МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА Утверждено Приказом по МБОУ СОШ №1 Выборга № 247.0/01.10 г. от 02.09.2021г. Рассмотрена и принята на педагогическом совете протокол №1 от 30 августа 2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Краеведение» (Общекультурное направление) Для обучающихся начальных классов Срок реализации 1 год Разработана и реализуется педагогами: Васильева И.А. Зацарина Н.Г. Пальчевская А.В Корсакова О.А. Бурмистрова Э.П. Васильева Н.В. Бокарева У.В. Чичева Л.В. г. Выборг 2021 г. 2 В разработке представлена программа внеурочной деятельности для начальной школы, рекомендации к проведению занятий по воспитанию гражданственности младших школьников на основе краеведческого материала. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения. Пояснительная записка де Внеучебная (внеурочная) деятельность – понятие, я объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [1, с.7]. Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста [2, с.20]. Цели внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, ценностными установками педагогического коллектива образовательного 3 учреждения. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности [3,с. 16]. Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к «малой Родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Именно таков многоуровневый характер патриотического чувства. Для формирования гражданственности и патриотизма необходимо выполнить два основных условия: 1. Эмоциональное благополучие ребенка в детстве. Оно возникает, если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, школе, в том месте, где он родился. Тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к своей семье, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой 4 преданности, любви и уважения к своей стране. 2. Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством. При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребенка. Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у младших школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине – России. Данная учебная программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе. Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы составляют: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; - Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюст России 22 декабря 2009 года № 17785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в 5 федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., № 19707); - СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189); (зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 1993). - Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»; Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г. К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания, методические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе, работы учащихся и методические разработки. По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, 6 литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения. Цели реализации программы: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины. Содержание предполагает решение следующих задач: Обучающие: формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа; прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ; расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру. Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи; расширять исторический и экологический кругозор учащихся; формировать учебную самостоятельность и деловые качества. Воспитательные: воспитывать уважение и любовь к родному краю; способствовать пробуждению интереса и бережного 7 отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города; воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками; содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием. Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах: Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя; Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры; Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленного гражданского самопознания, самоопределения и самореализации; Принцип диалогичности предполагает, что духовноценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей; Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству; Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников. Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности. Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением общего количества часов. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: областным краеведческим музеем, районным краеведческим музеем, библиотеками города и района. Структура программы курса " Краеведение" включает разделы с определённой направленностью по каждому году обучения. 1 класс направление – «Родной дом»; 2 класс направление – «Памятники старины»; 3 класс направление - «Город Выборг»; 4 класс направление - «История родного города». Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, продуктивную деятельность по изготовлению объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы” Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слёты, экскурсии, походы. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города, парках, скверах и т.д. Программы реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно - оздоровительная, туристско-краеведческая, досугово- развлекательная (досуговое общение); проблемно- ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность). Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс. Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого. Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде); формирования у детей социокультурной (страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности: В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм; эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края. При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает: 1 уровень (1класс): оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (Приложение); создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами (Приложение). 2 уровень (2-3 классы): оценка достижений обучающихся (портфолио); создание и защита собственных проектов; создание и защита презентаций – представлений по изученной теме. 3 уровень(4 класс): участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня; представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей; составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов; создание и защита собственного проекта; создание презентаций - представлений по изученной теме; организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней. Краткая характеристика средств (кадровых, материально-технических). Кадровый состав: педагоги школы, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, специалисты музеев и заповедника. Уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся. Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Задачей для педагога является создание вокруг себя привлекательного для ребёнка коллектива, членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались гуманистические нормы и ценности. Материально-техническое обеспечение: Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, краеведческим музеем. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, проектором, телевизором. К реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы: фото-, видеоаппаратура (фотоаппараты учителя и учащихся), необходимая для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ, оформления статей в школьную и городскую газеты; съёмок видеосюжетов, просмотра отснятых материалов. Информационно – методический ресурс реализации программы складывается из: учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной библиотеки); учебные видеофильмы из информационно- прокатного центра; электронные ресурсы. В работе со школьниками используются следующие методические приёмы: инициирование и поддержание самоуправления в группах; организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа; организация воспитывающей предметноэстетической среды, окружающей школьников; предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания; предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций; проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития; организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений. Тематическое планирование 1 класс. Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Педагог должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всем краем, а затем и страной. Выборгский район и Ленинградская область имеют богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе. Программа содержит четыре раздела: Моя семья Моя школа Мой родной город (село) Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина. Тематический план (1 класс) В том числе № Наименование разделов Всего п/п и тем часов практичес теоретичес кие кие занятия занятия 1. 1 Моя семья 8 7 1.1 Что изучает краеведение? 2 1 1 1.2 Мой дом. 1 - 1 1.3 Мир твоего дома Жизнь каждого члена 1.4 семьи 1 - 1 1 - 1 1.5 Отношения в семье 1 - 1 1.6 Моя родословная. 1 - 1 1.7 Я и мое имя 1 - 1 2. 6 - 6 2.1 Я – ученик, я – школьник. 1 - 1 2.2 Родная школа. 1 - 1 2.3 Трудовая жизнь школы. 1 Школьные, семейные 2.4 традиции и праздники. 1 - 1 - 1 2.5 Новый год 1 2.6 Рождественские колядки. 1 - 1 - 1 3 1 11 3.1 Мой родной город. Труд людей в городе и на 3.2 селе. - 1 - 1 3.3 Профессии в моей семье. - 1 3.4 Моя улица. - 1 3.5 Мой город. - 1 3.6 Наш современный город 3.7 Правила безопасного поведения. - 1 - 1 Моя школа. Мой родной город (село). 12 3.8 Экскурсия по городу. 1 2 3.9 Моя область. Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина. 7 1 6 Моя малая родина. 1 1 О гербе, флаге и гимне. 4.3 Москва – столица нашей Родины. Русский народный 4.4 костюм. Сто народов – одна страна. 4.3 Я – надежда Отечества. 4.4 Земля – общий дом для всех людей. - 1 - 1 - 1 - 1 - 1 3 30 4. 4.1 2 4.2 ВСЕГО 33 Содержание разделов и тем Тема 1. Введение. Что изучает краеведение? Слова «родина», «отечество», «отчизна» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Практическая работа. Рисование по теме. Работа в тетради. Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку? Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ. Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные. Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору). Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Что такое семья? Состав семьи. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музей, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Какие обязанности может исполнять первоклассник в семье? Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий. Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими. Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи. Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. Знакомство с терминами родства. События, которые отразились в истории семьи. Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями). Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом? «Говорящие фамилии». Практическая работа. Игры с использованием имен. Тема 8. Я – ученик, я – школьник. Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Режим дня школьника как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни. Правила организации режима дня школьника. Практическая работа. «Нарисуй дорогу от дома до школы». Работа в тетради. Тема 9. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначены? Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории. Работа в тетради. Тема 10. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.). Тема 11. Школьные, семейные традиции и праздники. Что такое реликвия? Традиции и праздники в твоей семье. Школьные праздники. Практическая работа. Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала). Тема 11. Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура. Практическая работа. Подготовка к Новому году. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц. Тема 13-14. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово. Рождественские колядки. Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование. Тема 15. Мой город. Понятие малой родины. Что такое город? Характерные особенности населенного пункта. Наш населенный пункт – часть нашей страны России. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей. Описание зданий различных функциональных значений: учреждение, жилой дом сельского типа. Практическая работа. «Нарисуй самое красивое место в твоем городе». Работа в тетради. Тема 16. Труд людей в городе и на селе. Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Чем отличается труд людей в городе и на селе. Профессии людей на селе и в городе. Практическая работа. Работа в тетради, рисование на тему исследования. Тема 17. Профессии в моей семье. В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценности культуры. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию. Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?» Тема 18. Мой город. Заочное путешествие по древнему Выборгу. Каким наш город был в далекие времена. Почему он возник на этом месте? Что такое город-крепость? Петр I на выборгской земле. Шведы, финны в истории города. Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией. Тема 19. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе. Работа в тетради. Тема 20. Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города. Узнавание зданий по вывеске. Практическая работа. «Составь рассказ о своем городе. Заполни «Родную страничку в тетради». Тема 21. Правила безопасного движения. Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения. Ты – пешеход. Практическая работа. «Заполни таблицу в тетради. Она поможет тебе, когда взрослых не будет дома, запиши «нужные» телефоны». Тема 22. Экскурсия по городу. Город Выборг – районный центр. Памятники и достопримечательности города Выборга. Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?» Тема 23. Моя область. Ленинградская область – история, природа родного края, города, достопримечательности. Практическая работа. «Путешествие по карте области». Знакомство с книгой «Бабочка над заливом». Тема 24. Моя малая родина. Российская Федерация – наша Родина. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа. Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе. Тема 25. О гербе, флаге и гимне. Государственная символика России: гимн, флаг, герб. Практическая работа. Рисование флага России. Тема 26. Москва – столица нашей Родины. Москва – самый знаменитый город России. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь. Практическая работа. Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы». Тема 27. Сто народов – одна страна. Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края. Россия – многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. Работа в тетради. Тема 28. Я – надежда Отечества. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы». Тема 29. Земля – общий дом для всех людей. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей. Практическая работа. Ролевая игра: « Мы из разных стран». Тематическое планирование 2 год. Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира. Задачи: воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. Программа содержит семь разделов: История и культура История создания вещей Музей – машина времени О прошлом говорят Мой дом – моя крепость Моя малая родина Люби и знай родной край № п/п Наименование разделов Всего и тем часов 1. 1.1 9 2 1.2 История и культура Что такое культура? Источники изучения жизни народа. В том числе теоретичес практическ ки ие е занятия занятия 3 6 1 1 1 - 1 1.3 Что такое время? 2 1 1 1.4 Что такое вещь? 2 1 1 1.5 1 - 1 1 - 1 2. 2.1 . 2.2 . 2.3 . 2.4 . 2.5 . История создания вещей 5 - 5 Посуда на Руси. 1 - 1 В старинном доме. 1 - 1 Обычаи русской старины. 1 Для войны и мирной жизни. 1 - 1 - 1 1 - 1 3. 3.1 . 3.2 . 3.3 . От колеса до ракеты. Музей – машина времени. 5 2 3 Что такое музей? 2 1 1 Экскурсия в музей. 2 1 1 «Эрмитаж». 1 - 1 О прошлом говорят 6 3 3 Монрепо – «Мой покой» Старый город – история одного здания. Анненские укрепления и Батарейная гора. Мой дом – моя крепость. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 4 - 4 Крепость «Орешек» 1 - 1 Крепость «Корела» 1 - 1 1.6 4. 4.1 . 4.2 . 4.3 . 5. 5.1 . 5.2 . Семейная реликвия. Путешествие в страну книг 5.3 . 5.4 . Крепость «Старая Ладога» 1 Крепости в Ивангороде, Копорье, Кингисеппе 1 6. 6.1 . 6.2 . Моя малая родина. 7. 7.1 . - 1 - 1 4 2 2 История родного города. 2 1 1 История родного села. Люби и знай родной край. 2 1 1 1 - 1 Проверь себя. 1 - 1 ВСЕГО 34 10 24 Содержание разделов и тем Тема 1. Что такое культура? Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов. Практическая работа. «Распиши воронежских матрешек». Работа в тетради. Тема 2. Источники изучения жизни народа. Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.). Практическая работа. «Рассмотри исторические источники (по выбору детей) и отнеси их к какой-либо группе». Работа в тетради. Тема 3. Что такое время? Содержание понятий «время», «дата», «год», «век». Практическая работа. «Впиши нужные единицы времени». Работа в тетради. Тема 4. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник. Практическая работа. «Нарисуй людей, которым могли принадлежать вещи (шляпа, кольчуга, кокошник). Тема 5. Семейная реликвия. Практическая работа. Тема 6. Путешествие в страну книг. Что такое библиотека? Городская библиотека Алвара Аалто. Посещение библиотеки. Личная библиотека школьника. Практическая работа. «Рассмотри портреты писателей». Работа в тетради. Тема 7. Посуда на Руси. Что такое керамика? Кто такие гончары? Русская глиняная посуда. Посуда крестьянина и знатного дворянина. Развитие художественных ремесел и промыслов. Практическая работа. «Помоги мастеру расписать посуду». Работа в тетради. Тема 8. В старинном доме. Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии. Старинные предметы, их значение для современной жизни. Применяют ли сейчас старинные предметы и где? Практическая работа. Творческое задание «Укрась лопастку прядки узором». Работа в тетради. Тема 9.Обычаи русской старины. Что такое обычай? Русские обычаи, обычаи других стран. Как часто мы соблюдаем обычаи русской старины? Значение обычаев для современного человека. Практическая работа. «Установи соответствие пословиц о русских обычаях». Работа в тетради. Тема 10. Для войны и мирной жизни. Орудия труда крестьянина. Доспехи воина. Материалы, которые использовали мастера при изготовлении предметов для войны и мирной жизни. Какие предметы человек использует сегодня. Практическая работа. «С помощью цветных карандашей «вооружи» каждого воина» Работа в тетради. Тема 11. От колеса до ракеты. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете. Практическая работа. «Придумай и нарисуй автомобиль будущего». Работа в тетради. Тема 12. Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Место и значение музеев, памятников в истории развития города Выборга и области. Практическая работа. Ролевая игра «В музее». Тема 13. Экскурсия в музей. Краеведческий музей. Башня святого Олафа Практическая работа. Рисунок Выборгского замка. Тема 14. «Эрмитаж». Зимний дворец – Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Выборгский филиал Эрмитажа. Практическая работа. Виртуальное путешествие по музею. Тема 15. Монрепо – «Мой покой». Монрепо – пейзажный парк, история, усадьба Николаи, достопримечательности. Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест. Тема 16. Старый город. История одного здания. Рассказ об историческом здании Выборга. Практическая работа. «Фото на фоне здания». Расскажи, что это за дом. Тема 17. Анненские укрепления и Батарейная гора. Памятники русского оборонного зодчества. Практическая работа. Нарисуй укрепления для обороны. Тема 18. Крепость «Орешек». История, славные подвиги. Практическая работа. Виртуальная экскурсия, работа с фотографиями. Тема 19. Крепость «Карела». История, славные подвиги. Практическая работа. Виртуальная экскурсия, работа с фотографиями. Тема 20. Крепость «Старая Ладога». Древнейшее поселение в России. Практическая работа. Виртуальная экскурсия, работа с фотографиями. Тема 21. Крепости в Ивангороде, Копорье, Кингисеппе. История, славные подвиги. Практическая работа. Виртуальная экскурсия, работа с фотографиями. Тема 22. История родного города. Как он появился и развивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. Роль города-крепости на южных рубежах страны. План и карта города. Символика. Герб родного города. Описание гербов. Чем отличается современный город от старинного? Знаменитые уроженцы городов. Практическая работа. «Нарисуй современную городскую улицу или свой город в будущем». Работа в тетради. Тема 23. История родного села. Что такое село? Чем отличается село от деревни. Внешний вид. Особенности строений. Здания и учреждения села. Практическая работа. «Нарисуй, чем знаменито твое село?» Тема 24. Проверь себя. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя). Практическая работа. Работа с приложением и заданиями в тетради. Тематическое планирование 3год. Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение. Программа содержит четыре раздела: № п/п 1. 1.1 1.2 Искусство и просвещение В гостях у сказки Литература Край песенный В мире муз Люби и знай родной край Наименование разделов и Всего тем часов Искусство и просвещение 6 Ленинградская школа 1 Люди искусства 1 Русский Леонардо – М. В. 1.3 Ломоносов 2 Художники - наши 1.4 земляки 2 В том числе теоретичес практическ кие ие занятия занятия 2 4 1 1 1 1 1 1 2. В гостях у сказки Духовное богатство 2.1 народа 8 3 5 1 - 1 2.2 Как сказки попали в книгу 1 - 1 2.3 Сказки А. С. Пушкина Какие сказки рассказывали коренные народы Ленинградской 2.4 области Литературная 3. Ленинградская область 2 1 1 2 1 1 10 5 5 3.1 Пришвин М.М. 2 1 1 3.2 Чуковский Корней 2 1 1 3.3 Виталий Бианки Классик детской литературы Самуил 3.4 Маршак 2 1 1 2 1 1 3.5 Чарушин Е. И. 2 1 1 3.6 Писатели – наши земляки 2 1 1 4. 7 3 4 2 1 1 4.2 Римский-Корсаков Н. А. 2 Шостакович Д., Шаляпин 4.3 Ф. 2 «С песней по свету»: песенные и танцевальные коллективы Ленинградской 4.4 области 1 1 1 1 1 - 1 5. 2 - 2 1 - 1 Край песенный Песенный фольклор 4.1 Ленинградской области В мире муз 5.1 Театральные встречи . 5.2 Театры Санкт-Петербурга 1 - 1 6. Люби и знай свой край 6.1 . Проверь себя. 1 - 1 1 - 1 34 13 21 ВСЕГО Содержание разделов и тем Тема 1. Ленинградская школа. Распространение грамотности в Ленинградской области. Народные училища. Домашнее обучение детей дворянства. Частные школы на дому. Губернская гимназия. Уездные училища. Приходские училища. Пансионы. Частные школы. Начальное образование. Практическая работа. «Узнай историю самого старого учебного заведения твоего города (села). Экскурсия к зданиям, в которых располагались школы. Экскурсия по выбору учителя. Тема 2. Люди искусства. Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение». Практическая работа. Работа в группах над иллюстрациями. Тема 3. Русский Леонардо – М. В. Ломоносов. Жизнь Ломоносова М. В.. Выдающиеся достижения. Практическая работа. Работа с репродукциями мозаик. Тема 4. Художники – наши земляки. Живопись. Репродукция. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Рерих Н. К., Репин И. Е., Поленов В. Д. Практическая работа. Работа с репродукциями художников во вклейке тетради. Тема 5. Фольклор – духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества. Практическая работа. «Запиши какое-либо произведение фольклора родного края по плану в тетради. Тема 6. Как сказки попали в книгу. Истоки сказок. Кто такой сказитель? Хранители сказок. Собиратели сказок. Чтение сказок и их анализ. Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя любимая сказка». Тема 7. Сказки Пушкина А. С. Александр Сергеевич Пушкин, творчество, достопримечательности, связанные с поэтом. Практическая работа. Рисование по теме сказок Пушкина А. С. Тема 8. Какие сказки рассказывали коренные народы Ленинградской области. Исследователь Константин Ульяночкин. Практическая работа. «Придумай и нарисуй сказочное существо. Дай ему имя. Напиши, где живет существо, доброе оно или злое». Тема 9. Пришвин М. М. Жизнь и творческая биография. Произведения. Практическая работа. «Сочини сказку по опорным словам». Работа в тетради. Тема 10. Корней Чуковский Жизнь и творческая биография. Произведения. Практическая работа. Рисунок по произведениям Чуковского. Тема 11. Виталий Бианки. Жизнь и литературная деятельность Практическая работа. Художественное чтение рассказов Бианки. Тема 12. Классик детской литературы. Маршак Самуил Яковлевич: жизнь и творчество. Стихотворения С.Я.Маршака. С.Я.Маршак – редактор детского журнала. Популярные герои книг писателя. Практическая работа .Работа в тетради, рисование на тему. Тема 13. Чарушин Е. И. Жизнь и творческий путь писателя. Практическая работа. «Напиши читательский отзыв» Тема 14. Писатели – наши земляки. Жизнь и творчество писателей. Практическая работа. Расскажи о писателе. Тема 15. Песенный фольклор Ленинградской области. Фольклор народов, живших на территории Ленинградской области, народные песни. Практическая работа. «Определи, к каким жанрам относятся русские народные песни: « Светит месяц», «Катай каравай» и другие». Тема 16. Римский-Корсаков Н. А. Биография, оперы «Снегурочка», «Садко» Практическая работа. Герои оперы, прослушивание музыки. Тема 17. Шостакович Д., Шаляпин Ф. Биография и творчество. Практическая работа. Рисование настроения после прослушивания музыки. Тема 18. «С песней по свету»: песенные и танцевальные коллективы Ленинградской области. Ансамбль «Вереск». Знакомство с песенными и танцевальными коллективами. Практическая работа. Просмотр видео, посещение выступлений. Тема 19. Театральные встречи. Театр «Святая крепость» Практическая работа. «Нарисуй эскиз театрального костюма». Работа в тетради. Поход в театр (по усмотрению учителя). Тема 20. Театры Санкт-Петербурга. Знакомство с театрами г. Санкт-Петербург. Практическая работа. Чтение по ролям, разыгрывание сценок. Тема 21. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя). Практическая работа. «Проверь себя». Работа в тетради. Тематическое планирование 4год. Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие края. Особое место занимает изучение петровской эпохи – пребывание Петра I на Ленинградской земле, его роль в преобразовании нашего края. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе. Задачи: развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Программа содержит семь разделов: Что и как изучает история Путешествие в глубь времён Дворянско-купеческий город Истории немеркнущая слава Суровые годы Великой Отечественной войны Наш край сегодня Люби и знай родной край Тематический план (4 класс) В том числе Всего часов 6 2 2 2 8 практичес теоретичес кие кие занятия занятия 3 3 1 1 1 1 1 1 4 4 2 2 1 1 1 1 1 1 1 3 1 3 1 1 3.2. 3.3. 4. 4.1. Выборг – окно в Европу 2 Выборг – Финляндский период 2 Дворянско-купеческий город 6 Прогулка по старинному городу 2 Традиции русского дворянства 2 На русской ярмарке 2 Истории немеркнущая слава 4 Кто к нам с мечом? 2 1 1 2 1 1 1 2 1 4.2. Хотят ли русские войны? 1 1 № п/ п 1. 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1. Наименование разделов и тем Что и как изучает история Как люди узнают о прошлом Лента времени История на карте Путешествие в глубь времён «Город чудный, город древний» Выборг – шведский период 2 5. 5.1. 5.2. 5.3. 6. 6.1. 6.2. 7. 7.1. Суровые годы Великой Отечественной войны «Край родной, войною опалённый» «Их подвиг бессмертен» «Никто не забыт, ничто не забыто!» Наш край сегодня Ленинградская область и Выборг сегодня Символика родного края Люби и знай родной край Проверь себя Итого 5 2 3 2 2 1 1 1 1 1 4 2 1 2 2 2 1 1 34 1 1 16 1 1 1 1 18 Содержание разделов и тем Тема 1. Как люди узнают о прошлом? Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки. Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?» Тема 2. Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени». Практическая работа. Воспроизведение «Ленты времени» в рабочей тетради. Тема 3. История на карте. Что такое карта? Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Ленинградской области. Как «читать» историческую карту. Практическая работа. Работа с исторической картой. Тема 4. «Город древний, город чудный». Первые упоминания о городе Выборге. История строительства крепости Выборга. Город и его роль в укреплении западных рубежей. Практическая работа. Работа в группах. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Выборг». Тема 5. Выборг – шведский период. Торгильтс Кнутссон. Развитие города. Северная война. Практическая работа. Работа с картинами древнего Выборга Тема 6. Выборг – окно в Европу. Прибытие и деятельность Петра I в Выборге. Значение деятельности Петра для России. Экскурсия к памятнику Петру I. Практическая работа. Работа в тетради, рисование на тему исследования Тема 7. Выборг – Финляндский период. Революция, развитие Выборга в составе Финляндии. Практическая работа. Работа в тетради, рисование на тему исследования Тема 8. Прогулка по старинному городу. Выборг – средневековый город. Внешний облик города. Достопримечательности и улицы Выборга. Жители города, их занятия. Практическая работа. Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в средневековом Выборге». Тема 9. Традиции русского дворянства. Что такое этикет? Правила светского этикета XIX века. Балы дворян. Жилище и одежда дворян. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания. Практическая работа. Сочинение стихов на заданные рифмы. Тема 10. На русской ярмарке. Что такое ярмарка? Особенности шведской, финской, русской ярмарок. Товары ярмарок Выборга. Практическая работа. Рисование по теме. Тема 11. Кто к нам с мечом? Крепости Ленинградской области, защита границ Практическая работа. Виртуальное путешествие по древним крепостям. Тема 12. Хотят ли русские войны? Первая мировая война. Советско-финская война. Практическая работа: Тема 13. «Край родной, войною опаленный». Начало Великой Отечественной войны. Ленинградская область на линии фронта. Даты и события военной истории родного края. Наш край в период оккупации. Практическая работа. Работа в тетради «Составь текст письма участнику Великой Отечественной войны. Тема 14. «Их подвиг бессмертен». Наши земляки – Герои Советского Союза. Практическая работа. Сбор информации и рассказ о защитниках Ленинградской области. Тема 15. «Никто не забыт, ничто не забыто»! Блокада Ленинграда, «Линия жизни», Невский пятачок. Разгром гитлеровцев. Мемориалы и памятники города Выборга и области, хранящие память о Великой Отечественной войне. Практическая работа. Сочинение на тему: «Война в истории моей семьи». Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города (села), к мемориальным доскам, улицам, названным именами героев войны. Тема 16. Ленинградская область и Выборг сегодня. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни. Выборг сегодня. Практическая работа. Творческое задание: «Письмо другу о городе Выборге». Экскурсия на предприятие (завершение работы, начатой в 1 классе). Тема 17. Символика родного края. Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Ленинградской области. Практическая работа. «Нарисуй герб, эмблему своего класса, своей семьи». Тема 18. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». История Ленинградской области в курсе истории России. Знаменитые земляки. Государственные праздники, Дни города (села), семейные и личные праздники. Практическая работа. «Придумай поздравление учителям, одноклассникам ко дню окончания начальной школы». Учебно-методическая литература для учителя 1.Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М.,1991г. 2.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010 3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2010. 4.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011. 5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010. 6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Москва «Просвещение», 2011 г.; 7.Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. М.,1987г. 8.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня/ Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010. 9.Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся /Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2011. 10.Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие/Ю.А. Сизова/ - г.о. Спасск – Дальний, 2009. 11.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г. 12.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. – М.: просвещение, 2010. 13.Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. – М, 2000. 14.Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы. – М., 1994. 15.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006. 16.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010. 17.Я иду на урок - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000. Литература для обучающихся и родителей 1.Костылева Н. В. Дом родной – Ленинградская область. – «Первый класс», 2020. 2.Кудрявцева Т. А. Бабочка над заливом. – «Первый класс», 2011.