МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №1 – школа отечественной культуры» Утверждено Приказом по МБОУ СОШ №1 г. Выборга № 247.0/01.10 от 02.09.2021г. Рассмотрена и принята на педагогическом совете протокол №1 от 30 августа 2021г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Планета Почемучек» Автор: учитель начальных классов Зацарина Надежда Геннадьевна Срок реализации - 1 год г. Выборг 2021 г. Пояснительная записка Общеразвивающая программа «Планета Почемучек» разработана для учащихся 1 класса. Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Данная программа соответствует нормативным документам: Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15–0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности». Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 – школа отечественной культуры» Актуальность этой программы заключается в том, что любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля. Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе. Цель программы – ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование устойчивого познавательного интереса и умения применять полученные сведения в процессе обучения. Задачи: Обучающие: Расширить экологические представления младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров. Организовать более широкую и разнообразную, чем это возможно в рамках основного курса, практическую деятельность обучающихся по изучению окружающей среды. Развивающие: Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. Развить навыки самостоятельной работы с детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой. Укрепить интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла. Воспитательные: Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться. Форма обучения: очная Формы проведения занятий: аудиторные Режим занятий: Программа рассчитана на детей в возрасте: 7 лет. Разработана для учащихся начальной школы 1 класса. Количество часов в год: 66 учебных часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, практические работы, Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, экскурсии, Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности. Режим организации занятий по дополнительным общеразвивающим программам определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» №41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3). Планируемые результаты Предметные результаты должны уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках; слушать и понимать речь других; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение. организовать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно фиксировать (устно) в конце занятия удовлетворённость своей работой на уроке. Знание, понимание и принятие учащимися ценностей: жизнь, природа, окружающий мир. Метапредметные результаты Формирование основ идентичности человека как части природы, окружающего мира. Воспитание доверия и уважения к окружающим. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, животным. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Овладение классификации, логическими установление действиями аналогий анализ, и синтеза, сравнения, причинно-следственных связей, обобщения, построения рассуждений. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные результаты Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; реализация творческого потенциала в процессе работы; Данный эмоционального, курс: помогает ученику оценочного отношения в формировании к миру личностного природы и восприятия, культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля; помогает подготовиться к изучению в старших классах учебных предметов «География», «Биология». Формы диагностики: участие в олимпиадах; участие в научно-практических конференциях. Педагог проводит отслеживание уровня освоения детьми данной программы, результаты которого заносит в диагностические карты. Диагностика обученности детей проводится 2 раза в год. Учебно-тематический план Тема Введение Тайны за горизонтом Жили-были динозавры... и не только они Тайны камней Загадки растений Эти удивительные животные Планета насекомых Загадки под водой и под землей Растения, животные -рекордсмены. Заключение Итого теория 1 8 8 6 8 6 6 6 6 1 56 Количество часов практика всего 1 1 9 1 9 1 7 2 10 1 7 1 7 1 7 2 8 1 10 66 Содержание программы 1. Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. 2. Тайны за горизонтом Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь? Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева? Практические работы с картой. 3. Жили-были динозавры... и не только они Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой? Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?» Практическая работа: рисование динозавров 4. Тайны камней Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото? Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней. Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). 5. Загадки растений История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? (практическая работа через сравнение) Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Растения - путешественники? Что такое эвкалипт? Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Почему оливу называют деревом мира? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой 6. Эти удивительные животные Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают? «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Ленинградской области. Разумные дельфины. 7. Планета насекомых Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых. Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. 8. Загадки под водой и под землей Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения? Викторина 9. Растения-рекордсмены. Животные-рекордсмены 10. Заключение Методическое обеспечение программы. Форма занятий Методы Дидактический наглядный материал, и Формы подведения итогов по темам Занятие-игра. Занятие с элементами театрализации. Игрыдраматизации. Беседа. Викторина. Экскурсии. Интегрированные занятия. Словесный, наглядный, аналитический, практичесий, репродуктивный методы. Методы стимулирования в виде дидактических, развивающих игр. Моделирование, решение противоречий. технические средства обучения Детские книги, иллюстрации, игрушки, , предметные картинки, серии дидактических картин по темам, гербарии, Проектор, ноутбук. Устный опрос, беседа, наблюдение. Итоговые занятия по темам. Список литературы Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с. Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с. Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976. Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998. Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984 Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007. Редкие и исчезающие виды растений и животных Ленинградской области. Санкт-Петербург, 2004. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990. Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005. .Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10. Календарный учебный график Режим организации занятий по дополнительным общеразвивающим программам определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» №41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3). Начало занятий: - для обучающихся 1 года обучения – 06 сентября 2021 года Окончание учебного года: - для обучающихся 1 года обучения – 25.05.2022 года Каникулы – с 01 по 09 января 2022 года, с 01 июня по 31 августа 2022 года, Нерабочие праздничные дни: 4 ноября, 23 февраля, 8 марта, 2 и 9 мая. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА Детское объединение «Планета Почемучек» -й год обучения Группа №____ ____________________ уч. год № п/п Фамилия, имя обучающегося 1-е пол. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ПОКАЗАТЕЛИ Мотивация Социальная Творческая Самостоятельная Достижения ЗУН активность активность работа 2-е итого 1-е 2-е итого 1-е 2-е итого 1-е 2-е итого 1-е 2-е итого 1-е 2-е итого пол. пол. пол. пол. пол. пол. пол. пол. пол. пол. пол. 14 15 16 Оценивание: по 5-балльной системе 2 – начальный уровень 3 – владение основами ЗУН 4 - владение специальными ЗУН 5 – уровень совершенствования Показатель: «Мотивация»: 2 – интерес на уровне любознательности, неустойчивый 3 – интерес поддерживает самостоятельно, мотивация неустойчивая 4 – интерес на уровне увлечения, устойчивый 5 – четко выраженная мотивация к декоративно-прикладному творчеству, устойчивый интерес Показатель «Самостоятельная работа»: 3 – выполняет задания с небольшими ошибками, недостаточно внимателен. 4 – работает самостоятельно, задания выполняет недостаточно аккуратно. 5 - отлично справляется с заданиями самостоятельно, работы выполняет аккуратно. Показатель «Социальная активность»: 2 – не проявляет стремления помочь, поручения выполняет с напоминанием 3 – проявляет стремление помочь, поручения выполняет с напоминанием 4 – выполняет поручения самостоятельно, помогает другим 5 – инициативен, самостоятелен, вежлив, скромен. Показатель «Творческая активность»: 3 – не самостоятелен в выборе , отсутствие индивидуальности 4 – самостоятелен в выборе 5 – способен к восприятию неоднозначного контекста (дизайнерские находки, новые идеи). Показатель «Достижения»: 2 – пассивное участие в делах объединения 3 – активное участие в делах объединения, выставки в объединении, в учреждении 4 – участие и результативность на уровне города, района. 5 – результаты на уровне области и выше.