Я гражданин России

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА

Рассмотрена и принята

Утверждено
Приказом по МБОУ СОШ №1

г.

247.0/01.10

на педагогическом совете

№

Выборга

от 02.09.2021г.

протокол №1 от 30 августа 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Я — гражданин России»
(Общекультурное направление)
Для обучающихся 4 классов
Срок реализации 1 год

Разработана и реализуется
учителем начальных классов
Васильевой Н.В.

г. Выборг
2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный,
творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая
цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения.
Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий
реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и
обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю,
Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные,
экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей
Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны
видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная
индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового
долга.
Программа “Я живу в России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного
воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования», установленных
Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного
учреждения.
Программа “Я живу в России” является основой к программе духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом
воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся,
основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в
совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции
школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно
использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь
учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду,
выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и
приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,
взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства
образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и
сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства
гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного
встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и
организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического

воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в
процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях
русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории
Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда,
воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых
традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками,
музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные
представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах
(вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка
“Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей
и родителей.
Цель программы:
*создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими
ему ценностями, взглядами,
ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование
системы патриотического
воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств
конкурентоспособной личности,
воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих
ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
* создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания
школьников;
* формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей
оптимальные условия развития у
каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
* утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических
ценностей, взглядов и убеждений,
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям
родного края;
* развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной
и внеурочной деятельности,
обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе
образования;
* воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории,
традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с
советами ветеранов войны и труда;
* повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и
пропагандистскую деятельность с целью
дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина
России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется
групповая и индивидуальная
формы работы.
Теоретические занятия ( урочная, внеурочная, внешкольная):
* Беседы
* Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

* Классный час
* Сообщения
* Встречи с интересными людьми
* Литературно – музыкальные композиции
* Просмотр и обсуждение видеоматериала
* Экскурсии ( урочная, внеурочная, внешкольная)
* Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-прикладного искусства
Коллективные творческие дела

-познавательные игры

ий

- ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная,
внеурочная,
внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
* любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и
ответственность, доверие к людям,
* долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших,
справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
* родная земля, заповедная природа, планета Земля;
* красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике,
законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о
моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между

поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к
ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции, опытом
взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей,
умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем
мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических
инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс «Я – гражданин России» - 68ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических -42
1.“Я и я”(9ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в
жизни. Мир моих интересов. Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. День
пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело
совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция.
Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Акции. Конкурсы песен.
Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и
поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли
музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают
Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(9ч) – формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать
Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Самое сильное
звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в
школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы
нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка.
Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням.
Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни
нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину
защищать. Мы – россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа.
Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. Конкурсы сочинений. Мини –
проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома.
Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе
за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы.
Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения –
рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает

по планете. Я – житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок
из бросового материала. Конкурс экологических сказок
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый
(толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к
знаниям);внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий;
интеллектуальный;
здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый;
открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным
потенциалом.
Обучающийся научится:
_ понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина,
столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное
сотрудничество; история, предыстория;
_ ориентироваться в историческом времени;
_ определять на карте границы и крупные города России;
_ рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
_ различать символы государства -флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской
Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;
_ уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
_ уважительно относиться к защитникам Родины;
_ читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
_ различать художественную и научно-популярную литературу;
_ анализировать ответы товарищей;
_ осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России,
международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в
истории;
_ приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда
других стран, родного края (не менее трех);
_ различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло,
трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
_ анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историкообществоведческих знаний;
_ на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинноследственные связи;
_ уважительно относиться к своему городу, людям своего города, народу, России.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учителя
1. Агапова И.А., Давыдова М. А. авторские сценарии внеурочных занятий. –М.: Планета,
2011.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе
[Текст] / сост. М.К.Антошин. М.:
Айрис – пресс, 2003.
3. Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: ВитаПресс, 1998.
4. Всеобщая декларация прав человека
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf
// www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России
7.
8. Классные часы 2 класс/ сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2010.
9. Конвенция ООН о правах ребенка
10.Конституция РФ
11.Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост.
Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12.Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования
[Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
Для учащихся
1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: ВитаПресс, 1995.
2. Усачёв А. Приключения маленького человечка. - М.: Самовар, 1994.
3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.
4. Шабельник Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Интернет - ресурсы
1. http://metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola?cat=150 - разработки внеклассных
мероприятий
2. http://viki.rdf.ru/item/1753/ - детские электронные презентации
3. http://miksike.net/documents/main/UUS_MIKSIKE_2/3_klass - Рабочая электронная тетрадь
Миксике
4. http://www.proshkolu.ru/org/lipovtsy1/file/2849400/ - Я – гражданин России
5. proshkolu.ru/user/nmk30071973/file/2029853/ - Я – гражданин России


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».