Практическая география 14-16 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1-ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
г. ВЫБОРГА

Утверждено
Приказом по МБОУ СОШ №1
Выборга

247.0/01.10

г.

№

от 02.09.2021г.

Рассмотрена и принята
на педагогическом совете
протокол №1 от 30 августа 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Практическая география»
(2 часа в неделю, 68 часов в
год, 2021-2022 учебный год)

Предназначена для детей 14-16 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель: Чижик М.А.
Учитель географии

г. Выборг
2021 г

Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география» составлена
с учетом следующих нормативных правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №
30067);


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018
№ 345
«О
федеральном
перечне
учебников,
рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;
Примерная
программа
по
внеурочной
деятельности
для
общеобразовательных школ;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования;






Общая характеристика предмета
В связи с внедрением новых стандартов в образовательный процесс школы,
особое место отводится практической, исследовательской деятельности учащихся.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Как
выявить талантливых, одарённых детей? Этот вопрос волнует многих учителей.
Одним из путей решения этой проблемы – программа дополнительного образования,
которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса.
Одним из важнейших требований к географическому образованию в
современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и
навыками, а также знание географической номенклатуры по всем регионам мира.
Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по
«Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География
России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических
умений
и
применение
полученных
знаний
на
практике.

Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории,
литературе. Основная часть данной программы – комплексная географическая
характеристика России, в которой рассматриваются во взаимосвязи природа,
население, хозяйство. Для решения поставленных задач программа нацелена на
обобщение, систематизацию ранее полученных знаний, углубление знаний о
географических приёмах работы, необходимых для самостоятельного их применения
в учебном процессе и во внеурочное время. Изучение природных условий
обширного пространства нашей Родины, возможно, прежде всего путём
формирования в сознании учащихся ярких представлений, образов природы
конкретной территории. Яркий образ нередко сохраняется в памяти в течение всей
жизни человека. Эти представления должны сопровождаться накоплением точных и
прочных знаний об особенностях и закономерностях природы. Курс данной
программы призван раскрыть экологическую значимость географических знаний и в
целом их практическую направленность. Экологические проблемы приобретают в
мире всё большую остроту. Помимо глобальных, в разных странах возникает масса
локальных и региональных экологических проблем. При изучении данного курса
школьники должны проникнуться пониманием экологической значимости
географических знаний.
Содержание программы «Практическая география» позволяет расширить рамки
школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной
активности
учащихся,
расширяя
их
коммуникативные
возможности;
благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к
самостоятельной работе по изучению предмета.
Направленность - естественнонаучная
Актуальность программы определяется высокой значимостью рассматриваемых
в ней разделов для формирования естественнонаучного мировоззрения
обучающихся. Комплексный подход к наукам о Земле соответствует современным
требованиям модернизации системы образования. При выполнении практических
заданий учащиеся учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться
поставленной цели, развиваются их аналитические способности.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие
вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для
учащихся. Интерактивные игры, кинопутешествия, презентации позволяют
поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в
такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового,
неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной
деятельности.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение
практической составляющей школьной географии.
Курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках
географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт
возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих
расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе
изучения курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к
олимпиадам по географии и сдаче ГИА по географии в 9 классе.
Задачи изучения данного курса:
Обучающие:
 получение базовых знаний в области фундаментальных наук о Земле и
представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях геосфер (оболочек Земли);


знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о
Земле;
3



развитие умения анализировать информацию из различных источников,
преобразовывать ее в различные формы;



активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и
углубление знаний по предмету

Развивающие:
 личностное развитие ученика, развитие познавательных интересов и мотивации
к творчеству, формирование универсальных учебных действий.
 формирование системного экологического мышления
Воспитательные:
 воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему миру;


формирование активной жизненной
определение путей социализации.



совершенствование
мировоззренческой,
художественной.

нравственных
политической,

позиции

и

культуры

поведения,

основ
культуры
учащихся:
экономической,
экологической,

Программа предназначена для учеников 9 классов, у которых уже имеются
определенные познания в области географии и навыки работы с картой.
Ценностные ориентиры:
В системе основного общего образования география – единственный школьный
предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как
естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет
формировать у учащихся:
 целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся
по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных
территориальных систем;


комплексное представление о географической среде как среде обитания
человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и
хозяйства людей в разных географических условиях;



социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм;
гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую,
социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей
гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и
согласия; трудолюбие.

Курс внеурочной деятельности по географии играет важную роль в реализации
основной цели современного российского образования – формировании всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи
важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей
отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на
формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы
4

воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего
поколения.
В ходе обучения географии должны быть сформированы:
 ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные
позиции:


осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);



осознание роли и места РФ как
пространства;



осознание единства географического пространства РФ как среды обитания
всех населяющих её народов;



осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы,
населения и хозяйства Земли, её отдельных частей;



осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и
готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

части

мирового географического



гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных
ценностей;



любовь к своему Отечеству, региону, местности;



гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за
Родину перед современниками и будущими поколениями;



уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям,
традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;



эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание
необходимости её сохранения и рационального использования.

Место внеурочной деятельности по географии «Практическая география» в
учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит в 9 классе 1 час (из расчета 34 учебных часов в неделю) на
внеурочные занятия по географии. В соответствии с учебным планом и календарным
учебным графиком на изучение курса внеурочной деятельности по географии в
2020-2021 учебном году отводится 34 часа.
Содержание программы
Введение (1 час)
Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся и их
интересов.
1. План и карта (5 часов)
5

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт.
Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения
рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение
направлений, азимутов, расстояний, географических координат. Комплексный
анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля
рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам.
Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение
протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте.
Практическая работа: Составление плана местности. Изображение холма на плане
местности.
Практическая работа: Решение задач на определение географических координат.
Практическая работа: Построение профиля рельефа местности по топографической
карте.
Практическая работа: Определение расстояний на карте.
2. Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен,
Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха
экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон
Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское
географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П.
Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. МиклухоМаклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев). Географические закрытия
на карте.
Практическая работа: Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.
3. Природа Земли (10 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли.
Геохронология. Вулканизм, гейзеры,
сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные
процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры водных объектов.
Строение
атмосферы,
состав,
свойства.
Климатообразующие
факторы.
Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практическая работа. Определение средней температуры за сутки, при подъеме и
спуске. Решение задач на определение амплитуды колебания температур за сутки,
неделю, месяц, год, составление графика «Роза ветров».
Решение задач на определение атмосферного давления.
4. Материки, океаны, народы и страны (9 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение
закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их
отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация
стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке
знаний географической номенклатуры объектов.
Практические задания по описанию страны по плану.
5. География России (6 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и
животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей
страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия,
география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России.
Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые
комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения
отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей
6

страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов.
Страны-мировые лидеры по различным показателям. Определение стран по
краткому описанию.
Практические задания:
Решение географических задач на определение поясного времени. Решение
географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц,
графиков.
Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона.
Решение задач по определению экономических районов по краткому описанию.
Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры
объектов. Определение объектов по краткому описанию.

Учебно-методическое обеспечение реализации данной программы
Класс Учебники
Учебные
Дидактические
Интернет-ресурсы
пособия для
материалы для
учащихся
учителя
8
Страны мира. География,
экология, http://www.geosite.com.ru
http://geoman.ru
Статистический природопользование:
http://www.rgo.ru
справочник
Республиканские
ООН.
– М. школьные олимпиады http://www.myplanetВесь мир. 2017, 2000-2005 гг.: Учебно- earth.com
2014.
методическое пособие. http://catalog.fmb.ru
Географические Сост. Кудрявцев А. Ф.,
энциклопедии. Малькова И.Л. Ижевск,
Географические УдГУ, 2011.-132 с.
атласы
для Задачи по географии:
средней школы. Пособие для учителей
Чернова В.Г.
под редакцией А.С.
География в
Наумова.- М.: МИРОС,
таблицах и
2009.-192с.
схемах. –
Курашева
Е.М.
СПб.:ООО
География.9-10
кл.
«Виктория
Задания на определение
плюс», 2016. географических
96 с.
объектов.-М.:
Дрофа,
Низовцев В.А.
2015.-106с.
Школьные
Олимпиады
по
олимпиады.
географии. 6-11 кл.:
География. 6-10 методическое
классы/В.А.
пособие/Под редакцией
Низовцев, Н.А. О.А. Климановой, А.С.
Марченко.Наумова.- 3-е изд.,
М.:Айрисстереотип.- М.: Дрофа,
пресс, 2018. 2010.-205 стр.
304 с.
Пармузин Ю.П., Карпов
Г.В.
Словарь
по
физической географии.М.:
Просвещение,
2004.-367 с.
7

Физическая география:
Справочное
пособие
для подготовительных
отделений вузов. Под
редакцией
К.В.
Пашканга.-М.: Высш.
Шк., 2011.-286 с
8. География. 9 класс.
Предпрофильная
подготовка:
сборник
программ элективных
курсов/ авт.-сост. Н. В.
Болотникова.
–
Волгоград:
Учитель,
2011.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Практическая география»
Личностные: овладение системой географических знаний и умений, навыками
их применения в различных жизненных ситуациях;
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели
и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты; умение взаимодействовать с людьми, представлять себя,
вести дискуссию и т.п.
Предметные:
 овладение основами картографической грамотности и использования
карты как одного из языков» международного общения;


формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов.

Прогнозируемые результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:










свободно ориентироваться по физической, экономической и
политической картам;
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать
выводы и заключения на основе анализа географических карт и
статистических данных;
следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в
последние годы;
решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;
предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из
них рациональный;
решать комбинированные контрольные работы;
представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм;
подготовить устные сообщения с использованием различных источников
информации, в том числе исторических и географических карт,
8

литературных
источников,
материалов
периодической
печати,
информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана
на дополнительное обучение учеников 9-х классов на принципах доступности и
результативности.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс
познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный,
частично-поисковый, метод контроля и др.
Формы контроля: творческие работы, исследовательские работы, тестовые
задания, анализ и работа со схемами, таблицами.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты
презентаций, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного
ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных
баллов по результатам ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии
оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Отличительной особенностью данной программы является подход в обучении,
в котором география рассматривается как средство развития логического мышления,
умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий
и делать логические выводы.
В структуру программы входят 2 образовательных блока:
 теоретический
 практический.

Тематическое планирование
№

Тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2

План и карта

5

4

1

3

Путешествия и географические открытия

2

2

0

4

Природа Земли

10

6

4

5

Материки, океаны, народы и страны

9

7

2

6

География России

6

4

3

Итого:

34

24

10

Формы
контроля
Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Итоговая
практическая
работа

9

Календарно-тематическое планирование по курсу «Практическая география» 9 класс (34 часа)
№
урока
1

Тема урока
Водное занятие

Кол-во
часов
1

Виды контроля

Дата по
плану

Дата по
факту

Характеристика деятельности учащихся
Знакомство с курсом внеурочной
деятельности

Тема 1. План и карта (5 ч.)
Планируемые результаты:
УУД:
Предметные: понимать возрастающую зависимость состояния природы Земли от деятельности человека.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной
деятельностью;
Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с
помощью технических средств.
Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
2
Ориентирование на местности.
1
Слушают,
работают
по
заданному
Азимут.
вопросу,
обсуждают
(оппонируют),
доказывают своим выступлением, что
умеют
извлекать
необходимую
информацию
из
разных
научных
источников; уважительно относятся к
ответам одноклассников
3
План местности. Составление плана.
1
Вспоминают
основные
понятия.
Определение расстояний на плане
Определяют
расстояние
на
плане
местности.
местности. Составляют план местности
«Путь от дома до школы»
4
Координатная сетка. Широта.
1
Вспоминают основные понятия. Работают
Долгота
картами атласа

№
урока
5

6

Тема урока
Построение профиля рельефа
местности по топографической карте.
Практическое решение заданий.

Кол-во
часов
1

Виды контроля

Дата по
плану

Дата по
факту

Характеристика деятельности учащихся
Строят
профиль
местности
по
топографической карте. Вспоминают и
оперируют понятиями: горизонтали, бергштрихи.

Практическая работа
Решение практических заданий по разделу
№1
Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 ч.)
1

Планируемые результаты:
УУД:
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом)
Предметные: научиться прослеживать по картам маршруты путешествий
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат
Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы
Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
7
Эпоха Великих географических
1
Вспомнить великих первооткрывателей и
открытий.
их маршруты путешествий. Сделать
обобщение
8
Путешественники, географы,
1
Проследить маршруты путешественников
которые внесли вклад в изучение
внесших вклад в изучение России.
России.
Составить обобщающую таблицу
Тема 3. Природа Земли (10 ч.)
Планируемые результаты:
УУД:
Коммуникативные: Участвовать в коллективном поиске, обмениваться информацией, уметь отстаивать свою точку зрения
Предметные: углубление знаний по теме “Природа Земли”, формирование представлений об органическом мире материков и океанов
Регулятивные: понимать учебную задачу, предлагать помощь и сотрудничество
Познавательные: описывать и сравнивать объекты, делать выводы и умозаключения

12

№
Тема урока
Кол-во
Виды контроля
Дата по Дата по
Характеристика деятельности учащихся
урока
часов
плану
факту
Личностные: уметь выразить свою точку зрения окружающим, не входить в конфликт с расхожими мнениями
9
Развитие земной коры. Земная кора
1
Рассмотреть
карту
тектонического
строения Земли. Определить крупные
на карте.
тектонические структуры, сделать вывод
об их расположении. Вспомнить как
тектонические структуры меняли свой
облик со временем
10
Крупные формы рельефа. Внешние и
1
Определить крупнейшие формы рельефа
внутренние силы Земли
Земли, описать внутренние (эндогенные) и
внешние (экзогенные) силы, которые
влияют на внешний облик планеты.
Определить
виды
хозяйственной
деятельности человека которые оказывают
наибольшее влияние на внешний облик
рельефа
11
Атмосфера. Температура воздуха.
1
Вспомнить
слои
атмосферы.
Как
Ветер. «Роза ветров».
распределяется температура воздуха и от
каких факторов она зависит. Построение
графика «Роза ветров» по данным из
таблицы. Устанавливать связи между
свойствами воздушных масс и характером
поверхности,
над
которой
они
формируются. Составлять характеристику
воздушных масс с разными свойствами.
12
Атмосферное давление. Практикум
1
Практическая работа
Рассмотреть
пояса
атмосферного
№2
давления, вспомнить как меняется

13

№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

13

Климатические пояса Земли.
Климатические области Земли.

1

14

Работа с климатограмами

1

15

Воды суши: состав, свойства,
происхождение.

1

16

Природные зоны Земли. Практикум

1

17

Взаимосвязь природных компонентов

1

Виды контроля

Практическая работа
№3

Практическая работа
№4

Дата по
плану

Дата по
факту

Характеристика деятельности учащихся
атмосферное давление с изменением
высоты. Решение задач
Объяснять размещение на Земле
климатических
поясов.
Составлять
характеристику одного из климатических
поясов. Выявлять причины выделения
климатических областей в пределах
поясов.
Читать климатограммы
Устанавливать зависимость рек от
рельефа
и
климата.
Составлять
характеристику одной из рек материка по
плану.
Объяснять
появление
заболоченных
территорий
и
их
зависимость от климата
Описывать природные зоны Земли.
Объяснять соотношение тепла и влаги в
каждой из природных зон. Выявлять
изменения природы зон под влиянием
хозяйственной деятельности человека
Вспомнить
понятие
«Природный
комплекс». Сравнить территориальные и
аквальные комплексы. Привести примеры
различных природных комплексов

14

№
урока
18

Тема урока
Практическое решение заданий

Кол-во
часов
1

Виды контроля

Дата по
плану

Дата по
факту

Практическая работа
№5
Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (9 ч.)
Планируемые результаты:

Характеристика деятельности учащихся
Выполнение практической работы

УУД:
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы,
формулируют свои затруднения).
Предметные: История исследования материков и океанов. Особенности природы, виды деятельности человека на материках. Влияние
хозяйственной деятельности человека на природу материка. Уметь описывать материки по плану. Основные расы и народы материков.
Крупнейшие страны и их значение в развитии хозяйства.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем. Понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.
Личностные: умение выражать свою позицию, уметь отстаивать свое мнение
19
1
Особенности природы Африки.
Определять географическое положение
материка и объяснять его влияние на
природу. Оценивать
результаты исследований Африки
зарубежными
и
русскими
путешественниками и исследователями.
Описывать природные зоны материка.
Объяснять соотношение тепла и влаги в
каждой из природных зон. Выявлять
изменения природы зон под влиянием
хозяйственной деятельности человека
20
Особенности природы Южной
1
Объяснять причины преобладания
Америки
влажных типов климата, богатства

15

№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

21

Особенности природы Австралии.

1

22

Особенности природы Антарктиды.

1

23

Особенности природы Евразии.

1

Виды контроля

Дата по
плану

Дата по
факту

Характеристика деятельности учащихся
материка поверхностными водами.
Сравнивать климат Южной Америки и
Африки. Оценивать климат материка в
природе и жизни населения
Объяснять причины сухости климата на
большей
территории,
бедности
поверхностными
водами.
Читать
климатограммы.
Описывать
реки
материка.
Объяснять
причины
эндемичности органического мира
Объяснять причины особенностей
природы материка и его влияние на
природу всей Земли. Анализировать
климатограммы. Составлять
описание
климата
внутренних
и
прибрежных
районов
материка.
Оценивать
природные
ресурсы
Антарктиды. Объяснять международный
статус материка. Обсуждение подготовки
проектов
Объяснять вязь между компонентами
природы основных зон материка и
особенности в расположении природных
зон. Сравнение природных зон Северной
Америки и Евразии. Устанавливать

16

№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

24

Особенности природы Северной
Америки. Практикум

1

25

Население мира.

1

26

Страны мира. Классификация стран.
Практикум.

1

Виды контроля

Практическая работа
№6

Практическая работа
№7

Дата по
плану

Дата по
факту

Характеристика деятельности учащихся
степень изменения природных зон
человеком
Объяснять причины особого размещения
природных зон. Составлять описания
отдельных зон. Составлять на основе
текста учебника определение понятий
«тундра», «тайга», «степь». Оценивать
степень изменения природы материка.
Выявлять
по
карте
расположение
заповедников и национальных парков
Составление
схемы
«Основные
и
переходные человеческие расы». Работа с
картами атласа и ответ на вопрос о самых
густонаселенных
странах
мира.
Выявление взаимосвязей исторического и
современного заселения. Записать в
тетрадь основные понятия: народ, нация,
языковая семья, языковая группа. Схема в
тетрадь «Религии мира». Рассуждение о
разнице и схожести мировых религий
Выявление признаков, по которым можно
проклассифицировать все страны мира.
Обзор
крупнейших
и
карликовых
государств. Сравнение государств по
численности населения. Обозначение на

17

№
урока

27

Тема урока

Океаны Земли, их особенности.

Кол-во
часов

Виды контроля

Дата по
плану

Дата по
факту

Характеристика деятельности учащихся
к/к крупнейших по площади государств и
их столиц
Определять по картам географическое
положение океанов, глубины, крупнейшие
поверхностные течения. Устанавливать по
картам атласа особенности компонентов
природы океанов. Выявлять характер
хозяйственного использования
океанов и влияние его на сохранение
природы океанов.

1

Тема 5. География России (7 ч.)
УУД:
Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы,
формулируют свои затруднения).
Предметные: История исследования России. Особенности природы, виды деятельности человека. Влияние хозяйственной деятельности человека
на природу России. Особенности населения России. Хозяйство России, отрасли специализации.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем. Понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.
Личностные: умение выражать свою позицию, уметь отстаивать свое мнение
28
ГП России. Административно1
«Характеристика ГП России. Определение
территориальное устройство РФ.
географических координат крайних точек.
Физико-географические районы
Анализировать и сопоставлять карты
России. Экономические районы
атласа.
Работать
с
различными
источниками
географической
России.
информации. Сравнивать размеры и

18

№
урока

29
30

Тема урока

Часовые пояса. Поясное время.
Практикум
Общая характеристика природы
России.

Кол-во
часов

1
1

Виды контроля

Практическая работа
№8

Дата по
плану

Дата по
факту

Характеристика деятельности учащихся
конфигурацию
государственной
территории России и других стран
(Канады, США и т. п.) на основе анализа
карт и статистических данных. Оценивать
достоинства и недостатки размеров и
конфигурации
государственной
территории России. Сопоставлять размеры
территории благоприятной для ведения
хозяйства России и других
крупнейших стран мира. Обсуждать
различные точки зрения по оценке
государственной территории России.
«Определение поясного времени для
разных пунктов России. Решение задач»
Сопоставление
физической
и
тектонической
карт
России.
Анализировать внутренние и внешние
современные процессы, которые влияют
на развитие современного рельефа.
Объяснение зависимости расположения
крупных форм рельефа и месторождений
полезных ископаемых от строения земной
коры на примере отдельных территорий.
Анализировать климатические карты и
диаграммы, сопоставлять их с физической
картой. Характеризовать разные типы
климата России.

19

№
урока
31

32

Тема урока
Народы, населяющие Россию, их
география. Демографическая
ситуация в России. Практикум

Регионы России. Хозяйство
Европейской части России.
Заповедники

Кол-во
часов
1

1

Виды контроля
Практическая работа
№9

Дата по
плану

Дата по
факту

Характеристика деятельности учащихся
Выявлять особенности формирования
государственной
территории
России,
изменения ее границ, заселения и
хозяйственного освоения на разных
исторических
этапах.
Анализировать
карты для определения исторических
изменений
границ
Российского
государства. Характеризовать
изменения национального состава
России, связанные с ростом ее
территории. Подготавливать и обсуждать
сообщения и презентации об основных
этапах
формирования
Российского
государства.
Анализ
основных
статистических
показателей,
характеризующих население страны в
целом и ее отдельных территорий.
Сравнивать показатели воспроизводства
население России с показателями других
стран. Анализировать переход от одного
типа воспроизводства к другому. Анализ
по
картам
и
стат.
материалам
особенностей
размещения
крупных
народов России
Выявлять на основе анализа карт
особенности географического положения
макрорегиона,
специфику

20

№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

33

Регионы России. Хозяйство
Азиатской части России.
Заповедники

1

34

Итоговая практическая работа

1

Виды контроля

Практическая работа
№ 10

Дата по
плану

Дата по
факту

Характеристика деятельности учащихся
территориальной структуры расселения и
хозяйства, этнического и религиозного
состава населения
Выявлять на основе анализа карт
особенности географического положения
макрорегиона,
специфику
территориальной структуры расселения и
хозяйства, этнического и религиозного
состава населения
Выполнение
итоговой
практической
работы

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».