Юный краевед

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА

Рассмотрена и принята

Утверждено
Приказом по МБОУ СОШ №1

г.

247.0/01.10

на педагогическом совете

№

Выборга

от 02.09.2021г.

протокол №1 от 30 августа 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Юный краевед»
(Общекультурное направление)
Для обучающихся 4 классов
Срок реализации 1 год

Разработана и реализуется
учителем начальных классов
Васильевой Н.В.

г. Выборг
2021 г.

2

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенность детей младшего школьного возраста - любознательность и интерес ко
всему, что их окружает. Этот возраст – благодатная почва для закладывания основ
исследовательской, аналитической деятельности ребенка в его дальнейшей жизни.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.
Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения обучающихся
знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и
навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом,
трудовом, политическом воспитании детей
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед» предлагает в ходе ее
реализации овладеть школьникам основами практико-ориентированных знаний о человеке,
обществе и природе, научиться осмысливать причинно-следственные связи в окружающем
мире на многообразном материале природы и культуры родного края.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед»
формирует у
младших школьников фундамент экологической и культурологической грамотности и
соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать
правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит
обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде. Поэтому
данная программа
играет
значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует
вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с
отечественными традициями духовности и нравственности.
Изучение краеведения необходимо для того, чтобы обучающиеся понимали свою
связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Реализация данной
программы поможет им осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни
близких людей. Краеведение много дает для морального, нравственного становления
личности. Местный материал доступен обучающимся для освоения, что позволяет на
конкретных примерах объяснить им достижения всего человечества.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с
детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи,
знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен,
преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим
событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе
родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических
чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам,
происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание
своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий,
здесь следует раскрыть смысл пришвинской фразы: «Охранять природу – значит охранять
Родину…».
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед» относится к туристскокраеведческой направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед » разработана на основе:

4



Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».



Концепции
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
Распоряжением Правительства Российской федерации от 04 сентября 2014 года №
1726-р),



Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года
№ 196 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»



Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.

Программа разработана для обучающихся 10 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная. Обучение ведется на русском языке.
Уровень программы - стартовый.
Цель программы: углубить и расширить знания обучающихся о природе, истории и
культуре родного края, способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию
личности.
Задачи:
Обучающие:
 ознакомление с историей и культурой родного края, его достопримечательностям
 формирование познавательного интереса к своей малой родине через различные
формы работы;
 обучение пониманию государственных символов, умению определять значение
изображения, символику цвета
Воспитательные:
 воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;
 формирование личности с активной гражданской позицией
Существенная особенность программы
состоит в том, что в ней
заложена
содержательная основа для идентификации ребенком своего «я», реализации осознания его
места в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без
знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек
связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети
хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя
научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая
деятельность обучающихся.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом родного края и
нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на
примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие
способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
В программе реализуется идеи формирования патриотического сознания младшего
школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей
местности.
Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который
является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании
гражданина и патриота.
Задача программы – создать образное представление о семейном национальном –
микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей
особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким,
землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как
единого целого в многообразии. Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины»

5

введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей
работы в средней школе.
Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса:
технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности,
обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Программа рассчитана на обучающихся 7 – 11 лет. Количество недельных часов – 2
часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете. Проектная деятельность
включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, встреч с
интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность
предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником
нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий,
родители, увлеченные люди, а также другие дети. При проведении встреч, экскурсий
возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов,
отводимых на него.
Вся программа распределена на разделы. Каждый раздел имеет свой набор тем и свое
количество часов.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы
проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа,
планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы
теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение
итогов работы, анализ, оценка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Наиболее подходящая форма оценки - презентации, защита работ, выступления и
промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе контрольно-измерительного
материала

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса
Личностные
результаты:
- формировать у детей
мотивации к обучению;
оказать
помощь
обучающимся
в
самоорганизации
и
саморазвитии;
развивать
познавательные
навыки обучающихся;
- формировать умения
самостоятельно
конструировать свои
знания,
ориентироваться
в

Метапредметные
результаты:
регулятивные - учитывать
выделенные
учителем
ориентиры действия в
новом учебном материале
в
сотрудничестве
с
учителем;
планировать
свое
действие
в
соответствии
с
поставленной задачей и
условиями ее реализации,
в
том
числе
во
внутреннем
плане;
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль

Предметные результаты:

усвоить
первоначальные
сведения
о
сущности
и
особенностях
объектов,
процессов
и
явлений,
характерных для природной и
социальной действительности (в
пределах изученного);
формировать
целостный,
социально-ориентированный
взгляд на окружающий мир в его
органичном
единстве
и
разнообразии природы, народов,
культур и религии;
- овладеть базовым понятийным

6

Личностные
результаты:
информационном
пространстве;
развивать
критическое
и
творческое
мышление;
- осознавать свою
этническую
и
культурную
принадлежность
в
контексте единого и
целостного Отечества
при
всём
разнообразии культур,
национальностей,
религий России;
воспитать
уважительное
отношение к иному
мнению, истории и
культуре
других
народов России;
- научить уважать
историю и культуру
всех народов Земли на
основе понимания и
принятия
базовых
общечеловеческих
ценностей;
- расширить сферы
социальнонравственных
представлений,
включающих в себя
освоение социальной
роли
ученика,
понимание
образования
как
личностной ценности;
развивать
способность
к
адекватной
самооценке с опорой
на знание основных
моральных
норм,
требующих для своего
выполнения развития
этических
чувств,
самостоятельности и
личной
ответственности
за

Метапредметные
результаты:
по результату;
познавательные
–
формировать навыки
решения
творческих
задач, поиска, анализа
и
интерпретации
информации; добывать
необходимые знания и
с
их
помощью
проделывать
конкретную
работу;
осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения учебных
заданий с использованием
учебной
литературы;
основам
смыслового
чтения художественных и
познавательных текстов,
выделять существенную
информацию из текстов
разных
видов;
анализировать объекты с
выделением существенных и
несущественных
признаков;
коммуникативные
–
научить обучающихся
выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика);
формировать умения
координировать свои
усилия с усилиями
других;
научить
формулировать
собственное мнение и
позицию;
договариваться
и
приходить к общему в
решении
совместной
деятельности, в том
числе
в
ситуации
столкновения
интересов;
задавать
вопросы;
допускать
возможность
существования у людей
различных
точек

Предметные результаты:

аппаратом
(доступным
для
осознания
младшим
школьником), необходимым для
получения
дальнейшего
образования
в
области
естественно-научных
и
социально-гуманитарных
дисциплин;
- уметь наблюдать, фиксировать,
исследовать
(измерять,
сравнивать, классифицировать,
ставить
опыты,
получать
информацию
из
семейных
архивов, от окружающих людей,
в открытом информационном
пространстве)
явления
окружающего мира; выделять
характерные
особенности
природных
и
социальных
объектов;
описывать
и
характеризовать
факты
и
события
культуры,
истории
общества в контексте базовых
национальных
духовных
ценностей, идеалов, норм;
- овладеть навыками причинноследственных
связей
в
окружающем мире, природы и
социума;
овладеть
основами
экологической
грамотности,
элементарными
правилами
нравственного поведения в мире
природы и людей, нормами
здоровьесберегающего
поведения в природной и
социальной среде.
.

7

Личностные
результаты:

Метапредметные
результаты:

свои поступки в мире
природы и социуме;
- понимать роль и
значение родного края в
природе и историкокультурном
наследии
России, в ее современной
жизни;
- понимать место
своей
семьи
в
прошлом и настоящем
своего края, в истории
и культуре России.

зрения, в том числе не
совпадающих с его
собственной,
и
ориентироваться
на
позицию партнера в
общении
и
взаимодействии;
учитывать
разные
мнения и стремиться к
координации
различных позиций в
сотрудничестве.

Предметные результаты:

Условия реализации программы:
1. Наличие светлого просторного помещения, оборудованного столами, стульями.
2. Необходимые инструменты и материалы:
- фото-, видеоаппаратура (фотоаппараты учителя и учащихся,
видеокамера), необходимая для составления и защиты презентаций, проектов,
исследовательских работ, оформления статей в школьную и городскую газеты;
съёмок видеосюжетов, просмотра отснятых материалов.
-медиапроектор, ноутбук, экран для просмотра изображений.
3. Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания программы:
технологии развития критического мышления, технологии проектной
деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
4. Соблюдение педагогических принципов:
 Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей
обучающихся.
 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся: содержание,
формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям
данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том,
что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
 Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и
явлениях в природе и обществе на территории нашего края. Реализуется через
демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии,
прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
 Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города,
улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл понятий: родословное дерево, фамилия,
традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
 Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний
обучающихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через
формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и
взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

8

 Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса,
любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой
родине.
 Уникальности: наш край по – своему уникален – историческая планировка города,
застройка, сетка улиц, природный ландшафт и памятные исторические места.
 Экологизации: использование
здоровьесберегающих технологий. Ученик учится
соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и
защищать ее.
5. Систематическое посещение занятий.
П. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

1
2

Наименование темы

Всего
часов

Введение в краеведение.
Мой край на карте
Родины

Я и моя семья
Наша школа
Город, в котором я живу
Природный
комплекс
Выборгского р-на
7 Славные люди
земли
Выборгской
8 Устное
народное
творчество
9 Искусство
10 Труд людей
11 Обобщение изученного за
курс
ИТОГО
3
4
5
6

Из них
теория практика

1
3

1
2

5
3
9
10

2
3
2
6

13

13

4

3

1

14
3
3

10
2

2
1
3

68

44

22

1

3

Формы
проведения
промежуточной
аттестации
Комплексная
работа (тест
+выполнение
практических
заданий)

7
4

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебного года

34 недели

Набор и формирование групп

18.09.2019г — 30.09.2019г

Начало занятий

01.10.2019г

Окончание занятий

25.05.2020г

Каникулы:
Зимние

30.12.2019г — 08.01.2020г

9

Летние
Продолжительность занятия

25.05.2020г — 31.08.2020г
45 минут

Деятельность детей
Аудиторные занятия

2 раза по 45 минут

Внеаудиторные занятия

Согласно календарно —
тематическому планированию

Ш. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в краеведение. (1ч.)
Что изучает краеведение? Источники краеведческих знаний: карта как источник информации
и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования
края.
Тема 2. Мой край на карте Родины (3ч.)
Территория и географическое положение г Выборга и Лен. области. Государственная
Символика России, г. Выборга. Поселки г. Выборга. Знакомство с картой.
Тема 3. Я и моя семья (5ч.)
Моя семья. Мои предки. Что означает мое имя? Моя родословная.
Практическая работа. Составление генеалогического древа.
Тема 4. Наша школа (3ч.)
История и традиции нашей школы. Знаменитые выпускники. Экскурсия в школьный
музей.
Тема 5. Город, в котором я живу (9ч.)
История и причины возникновения города: основные этапы формирования, первые
поселенцы. Как выглядел наш город в начале своей жизни. Указ об образовании города.
Герб города. Улицы города, его достопримечательности. Памятники и памятные места.
Практическая работа. Создание проекта «Мой город».
Тема 6. Природный комплекс Выборгского р-на (10ч.)
Растительный мир нашего края. Лекарственные травы. Экскурсия в парк.
Практическая работа. Составление гербария – лекарственные растения.
Животный мир нашего края. Уникальность животного мира. Лесные звери. Птицы
нашего края. Реки, озера, водоемы Выборгского р-на. Поэты и художники о красоте
водоёмов родного края.
Практическая работа. Подготовка альбома с пословицами и поговорками о воде,
конкурс рисунков «Как защитить нашу воду».
Практическая работа. Проект «Малая Красная книга».
Тема 7. Славные люди земли Выборгской (13ч.)
Знакомство с именами легендарных людей. Экскурсии по улицам, именованным в честь
известных людей.
Тема 8. Устное народное творчество (4ч.)
Народные игры и праздники. Сказки о животных. Легенды и предания.
Практическая работа. Моя первая выставка. Рисунки «В мире сказки».
Тема 9. Искусство (14ч.)
Памятники архитектуры, живопись. Посещение выставок, Эрмитажа. Посещение
городского краеведческого музея.
Тема 10. Труд людей (3ч.)
Труд людей в городе. Труд людей в поселках Выборгского района.
Тема 11. Обобщение изученного за курс. (3ч.)
Представление проектов, выполненных обучающимися.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом родного края и
нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников
на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие
способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания
младшего школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к

11

изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностнодеятельностный подход, который является главным фактором формирования личности
младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота.
Задача программы – создать образное представление о семейном-национальном –
микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей
особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким,
землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как
единого целого в многообразии.
Одним из результатов программы является решение задач воспитания – осмысление
обучающимися системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей,
своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы
как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной
жизни.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к
старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей
жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей
области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны,
восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед» построена с учетом
дидактических принципов, таких как:
•
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работу с привлечением родителей. Занятия
проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете. Проектная деятельность включает
проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, встреч с интересными
людьми, реализацию проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в
Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые:
представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
•
В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии,
рисование, викторины, выставки, праздники, исследования, создание проектов.
•
В программе отражен обязательный конечный результат, которого достигают
обучающиеся после курса обучения. Она составлена с соблюдением психологопедагогических и санитарных норм, а также учитываются возрастные особенности детей.

12

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены
следующие основные методы: исследовательские (работа с литературой, словарями,
справочниками); частично-поисковые; творческие (проекты, эскизы, творческие задания);
объяснительно-иллюстративные (иллюстрации, фотографии)
В учебно-воспитательный процесс включены нетрадиционные формы проведения
занятий: экскурсия по городу; посещение выставок, музеев; просмотр видеофильмов;
защита проектов; исследовательская деятельность; викторины, игры; конкурс сочинений,
сказок.
V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
«Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».
(Стандарты второго поколения) под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.)
Выборг / сост. Кепп Е.Е. – Л.: Лениздат, 2006
Выборг: альбом. /Сост. Закатилов Н.И. – Л.: Лениздат, 2000
Выборг: план города. /Автор - сост. Буданов О. –СПб.: ООО «Еврокарта», 2008
Выборгские истории: сборник исторических статей. – Выборг. : ИП Калинина
Л.Г., 2003 -192с., ил.
Выборгский район Ленинградской области: краеведческий сборник. - СПб.:
ООО «ИДТ «Остров», 2009 – 320с.
Закатилов Н.И. Дом – музей в Выборге. – Л.: Лениздат, 1980 – 64с.
Заповедная природа Карельского перешейка. / Отв.ред.Г.А.Носков. -СПб.: АНО
НПО «Профессинал»,2004. - 312с.,ил.
История и культура Ленинградской земли с древнейших времён до наших дней.
/Под общей редакцией С.А.Лисицына. - 2-е издание, переработанное. - СПб.:
Специальная Литература, 2005 – 367 с.
Кепп Е.Е. Выборг: художественные достопримечательности. – Выборг,
«Фантакт», 2002

Коган А.Я., Лихтин А.А., Зазнобина Н.В.История Санкт-Петербурга: Выборгская сторона, СПб, Издательство «Полигон», 2001. – 560с., ил.
Анненков, В. К. Знакомая и незнакомая Выборгская сторона: прогулки по улицам и
набережным бывшей петербургской окраины : 6 маршрутов / В. К. Анненков. - СанктПетербург: Сударыня, 1998. - 85, [1] c.: ил.
Атлас Выборгского района города Санкт-Петербурга – 2004
Бусырева, Е. П. О проспектах Маркса и Энгельса / Е. П. Бусырева. - Ленинград: Лениздат,
1961. - 125, [2] с. : ил.

13

Выборгский район Ленинградской области : краеведческий сборник / [сост. Л. И.
Амирханов]. - Санкт-Петербург: Остров, 2009. - 319 с. : ил., карты.
Гимн Выборгской стороне [Электронный ресурс] / идея проекта В. И. Колесников ; рук.
проекта Н. С. Чесноков ; авт.-исполн. Сергей Палкин; съемка и монтаж видеофильма Г. М.
Марголин-Каганский. - Санкт-Петербург: [б. и.], 2006.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Бабочка над заливом. Автор: Кудрявцева Т. А. Год: 2011 Издание: Специальная литература
Страниц: 288
Архитектурные памятники города Выборга / Сост. Светельникова Т.В. –
Выборг, 2000 – 20 с.
Заповедная природа Карельского перешейка. / Отв.ред.Г.А.Носков. -СПб.: АНО
НПО «Профессинал»,2004. - 312с.,ил.

Анненков, В. К. Знакомая и незнакомая Выборгская сторона: прогулки по улицам и
набережным бывшей петербургской окраины : 6 маршрутов / В. К. Анненков. - СанктПетербург: Сударыня, 1998. - 85, [1] c.: ил.

14

Календарно-тематический план на 2021-22 учебный год
№
пп

Дата
занятия

Тема занятия

1
2

11.09
13.09

3
4

18.09
20.09

Введение в краеведение.
Территория и географическое положение г Выборга и
Ленинградской области.
Государственная Символика России, г. Выборга.
Поселки г. Выборга. Знакомство с картой.

5
6

25.09
27.09

Моя семья. Мои предки.
Что означает мое имя?

7-9

Моя родословная. Составление генеалогического
древа

10

02.10
04.10
09.10
11.10

1112
1314
1516
1718

16.10
18.10
23.10
25.10
30.10
01.11
13.11
15.11

1920
2122
24
25

20.11
22.11
27.11

Создание проекта «Мой город».

29.11
04.12

Лекарственные травы. Экскурсия в парк.
Составление гербария – лекарственные растения.

25

06.12

Животный мир нашего края.

26

11.12

Уникальность животного мира

Беседа

27

13.12

Лесные звери. Птицы нашего края.

Беседа

28

18.12

Реки, озера, водоемы Выборгского р-на

Беседа

29

20.12

Поэты и художники о красоте водоёмов родного
края.

Беседа

30

25.12

Подготовка альбома с пословицами и поговорками о
воде конкурс рисунков «Как защитить нашу воду».

История и традиции нашей школы. Знаменитые
выпускники
Экскурсия в школьный музей.
История и причины возникновения города: основные
этапы формирования, первые поселенцы.
Как выглядел наш город в начале своей жизни. Указ
об образовании города.
Герб города. Улицы города, его
достопримечательности. Памятники и памятные
места.

Растительный мир нашего края.

Форма
проведения
занятия
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Практическая
работа
Беседа
Экскурсия
Практическая
работа
Практическая
работа
Экскурсии
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа
Экскурсия
Практическая
работа
Беседа

Практическая
работа

15

№
пп

Дата
занятия

31

27.12

Проект «Малая Красная книга».

3234

10.01

Славные люди земли Выборгской
Симоняк, К. К. Шестаков.

3536

22.01

Славные люди земли Выборгской
В. С. Сухов, В. Р. Николаев

3739
4042
4344
45
46

29.01

Славные люди земли Выборгской
П. Ф. Данилов, Л. А. Ардашев, П. О. Васильев

07.02

Тема занятия

Славные люди земли Выборгской.
ТоргильсКнутссон.

Форма
проведения
занятия
Практическая
работа
экскурсии
экскурсии

экскурсии
экскурсия
экскурсия

19.02

Славные люди земли Выборгской.
Петр 1.

26.02
28.02

Народные игры и праздники.
Сказки о животных.

Беседа
Беседа

47

05.03

Легенды и предания.

Беседа

48

07.03

Моя первая выставка. Рисунки «В мире сказки».

4952
5355

12.03

Памятники архитектуры

02.04
04.04
09.04
11.04

Культурная жизнь города, живопись.

Эрмитаж – Выборг.

Экскурсия

18.04

Посещение городского краеведческого музея

Экскурсия

30.04
07.05
14.05
16.05
21.05
23.05

Труд людей в городе.
Труд людей в поселках Выборгского р-на

Экскурсия
Беседа

5657
5860
61
6263
6466

Обобщение изученного за курс.
Представление проектов

Практическая
работа
Экскурсия
Беседа

Практическая
работа

Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации
1.Выбери и отметь герб РФ.

16

2. Выбери и отметь герб ЛО.

3. Нарисуй цвета флага РФ.

4. Какой символ встречает горожан и гостей города у вокзала . Выбери.

5. В каком году возник город Выборг. (издан указ о городе)
6. Какой из перечисленных поселков есть на территории Выборгского района.
7. Продолжи фразу: Родословная – это…………………………………….
8.Перечисли какие водоемы ты знаешь на территории Выборгского района.
9. Какой город является главным на территории ЛО?
10.Как называется место, где ты родился?
Практика:
1.Территория и географическое положение города Выборг и Ленинградской области. Умение
показать на карте.
2.Поселки г.Выборга. Знакомство с картой, умение показать объект.

17

3. Что означает мое имя? Выступление с мини- сообщением. (подготовка к проекту)
Практическое умение подборки материала для выступления.
4. Что означает мое имя? Выступление с мини- сообщением. (подготовка к проекту) Умение
презентовать свою работу.
5. Что означает мое имя? Выступление с мини- сообщением. (подготовка к проекту)
Практическое умение основ презентации на КТ.
6.Моя родословная. Составление генеалогического древа. Практическое умение подборки
материала для работы.
7.Моя родословная. Составление генеалогического древа.Практическое умение оформления
материала.
8.Моя родословная. Составление генеалогического древа. Умение презентовать свою работу.
9. Посещение музея школы. Практическое умение вести себя в музее.
10. Посещение музея школы. Практическое умение рефлексии по итогам посещения музея.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».