Практическая география 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА

Утверждено
Приказом по МБОУ СОШ №1
г. Выборга

№ 247.0/01.10

Рассмотрена и принята
на педагогическом совете
протокол №1 от 30 августа 2021г.

от 02.09.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Практическая география»
(Общекультурное направление)
Для обучающихся 6 классов
Срок реализации 1 год

Разработана и реализуется
учителем географии Чижик М.А.

г. Выборг
2021 г

Пояснительная записка

Программа по экономической географии 11 класс составлена на основе следующих документов:
-Программа курса «География». 10-11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
-Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 10-11 классов общеобразовательных
организаций. Базовый уровень: в 2 ч.
-Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для
10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч.
-Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч.
Количество часов – 17 в 11 классе, 1 час в неделю в первом полугодии.
Данный курс продолжает изучение географической картины мира в старшем звене школы. По
структуре

и

содержанию

он

представляет

собой

сочетание

экономико-географического

страноведения с общей экономической и социальной географией. Основной целью курса является
формирование у обучающихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом
мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют.
Главными задачами курса являются: на примере социально-экономико-географических процессов и
явлений происходящих как в отдельных странах, регионах, так и во всем мире показать взаимосвязь
природы, населения, хозяйства и общества;
вооружить обучающихся необходимым каждому образованному человеку теоретическими знаниями
и практическими умениями в области экономической и социальной географии;
продолжать развитие географического мышления обучающихся.
В целом курс способствует развитию географической культуры обучающихся, формирует их
мировоззрение. Программа соответствует учебнику: География. Экономическая и социальная
география мира. Общая характеристика мира. Базовый уровень. 10—11 класс. В 2 частях. Часть II.
Москва «Русское слово» 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
•

использовать

различные

источники

географической

информации

(картографические,

статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим
картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации
содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных
источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач.
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические
объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую
классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости
течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования
географических знаний в различных областях деятельности; • воспринимать и критически оценивать
информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе

нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:

понимать роль географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;


обобщать географические знания о населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на

основе которых формируется географическое мышление обучающихся;


использовать географические умения для анализа, оценки, прогнозирования современных

социальных проблем и проектирования путей их решения.

Содержание учебного предмета
ЧАСТЬ 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Тема 1. Введение (1 час)
Содержание темы
Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической карты мира.
Историко-географические регионы мира и международные организации.

Основные образовательные идеи


Формирование политической карты — длительный исторический процесс.

Изменения на политической карте носят количественный и качественный характер.
 Регион — группа стран, имеющих определённые черты сходства исторического развития, природных
условий, населения и хозяйственной жизни.
Тема 2. Зарубежная Европа (7 часов)
Содержание темы
Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в Зарубежной
Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий
в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие
городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось
развития. Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа — их
природная, культурная и хозяйственная специфика. Федеративная Республика Германия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой

экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и
химической промышленности.

Основные образовательные идеи




Зарубежная Европа — один из важнейших мировых центров цивилизации, науки и культуры.
Зарубежная Европа — высокоразвитый регион, хотя почти лишённый природных ресурсов.
Федеративная Республика Германия — экономический лидер Зарубежной Европы.

Тема 3. Страны Азии (4 часа)
Содержание темы
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие разли- чия
между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Азия — родина
трёх мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Общая характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного развития и
международная специализация стран. Субрегионы Зарубежной Азии: Северо-Западная, Центральная,
Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика субрегионов. Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой
структуры и география отраслей хозяйства.

Основные образовательные идеи


Зарубежная Азия — крупнейший по площади и по численности населения регион мира.

Зарубежная Азия — регион со множеством очагов как внутренней, так и внешней
напряжённости.

Зарубежная Азия — регион, контрастный в природном, культурном и хозяйственном отношении.

Китай — новый растущий центр мирового хозяйства.

Тема 4. Страны Северной и Южной Америки (2 часа)
Содержание темы
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты её экономико-географического положения,
государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала.
Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Соединённые Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США. Главные города. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли
промышленности и их география.
Состав и географическое положение Латинской Америки. Природные ресурсы Латинской Америки.
Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки.

Основные образовательные идеи

 Канада — одна из богатейших в природно-ресурсном отношении стран мира, экономика которой
практически срослась с экономикой США.

Богатые природные ресурсы — основа экономики США.

 Латинская Америка — относительно однородный и спокойный регион мира, делающий большие успехи в экономическом развитии.

Бразилия — один из лидеров мира развивающихся стран.
Тема 5. Страны Африки (2 часа)
Содержание темы
Состав и географическое положение Африки. Политико-географическое (геополитическое) положение
Африки. Природные ресурсы Африки. Население и хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Северная,
Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка.

Основные образовательные идеи

 Африка — наименее благополучный регион мира, большинство стран которого относится к группе
беднейших.

ЮАР — экономический лидер Африки, единственная экономически развитая страна Африки.
Тема 6. Заключение (итоговый урок) (1 час)
Россия и современный мир. Экономико-географическая история России. Краткая характеристика
современного хозяйства.
Основная образовательная идея
 Россия издавна включена в систему международных экономических отношений, хотя её роль в
мировом хозяйстве менялась.

Тематическое планирование
№ п/п
1

Тема (раздел)
Введение

Всего часов
1

2

Зарубежная Европа

7

3

Страны Азии

4

4

Страны Северной и Южной Америки

2

5

Страны Африки

2

6

Итоговый урок

1

Итого

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».