Положение о наставничестве

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 -школа
отечественной культуры»
(МБОУ СОШ № 1)

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
протокол № 1 от «31» августа 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом №
216.0/01/10 от
31/08/2018 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
1.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее Положение) определяет основные
понятия, используемые для осуществления наставничества в МБОУ СОШ № 1», цель и задачи
осуществления
наставничества,
профессионально-квалификационные
требования,
предъявляемые к наставнику, порядок назначения и смены наставника, порядок и содержание
наставничества, порядок отчетности и контроля в системе наставничества, ответственность
всех участников системы наставничества.
1.2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
школьное наставничество – это форма профессиональной подготовки сотрудников,
выполнение профессиональных функций под наблюдением наставника с регулярным
получением конструктивной обратной связи;
наставник – опытный учитель (руководитель), обладающий высокими профессиональными и
нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания,
владеющий опытом управленческой работы,
наставляемый (стажёр) – лицо, осуществляющее свою деятельность под наблюдением
наставника в течениеопределенного срока, отведенного для развития и оценки его
профессиональной компетенции; оценка - это определение уровня эффективности выполнения
работы сотрудником (стажером),измерение его достижений;
требования к рабочему месту – совокупность знаний, умений, навыков, которыми должен
обладать сотрудник (стажер), занимающий данную должность;
недостающие образцы опыта - навыки, которых не хватает сотруднику (стажеру) для
эффективного выполнения своих должностных обязанностей;
мониторинг результатов труда - система наблюдений за результатами действительности
сотрудников МБОУ СОШ № 1.
1.3. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную
работу опытного учителя или руководителя по развитию у стажера необходимых навыков и
умений ведения педагогической или управленческой деятельности. Оно призвано наиболее
глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у стажера знания в области предметной
специализации и методики преподавания.

2.

Цель и задачи наставничества

2.1. Целью школьного наставничества в МБОУ СОШ № 1 является достижение
необходимого уровня профессиональной компетенции сотрудников, соответствующего
требованиям рабочего место.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
- оказание помощи стажерам в их профессиональном становлении;
- обучение недостающим образцам опыта в процессе деятельности для достижения
соответствия требованиям рабочего места;
- привитие стажерам интереса к педагогической деятельности и закреплении сотрудников в
МБОУ СОШ № 1;
- ускорение процесса профессионального становления стажера и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой
должности;
- адаптация по корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива МБОУ «СОШ
№ 37» и правил внутреннего распорядка работников, сознательного и творческого отношения
к выполнению обязанностей, возложенных на стажера;
- анализ результатов усвоенных знаний, умений, навыков, эффективной деятельности;
- оценка уровня развития профессионально-важных умений.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Наставничество устанавливается:
- для новых сотрудников на период адаптации сроком от одного года до трех лет;
- для сотрудников, показавших снижение эффективности работы, на основании данных,
полученных в результате мониторинга результатов труда- сроком на 1год.
3.2. Наставником может быть назначен сотрудник:
- обладающий высоким уровнем профессиональной
подготовки, коммуникативными
навыками и гибкостью в общении;
- имеющих опыт воспитательной и методической работы;
- имеющий стабильно высокие показатели в работе, полученные в процессе регулярного
мониторинга результатов деятельности;
- имеющий способность и готовность делиться профессиональным опытом,
- имеющий системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж
педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному
предмету;
- обладающий достаточным уровнем развития управленческих компетенций;
- должностная позиция наставника должны быть равной или выше должностной позиции
стажер.
3.3. Утверждение сотрудника в качестве наставника осуществляется в следующем порядке:
- кандидатура наставника утверждается распорядительным актом работодателя по
согласованию с кандидатом в наставники;
-в распорядительном акте обязательно указываются сроки наставничества;
- за одним наставником может быть закреплено не более двух сотрудников.
3.4. Общее руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора
МБОУ СОШ № 1.
3.5. Кандидатуры наставников могут рассматриваться на заседаниях методического
Объединения и согласовываться на заседании Методического совета.
3.6. Замена наставника производится распорядительным актом работодателя в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу стажера;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и стажера.

3.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение
задач, выполнения требований к рабочему месту стажера.
4. Обязанности наставника:
- знать требования нормативных актов, определяющих права и обязанности стажера по
занимаемой должности, цели и задачи системы образования МО «Выборгский район» ЛО,
Устав МБОУ СОШ № 1, нормативные и правовые документы, регламентирующие
деятельность системы образования;
- изучать деловые и нравственные качества стажера, его отношение к проведению уроков или
занятий, коллективу МБОУ СОШ № 1 , обучающимся и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
- знакомить стажера с МБОУ СОШ № 1, с расположением учебных классов, кабинетов,
служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю- предметнику или управленцу, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение
стажером уроков или занятий и внеклассных мероприятий;
- оказывать стажеру индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией,
практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и
совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества стажера, корректировать его
поведение в МБОУ СОШ № 1, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью стажера, вносить предложения о его поощрении или применении мер
воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-организовывать и эффективно осуществлять наставническую деятельность в рамках своей
компетенции;
-своевременно разрабатывать перечень рабочих задач для повышения уровня
профессиональной компетенции стажера;
- привлекать стажера к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию
общекультурного и профессионального кругозора;
- подводить итоги профессиональной адаптации стажера, составлять отчет по итогам
наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по
дальнейшей работе стажера.
5. Права наставника:
- с согласия заместителя директора подключать для дополнительного обучения стажера других
сотрудников МБОУ СОШ № 1;
- требовать рабочие отчеты у стажера как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности стажера.
6.1. В период наставничества стажер обязан:
- изучать нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты,
особенности деятельности МБОУ СОШ № 1 и функциональные обязанности по занимаемой
должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
- выполнять рекомендации наставника при выполнении заданий;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- отчитываться о своей работе в письменной и устной форме перед наставником и
заместителем директора, курирующем наставничество в МБОУ СОШ № 1, в соответствии с
планом работы со стажером.
7. Права стажера.
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации МБОУ СОШ №1 предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по
ним объяснения;
- посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
- защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в
случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм
профессиональной этики;
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается
распорядительным документом работодателя на заместителя директора.
8.2. Заместитель директора обязан:
- представить назначенного стажера сотрудникам МБОУ СОШ № 1;
- довести до сотрудников содержание распорядительного акта о закреплении стажеров за
наставниками;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с
настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
рассмотреть на заседании методического совета индивидуальный план работы наставника;
- посещать уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и
стажером;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
МБОУ СОШ № 1, довести информацию на педагогическом совете;
- обеспечить подготовку отчетов и выступлений наставников о работе со стажером в
соответствии в планом работы МБОУ СОШ № 1.
- провести инструктаж наставников и стажера;
9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- распорядительный акт об организации наставничества;
- планы работы педагогического совета, методических объединений, методического совета;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству;
- протоколы заседаний педагогического, методического совета, методических объединений, на
которых рассматривались вопросы наставничества;
- переписка по вопросам деятельности наставников;

- план работы наставника со стажером, рассмотренный на заседании методического совета и
утвержденный распорядительным актом МБОУ СОШ № 1.
10. О поощрении наставников
В целях повышения эффективности наставничества могут использоваться различные формы
морального и материального стимулирования наставников. Материальное поощрение может
назначаться наставнику за период осуществления им наставнической деятельности арии
условии положительной оценки его деятельности. Размер и порядок выплаты материального
поощрения за осуществление наставнической деятельности устанавливаются на основании
решения комиссии по распределению стимулирующих выплат, на основании Положения о
порядке установления стимулирующих выплат работникам (в соответствии с новой системой
оплаты труда (НСОТ). Наставники, добившиеся лучших показателей в наставнической
деятельности, могут быть представлены к следующим видам поощрений:
-объявление благодарности по МБОУ СОШ № 1;
-награждение грамотой МБОУ СОШ № 1.
Опыт лучших наставников может быть освещен в СМИ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».