Комитет образования администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 — школа отечественной культуры» города Выборга Учреждено приказом по МБОУ СОШ№1 г. Выборга № 247.0/01.10 от 02.09.21 Рассмотрена и принята на педагогическом совете Протокол №1 от 30 августа 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности информационной - технологической направленности «Сдаем ОГЭ». Предназначена для детей 9 классов. Срок реализации 1 год. Автор: Павлова Татьяна Михайловна учитель информатики. г. Выборг 2021 год I. Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Актуальность. Программа направлена на подготовку учащихся с ОГЭ и оюеспечивает более глубокое понимание предмета. Цели курса: диагностика проблемных зон; эффективное выстраивание систематического повторения; помощь в приобретении опыта решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, грамотного изложения своих мыслей в формате работ ОГЭ. Задачи курса повторение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных в 5-8 и 9 классах; развитие способности самоконтроля времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях; формирование спокойного, уравновешенного отношения к экзамену; планомерная подготовка к экзамену; закрепление знаний, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования. Форма контроля: тестовая в формате ОГЭ. II. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по информатике и ИКТ» Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; закрепление развития алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. III. Содержание курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по информатике и ИКТ» Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике» 1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ГИА по информатике. ГИА как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса. Особенности проведения огэ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ. Раздел 2 «Тематические блоки» 2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование» Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию. 2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование» Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры. 2.3. Тематический блок «Основы логики» Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями. 2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент» Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию. 2.5. Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий» Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме. 2.6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации» Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель». 2.7. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах» Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм. 2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка. 2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии» Технология адресации и поиска информации в Интернете. 2.10. Тематический блок «Системы счисления» Решение тренировочных задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую. Раздел 3. «Тренинг по вариантам» 3.1. Государственная итоговая аттестация по информатике. Выполнение тренировочных заданий части 1 и 2. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором результатов. IV. Тематическое планирование № Тема Количество часов 1 Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике 2 2 Информация и ее кодирование 6 3 Основы логики 6 4 Алгоритмизация и программирование 14 5 Моделирование и компьютерный эксперимент 2 6 Программные средства информационных и коммуникационных технологий 4 7 Технология обработки графической и звуковой информации 8 8 Технология обработки информации в электронных 10 таблицах 9 Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных 4 10 Телекоммуникационные технологии 4 11 Системы счисления 4 12 Тренинг по вариантам 6 Всего 68