«Рассмотрено» «Утверждено» На педагогическом совете Приказ № 188.1/01.10 от 31.08.2023 Протокол № 1 Директор МБОУ СОШ №1 От 31.08.2023 г. г.Выборга /Свешникова И.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» Предназначена для детей 9 классов Срок реализации 1 год Автор-составитель: Павлова Т.М. – учитель информатики г. Выборг 2023 Целевой раздел Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ. Рабочая программа по курсу обучающихся 9 классов. На изучение курса «Математическая грамотность» в 9 классе выделяется 1 ч в неделю, всего 34 часа. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности. Курс внеурочной деятельности формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметными результатами является коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: самостоятельно контролировать своѐ время и планировать управление им; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; • выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия; • определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • предполагать развитие будущих событий и развития процесса. Коммуникативные УУД: • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной • • деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и • строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • основам коммуникативной рефлексии; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, • участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные УУД: • выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); • проводить доказательные рассуждения; • самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера; • синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; • использование приѐмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач; • умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; • владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения; • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий; • анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков; • выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; • осуществлять подведение под понятие, выведение следствий; • устанавливать причинно-следственные связи; • проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; • комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них; • исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; • самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности. Предметные результаты: развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру; овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач; изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функциональнографические представления для описания и анализа реальных зависимостей; развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами; получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений. Содержание программы Математика в повседневной жизни (10 часов) Математика в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха, и др. Задачи в заданиях ОГЭ (12 часов) Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи. Математика и общество (2 часов) Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др. Задачи на чертежах (4 часов) Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт. Математика и профессии (6 часов) Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач. Тематическое планирование № Тема Количество часов 1 Математика в повседневной жизни. 10 2 Задачи в заданиях ОГЭ. 12 3 Математика и общество. 2 4 Задачи на чертежах. 4 5 Математика и профессии. 6 Всего: 34