математическая мастерская
https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskiezadachi-1-4-klass/

6)Учительский портал: Представлены
уроки, тесты, презентации,
внеклассные мероприятия,
интерактивная доска, компьютерные
программы
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
7) Образовательная соц.сеть nsportal
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodicheskayakopilka-kombinatornye-logicheskie-i

10 ч.
(9ч. в
1 классе)

13

умения слушать
и слышать
собеседника,
размышлять
вслух,
обосновывать
свою позицию
высказывать свое
мнение, быть
готовым
корректировать
свою точку
зрения,
договариваться и
приходить к
общему решению
в совместной
деятельности,
выполняя разные
роли в группе.
Математическая Воспитание
9 ч.
толерантного
грамотность
отношения к
окружающим.
Умение
сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками в
разных игровых и
реальных
ситуациях.

4.

Итого

34ч. (33ч. в
1 классе)

Календарно-тематическое планирование курса

1 класс
№

Кол-во
часов

Тема урока

Содержание

«Читательская грамотность» 8 часов
1

1 ч.

Виталий Бианки. «Лис и
мышонок»

2

1 ч.

Русская народная сказка.
«Мороз и заяц»

14

Содержание сказки.
Качество: осторожность,
предусмотрительность.
Содержание сказки.
Качество: выносливость,
упорство.

3

1 ч.

Владимир Сутеев. «Живые Содержание сказки.
грибы»
Качество: трудолюбие.

4

1 ч.

Геннадий Цыферов.
«Петушок и солнышко»

5

1 ч.

Михаил Пляцковский.
«Урок дружбы»

6

1 ч.

Грузинская сказка. «Лев и
заяц»

7

1 ч.

8

1 ч.

Содержание сказки.
Качество: вежливость, умение
признавать свои ошибки.
Содержание сказки.
Дружба, жадность.

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость, хитрость,
глупость.
Русская народная сказка.
Содержание сказки.
«Как лиса училась летать» Качество: смекалка,
находчивость, хитрость,
глупость.
Евгений Пермяк. «Четыре Содержание сказки.
брата»
Семейные ценности.

«Финансовая грамотность» 8 часов
9

1 ч.

«За покупками»

Цена, товар, спрос.

10

1 ч.

«Находчивый Колобок»

Деньги, цена, услуги, товар.

11

1 ч.

«День рождения «
Мухи-Цокотухи

Цена, стоимость, сдача,
сбережения.

12

1 ч.

«Буратино и карманные
деньги»

Карманные деньги,
необходимая покупка,
желаемая покупка.

13

1 ч.

«Кот Василий
продаёт молоко»

Реклама.

14

1 ч.

«Лесной банк»

Банк, финансы, банковские
услуги, работники банка.

15

1 ч.

«Как мужик и медведь
прибыль делили»

Цена, ценность, товар, спрос.

15

16

1 ч.

«Как мужик золото
менял»

Услуга, равноценный обмен,
бартер.

«Естественно-научная грамотность» 9 часов
17

1 ч.

«Как Иванушка хотел
попить водицы»

Вода, свойства воды.

18

1 ч.

«Пятачок, Винни-Пух и
воздушный шарик»

Воздушный шарик, воздух.

19

1 ч.

«Про репку и другие
корнеплоды»

Корнеплоды.

20

1 ч.

«Плывёт, плывёт
кораблик»

Плавучесть предметов.

21

1 ч.

«Про Снегурочку и
превращения воды»

Три состояния воды.

22

1 ч.

«Как делили апельсин»

Апельсин, плавучесть, эфирные
масла из апельсина.

23

1 ч.

«Крошка Енот и Тот, кто
сидит в пруду»

Зеркало, отражение,
калейдоскоп.

24

1 ч.

«Иванова соль»

Соль, свойства соли.

25

1 ч.

Владимир Сутеев.
«Яблоко»

Яблоко.

«Математическая грамотность» 8 часов
26

1 ч.

«Про курочку Рябу,
золотые и простые яйца»

Счёт предметов, составление и
решение выражений, задачи.
Многоугольники.

27

1 ч.

«Про козу, козлят и
капусту»

Счёт предметов, составление и
решение выражений, задачи.
Ломаная.

28

1 ч.

«Про петушка и
жерновцы»

Состав числа 9, анализ данных
и ответы на вопросы.
16

29

1 ч.

«Как петушок и курочки
делили бобовые
зёрнышки»

30

1 ч.

«Про наливные яблочки»

Разложение числа 10 на два и
три слагаемых.
Увеличение числа на несколько
единиц, сложение и вычитание
в переделах 20.

31

1 ч.

«Про Машу и трёх
медведей»

Состав чисел 9, 10, 11.
Задачи на нахождение суммы.

32

1 ч.

«Про старика, старуху,
волка и лисичку»

Задачи на нахождение части.
Состав числа 12.

33

1 ч.

«Про медведя, лису и
мишкин мёд»

Задачи на нахождение суммы.
Состав чисел второго десятка.

Итого 33 часа

2 класс
№

Кол-во
часов

Тема урока

Содержание

«Читательская грамотность» 9 часов
1

1 ч.

Михаил Пришвин.
«Беличья память»

Различия научнопознавательного и
художественного текстов.

2

1 ч.

И. Соколов-Микитов.
«В берлоге»

3

1 ч.

Лев Толстой. «Зайцы»

Содержание рассказа.
Отличия художественного,
научно-познавательного и
газетного стилей.
Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного текстов.

4

1 ч.

Николай Сладков.
«Весёлая игра»

Содержание рассказа

5

1 ч.

«Обыкновенные
кроты»

Содержание научнопознавательного
текста.

17

6

1 ч.

Эдуард Шим.
«Тяжкий труд»

Содержание художественного
текста.

7

1 ч.

«Полевой хомяк»

8

1 ч.

«Про бобров»

Содержание научнопознавательного
текста.
Содержание текста,
текст-описание.

9

1 ч.

«Позвоночные животные»

Содержание текста,
научно-познавательный
текст.

«Финансовая грамотность» 8 часов
10

1 ч.

«Беличьи деньги»

Бумажные и металлические
деньги, рубль, копейка.

11

1 ч.

«Повреждённые и
фальшивые деньги»

Наличные деньги, средства
защиты бумажных денег,
повреждённые деньги.

12

1 ч.

«Банковская карта»

Банковская карта.

13

1 ч.

«Безопасность
денег на
банковской карте»

Правила безопасности при
использовании банковских
карт.

14

1 ч.

«Про кредиты»

Кредит. Ипотечный кредит.
Автокредит. Кредит
наличными.

15

1 ч.

«Про вклады»

Вклад, вкладчик, срочный
вклад, вклад до востребования.

16

1 ч.

«Ловушки для денег»

Доходы, расходы, прибыль,
дефицит, профицит.

17

1 ч.

«Такие
разные деньги»

Валюта, курс для обмена
валюты, деньги разных стран.

«Естественно-научная грамотность» 8 часов
18

1 ч.

«Про белочку и погоду»

18

Наблюдения за
погодой.

19

1 ч.

«Лесные сладкоежки»

Медонос, настоящий и
искусственный мёд

20

1 ч.

«Про Зайчишку и овощи»

Морковь, огурец, помидор,
свёкла, капуста.

21

1 ч.

«Лисьи норы»

Устройство лисьей норы,
свойства лесной земли, песка и
глины, состав почвы.

22

1 ч.

«Корень – часть растения» Корень. Виды корневых систем.
Видоизменённые корни.

23

1 ч.

«Занимательные
особенности яблока»

24

1 ч.

«Про хомяка и его запасы» Горох, свойства прорастания
гороха.

25

1 ч.

«Материал для плотин»

Яблоко, свойства яблока.

Строение древесины дерева,
определение возраста дерева.

«Математическая грамотность» 9 часов
26

1 ч.

«Про беличьи запасы»

Сложение одинаковых
слагаемых, решение задач.

27

1 ч.

«Медвежье потомство»

Столбчатая диаграмма,
таблицы, логические задачи.

28

1 ч.

«Про зайчат и зайчиху»

Единицы измерения времени:
сутки, часы. Сложение в
пределах 100.
Логические задачи. Диаграмма.

29

1 ч.

«Лисьи забавы»

Решение логических задач с
помощью таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.

30

1 ч.

«Про крота»

Сложение в пределах 100.
Логические задачи. Диаграмма.

19

31

1 ч.

«Про ежа»

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия месяцев.

32

1 ч.

«Про полевого
хомяка»

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы, именованные
числа, четырёхугольники.

33

1 ч.

«Бобры-строители»

Диаметр, длина окружности,
решение практических задач.

34

1 ч.

«Встреча друзей»

Решение логических задач с
помощью таблицы.

Итого 34 часа

3 класс
№

Кол-во
часов

Тема урока

Содержание

«Читательская грамотность» 8 часов
1

1 ч.

«Про дождевого червяка»

Тип текста. Содержание
научно-познавательного текста.

2

1 ч.

«Кальций»

Содержание научнопознавательного текста.

3

1 ч.

«Сколько весит облако?»

Тип текста. Главная мысль
текста. Содержание текста

4

1 ч.

«Хлеб – всему голова»

Тип текста. Главная мысль
текста. Содержание текста

5

1 ч.

«Про мел»

Главная мысль текста.
Содержание текста.

6

1 ч.

«Про мыло»

Содержание научнопознавательного текста.

20

7

1 ч.

«История свечи»

Содержание научнопознавательного текста.

8

1 ч.

«Магнит»

Содержание научнопознавательного текста.

«Финансовая грамотность» 9 часов
9

1 ч.

«Что такое «бюджет»?

Федеральный бюджет, уровни
бюджета, дефицит, профицит.

10

1 ч.

«Семейный бюджет»

Семейный бюджет, доходы и
расходы.

11

1 ч.

«Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата»

Понятие заработной платы,
виды зарплаты.

12

1 ч.

«Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия»

Пенсия, досрочная пенсия,
пособия для разных категорий
граждан.

13

1 ч.

«Откуда в семье берутся
деньги? Наследство,
вклад, выигрыш»

Наследство, вклад, выигрыш.

14

1 ч.

«На что тратятся
семейные деньги? Виды
расходов»

Классификация расходов по
различным основаниям.

15

1 ч.

«На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные платежи»

Виды обязательных платежей.

16

1 ч.

«Как сэкономить
семейные деньги?»

Экономия семейного бюджета.

17

1 ч.

Практическая работа.

Составление бюджета семьи.

«Естественно-научная грамотность» 9 часов
18

1 ч.

«Дождевые черви»

Дождевые черви

19

1 ч.

«Полезный кальций»

Кальций

21

20

1 ч.

«Про облака»

Облака

21

1 ч.

«Про хлеб и дрожжи»

Дрожжи. Хлеб.

22

1 ч.

«Интересное вещество –
мел»

Мел.

23

1 ч.

«Чем интересно мыло и
как оно «работает»

Мыло

24

1 ч.

«Про свечи»

Свеча

25

1 ч.

«Волшебный магнит»

Магнит

26

1 ч.

Представление проектной
работы

Проектная деятельность

«Математическая грамотность» 8 часов
27

1 ч.

«Расходы и доходы
бюджета»

Сравнение доходов и расходов.
Дефицит и профицит.

28

1 ч.

«Планируем семейный
бюджет»

Доходы и расходы в семейном
бюджете.

29

1 ч.

«Подсчитываем семейный
доход»

Семейный доход в таблице, на
диаграмме.

30

1 ч.

«Пенсии и пособия»

Прожиточный минимум,
минимальная пенсия, пособия.

31

1 ч.

«Подсчитываем
Налог на выигрыш, доход от
случайные (нерегулярные) выигрыша в лотерею.
доходы»

32

1 ч.

«Подсчитываем расходы»

22

Обязательные и
непредвиденные расходы.

33

1 ч.

«Расходы на обязательные Обязательные платежи
платежи»

34

1 ч.

«Подсчитываем
сэкономленные деньги»

Экономия семейного бюджета.

Итого 34 часа

4 класс
№

Кол-во
часов

Тема урока

Содержание

«Читательская грамотность» 8 часов
1

1 ч.

«Старинная женская
одежда»

Содержание научнопознавательного текста.

2

1 ч.

«Старинные женские
головные уборы»

Содержание научнопознавательного текста.

3

1 ч.

«Старинная мужская
одежда и головные
уборы»

Содержание научнопознавательного текста.

4

1 ч.

«Жилище крестьянской
семьи на Руси»

Содержание научнопознавательного текста.

5-6

2 ч.

«Внутреннее убранство и
предметы обихода
русской избы»

Содержание научнопознавательного текста.

7

1 ч.

«История посуды на Руси» Содержание научнопознавательного текста.

8

1 ч.

«Какие деньги были
раньше в России»

Содержание научнопознавательного текста.

«Финансовая грамотность» 9 часов
9-10 2 ч.

«Потребительская
корзина»

Состав потребительской
корзины.

23

11

1 ч.

«Прожиточный
минимум»

Назначение прожиточного
минимума.

12

1 ч.

«Инфляция»

Инфляция.

1314

2 ч.

«Распродажи, скидки,
бонусы»

Акции, распродажа, скидки,
бонусы, кешбэк.

15

1 ч.

«Благотворительность»

Благотворительность.

16

1 ч.

«Страхование»

Страхование

17

1 ч.

Составляем словарик по
финансовой грамотности

Понятия по финансовой
грамотности, изученные в 1-4
классах.

«Естественно-научная грамотность» 9 часов
18

1 ч.

«Томат»

Томат.

19

1 ч.

«Болгарский перец»

Болгарский перец.

20

1 ч.

«Картофель»

Картофель.

21

1 ч.

«Баклажан. Семейство
Паслёновые»

Баклажан.

22

1 ч.

«Лук»

Лук.

23

1 ч.

«Капуста»

Капуста.

24

1 ч.

«Горох»

Горох.

25

1 ч.

«Грибы»

Грибы.

26

1 ч.

Проектная работа

Проектная работа

24

«Математическая грамотность» 8 часов
27

1 ч.

«В бассейне»

Расписание занятий, выгодная
покупка.

2829

2 ч.

«Делаем ремонт»

Смета ремонта, расчёт
стоимости строительных
материалов.

30

1 ч.

«Праздничный торт»

Рецепт торта, задачи на тройку
величин «цена, количество,
стоимость».

31

1 ч.

«Обустраиваем участок»

Расходы на обустройство
участка, площадь и периметр

3233

2 ч.

«Поход в кино»

Расходы на поход в кино.

34

1 ч.

«Отправляемся в
путешествие»

Расходы на путешествие.

Итого 34 часа

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».