Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 -школа отечественной культуры» (МБОУ СОШ № 1) РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО на Педагогическом совете протокол № 1 от «31» августа 2018 г. УТВЕРЖДЕНО Приказом № 216.0/01/10 от 31/08/2018 г. ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее Положение) определяет основные понятия, используемые для осуществления наставничества в МБОУ СОШ № 1», цель и задачи осуществления наставничества, профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к наставнику, порядок назначения и смены наставника, порядок и содержание наставничества, порядок отчетности и контроля в системе наставничества, ответственность всех участников системы наставничества. 1.2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия: школьное наставничество – это форма профессиональной подготовки сотрудников, выполнение профессиональных функций под наблюдением наставника с регулярным получением конструктивной обратной связи; наставник – опытный учитель (руководитель), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания, владеющий опытом управленческой работы, наставляемый (стажёр) – лицо, осуществляющее свою деятельность под наблюдением наставника в течениеопределенного срока, отведенного для развития и оценки его профессиональной компетенции; оценка - это определение уровня эффективности выполнения работы сотрудником (стажером),измерение его достижений; требования к рабочему месту – совокупность знаний, умений, навыков, которыми должен обладать сотрудник (стажер), занимающий данную должность; недостающие образцы опыта - навыки, которых не хватает сотруднику (стажеру) для эффективного выполнения своих должностных обязанностей; мониторинг результатов труда - система наблюдений за результатами действительности сотрудников МБОУ СОШ № 1. 1.3. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя или руководителя по развитию у стажера необходимых навыков и умений ведения педагогической или управленческой деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у стажера знания в области предметной специализации и методики преподавания. 2. Цель и задачи наставничества 2.1. Целью школьного наставничества в МБОУ СОШ № 1 является достижение необходимого уровня профессиональной компетенции сотрудников, соответствующего требованиям рабочего место. 2.2. Основными задачами школьного наставничества являются: - оказание помощи стажерам в их профессиональном становлении; - обучение недостающим образцам опыта в процессе деятельности для достижения соответствия требованиям рабочего места; - привитие стажерам интереса к педагогической деятельности и закреплении сотрудников в МБОУ СОШ № 1; - ускорение процесса профессионального становления стажера и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; - адаптация по корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива МБОУ «СОШ № 37» и правил внутреннего распорядка работников, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей, возложенных на стажера; - анализ результатов усвоенных знаний, умений, навыков, эффективной деятельности; - оценка уровня развития профессионально-важных умений. 3. Организационные основы наставничества. 3.1. Наставничество устанавливается: - для новых сотрудников на период адаптации сроком от одного года до трех лет; - для сотрудников, показавших снижение эффективности работы, на основании данных, полученных в результате мониторинга результатов труда- сроком на 1год. 3.2. Наставником может быть назначен сотрудник: - обладающий высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении; - имеющих опыт воспитательной и методической работы; - имеющий стабильно высокие показатели в работе, полученные в процессе регулярного мониторинга результатов деятельности; - имеющий способность и готовность делиться профессиональным опытом, - имеющий системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету; - обладающий достаточным уровнем развития управленческих компетенций; - должностная позиция наставника должны быть равной или выше должностной позиции стажер. 3.3. Утверждение сотрудника в качестве наставника осуществляется в следующем порядке: - кандидатура наставника утверждается распорядительным актом работодателя по согласованию с кандидатом в наставники; -в распорядительном акте обязательно указываются сроки наставничества; - за одним наставником может быть закреплено не более двух сотрудников. 3.4. Общее руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора МБОУ СОШ № 1. 3.5. Кандидатуры наставников могут рассматриваться на заседаниях методического Объединения и согласовываться на заседании Методического совета. 3.6. Замена наставника производится распорядительным актом работодателя в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу стажера; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и стажера. 3.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение задач, выполнения требований к рабочему месту стажера. 4. Обязанности наставника: - знать требования нормативных актов, определяющих права и обязанности стажера по занимаемой должности, цели и задачи системы образования МО «Выборгский район» ЛО, Устав МБОУ СОШ № 1, нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность системы образования; - изучать деловые и нравственные качества стажера, его отношение к проведению уроков или занятий, коллективу МБОУ СОШ № 1 , обучающимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения; - знакомить стажера с МБОУ СОШ № 1, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений; - вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю- предметнику или управленцу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); - проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение стажером уроков или занятий и внеклассных мероприятий; - оказывать стажеру индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; - личным примером развивать положительные качества стажера, корректировать его поведение в МБОУ СОШ № 1, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью стажера, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; -организовывать и эффективно осуществлять наставническую деятельность в рамках своей компетенции; -своевременно разрабатывать перечень рабочих задач для повышения уровня профессиональной компетенции стажера; - привлекать стажера к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; - подводить итоги профессиональной адаптации стажера, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе стажера. 5. Права наставника: - с согласия заместителя директора подключать для дополнительного обучения стажера других сотрудников МБОУ СОШ № 1; - требовать рабочие отчеты у стажера как в устной, так и в письменной форме. 6. Обязанности стажера. 6.1. В период наставничества стажер обязан: - изучать нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности МБОУ СОШ № 1 и функциональные обязанности по занимаемой должности; - выполнять план профессионального становления в установленные сроки; - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; - выполнять рекомендации наставника при выполнении заданий; - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; - отчитываться о своей работе в письменной и устной форме перед наставником и заместителем директора, курирующем наставничество в МБОУ СОШ № 1, в соответствии с планом работы со стажером. 7. Права стажера. Молодой специалист имеет право: - вносить на рассмотрение администрации МБОУ СОШ №1 предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; - защищать профессиональную честь и достоинство; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; - посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; - защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики; 8. Руководство работой наставника. 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается распорядительным документом работодателя на заместителя директора. 8.2. Заместитель директора обязан: - представить назначенного стажера сотрудникам МБОУ СОШ № 1; - довести до сотрудников содержание распорядительного акта о закреплении стажеров за наставниками; - обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; - осуществлять систематический контроль работы наставника; рассмотреть на заседании методического совета индивидуальный план работы наставника; - посещать уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и стажером; - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в МБОУ СОШ № 1, довести информацию на педагогическом совете; - обеспечить подготовку отчетов и выступлений наставников о работе со стажером в соответствии в планом работы МБОУ СОШ № 1. - провести инструктаж наставников и стажера; 9. Документы, регламентирующие наставничество. 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - распорядительный акт об организации наставничества; - планы работы педагогического совета, методических объединений, методического совета; - методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству; - протоколы заседаний педагогического, методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества; - переписка по вопросам деятельности наставников; - план работы наставника со стажером, рассмотренный на заседании методического совета и утвержденный распорядительным актом МБОУ СОШ № 1. 10. О поощрении наставников В целях повышения эффективности наставничества могут использоваться различные формы морального и материального стимулирования наставников. Материальное поощрение может назначаться наставнику за период осуществления им наставнической деятельности арии условии положительной оценки его деятельности. Размер и порядок выплаты материального поощрения за осуществление наставнической деятельности устанавливаются на основании решения комиссии по распределению стимулирующих выплат, на основании Положения о порядке установления стимулирующих выплат работникам (в соответствии с новой системой оплаты труда (НСОТ). Наставники, добившиеся лучших показателей в наставнической деятельности, могут быть представлены к следующим видам поощрений: -объявление благодарности по МБОУ СОШ № 1; -награждение грамотой МБОУ СОШ № 1. Опыт лучших наставников может быть освещен в СМИ.