МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА Утверждено Приказом по МБОУ СОШ №1 г. Выборга № 247.0/01.10 Рассмотрена и принята на педагогическом совете протокол №1 от 30 августа 2021г. от 02.09.2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Практическая география» (Общекультурное направление) Для обучающихся 6 классов Срок реализации 1 год Разработана и реализуется учителем географии Чижик М.А. г. Выборг 2021 г Пояснительная записка Программа по экономической географии 11 класс составлена на основе следующих документов: -Программа курса «География». 10-11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Е.М. Домогацких. -Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. -Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. -Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Количество часов – 17 в 11 классе, 1 час в неделю в первом полугодии. Данный курс продолжает изучение географической картины мира в старшем звене школы. По структуре и содержанию он представляет собой сочетание экономико-географического страноведения с общей экономической и социальной географией. Основной целью курса является формирование у обучающихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют. Главными задачами курса являются: на примере социально-экономико-географических процессов и явлений происходящих как в отдельных странах, регионах, так и во всем мире показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества; вооружить обучающихся необходимым каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии; продолжать развитие географического мышления обучающихся. В целом курс способствует развитию географической культуры обучающихся, формирует их мировоззрение. Программа соответствует учебнику: География. Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира. Базовый уровень. 10—11 класс. В 2 частях. Часть II. Москва «Русское слово» 2018 Планируемые результаты освоения учебного предмета Выпускник научится: • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию; • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. Выпускник получит возможность научиться: • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ; • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. Выпускник получит возможность научиться: понимать роль географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; обобщать географические знания о населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление обучающихся; использовать географические умения для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем и проектирования путей их решения. Содержание учебного предмета ЧАСТЬ 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА Тема 1. Введение (1 час) Содержание темы Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической карты мира. Историко-географические регионы мира и международные организации. Основные образовательные идеи Формирование политической карты — длительный исторический процесс. Изменения на политической карте носят количественный и качественный характер. Регион — группа стран, имеющих определённые черты сходства исторического развития, природных условий, населения и хозяйственной жизни. Тема 2. Зарубежная Европа (7 часов) Содержание темы Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в Зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа — их природная, культурная и хозяйственная специфика. Федеративная Республика Германия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Основные образовательные идеи Зарубежная Европа — один из важнейших мировых центров цивилизации, науки и культуры. Зарубежная Европа — высокоразвитый регион, хотя почти лишённый природных ресурсов. Федеративная Республика Германия — экономический лидер Зарубежной Европы. Тема 3. Страны Азии (4 часа) Содержание темы Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие разли- чия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Азия — родина трёх мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Общая характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Субрегионы Зарубежной Азии: Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика субрегионов. Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Основные образовательные идеи Зарубежная Азия — крупнейший по площади и по численности населения регион мира. Зарубежная Азия — регион со множеством очагов как внутренней, так и внешней напряжённости. Зарубежная Азия — регион, контрастный в природном, культурном и хозяйственном отношении. Китай — новый растущий центр мирового хозяйства. Тема 4. Страны Северной и Южной Америки (2 часа) Содержание темы Канада. Краткая историческая справка. Основные черты её экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Соединённые Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США. Главные города. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Состав и географическое положение Латинской Америки. Природные ресурсы Латинской Америки. Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки. Основные образовательные идеи Канада — одна из богатейших в природно-ресурсном отношении стран мира, экономика которой практически срослась с экономикой США. Богатые природные ресурсы — основа экономики США. Латинская Америка — относительно однородный и спокойный регион мира, делающий большие успехи в экономическом развитии. Бразилия — один из лидеров мира развивающихся стран. Тема 5. Страны Африки (2 часа) Содержание темы Состав и географическое положение Африки. Политико-географическое (геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки. Население и хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка. Основные образовательные идеи Африка — наименее благополучный регион мира, большинство стран которого относится к группе беднейших. ЮАР — экономический лидер Африки, единственная экономически развитая страна Африки. Тема 6. Заключение (итоговый урок) (1 час) Россия и современный мир. Экономико-географическая история России. Краткая характеристика современного хозяйства. Основная образовательная идея Россия издавна включена в систему международных экономических отношений, хотя её роль в мировом хозяйстве менялась. Тематическое планирование № п/п 1 Тема (раздел) Введение Всего часов 1 2 Зарубежная Европа 7 3 Страны Азии 4 4 Страны Северной и Южной Америки 2 5 Страны Африки 2 6 Итоговый урок 1 Итого 17