Математическая грамотность

«Рассмотрено»

«Утверждено»

На педагогическом совете

Приказ № 188.1/01.10
от 31.08.2023

Протокол № 1
Директор МБОУ СОШ №1
От 31.08.2023 г.
г.Выборга
/Свешникова И.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
Предназначена для детей 9 классов

Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Павлова Т.М. –
учитель информатики

г. Выборг 2023

Целевой раздел
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической
подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие
математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса
содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более
эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче
ОГЭ.
Рабочая программа по курсу обучающихся 9 классов. На изучение курса «Математическая
грамотность» в 9 классе выделяется 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметными результатами является
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД: самостоятельно контролировать своѐ время и планировать управление им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение;
• выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия;
• определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные УУД:
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной

•
•

деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнѐра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
• строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
• участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:
• выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы,
учебные задачи или проблемные ситуации);
• проводить доказательные рассуждения;
• самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового
характера;
• синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением
недостающих компонентов;
• использование приѐмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии,
постановки аналитических вопросов для решения задач;
• умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
• владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в
соответствии с целью чтения;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
• анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
• выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
• осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением
недостающих компонентов;
• комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не
предполагающих стандартное применение одного из них;

•

исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание
необходимости их проверки на практике;
• самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и
проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.
Предметные результаты:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных
вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные
алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и
нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функциональнографические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные
факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и
их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных
способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный
характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить
несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные
языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах
математического моделирования реальных процессов и явлений.
Содержание программы
Математика в повседневной жизни (10 часов)
Математика в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг,
организации отдыха, и др.
Задачи в заданиях ОГЭ (12 часов)
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт;
выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с
информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с
буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи.
Математика и общество (2 часов)
Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина:
при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для
соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.
Задачи на чертежах (4 часов)
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение
находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт.
Математика и профессии (6 часов)
Математика и профессии.
Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к
осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и
профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для
оптимизации решения профессионально ориентированных задач.

Тематическое планирование
№

Тема

Количество часов

1

Математика в повседневной жизни.

10

2

Задачи в заданиях ОГЭ.

12

3

Математика и общество.

2

4

Задачи на чертежах.

4

5

Математика и профессии.

6

Всего:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».