Краеведение 11-14 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1-ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
г. ВЫБОРГА

Утверждено
Приказом по МБОУ СОШ №1

№ 247.0/01.10

г. Выборга

от 02.09.2021г.

Рассмотрена и принята
на педагогическом совете
протокол №1 от 30 августа 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Краеведение»
(2 часа в неделю, 68 часов в
год, 2021-2022 учебный год)

Предназначена для детей 11-14 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель: Чижик М.А.
Учитель географии

г. Выборг
2021 г

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Пояснительная записка
Программа курса «Краеведение» составлена для работы со школьниками 7 класса, с
привлечением заинтересованных учащихся из других классов (5-6 класса) и направлена на
социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной
деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей
родного края.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному
городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного
представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных
достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует
развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению
к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного
поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не
только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества
учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и
дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение
краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию
экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности
окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно
больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы,
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы,
формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в
повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов,
которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» является актуальной т.к. занимается
решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в
зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше
познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы
людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он
живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому
необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Кружок «Краеведение» носит личностно ориентированный характер. Изучение
родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой
целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой
подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы,
формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют
целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во
взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края
и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие
способностей учеников.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее
культурная
значимость
вкрая,
жизни
района,
актуальность,
воспитательная
ценность.
Цель
программы:
формирование
осознанного
отношения
детейпатриота
к природе,
экологической
культуры,
любви
к природе
родного
воспитание
гражданина
России,
своей
малой

родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего
гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
Задачи программы:
Образовательные:
 формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного
развития общества;
 приобретение знаний о природе родного края, о
культуре, обычаях и традициях
своегонарода;
 научить видеть и понимать красоту живой природы;
 сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
 познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и
человека.
Воспитательные:
 сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края,
его истории, культуре, природе;
 воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе,
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
 воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

воспитывать такие личностные качества как доброта, честность,
взаимопомощь.Развивающие:
 развивать потребности общения с природой;
 развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным,
нравственные и эстетические чувства;
 развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и
познавательного интереса;
 развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих
принципов:
 системность и последовательность занятий: 2 часа в неделю; обеспечение
преемственности обучения;
 научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития
современных научных знаний;
 доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к
известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их
развитию;
 наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ,
дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
 деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы,
поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
 активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается
самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на
авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
 прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым
занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к
восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения,
сопоставления, противопоставления;
 принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы
выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить
художественные достоинства детских работ.
Организация достижения целей:
 Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
 Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни
района, актуальность, воспитательная ценность.

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
 События местной истории и культуры должны быть важными для данного края,
приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
 Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к
участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
 Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в
известном, незнакомое в знакомом;
 Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать
формированию патриотических чувств.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального
обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления
детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий
с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии,
работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными
людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические
технологии, проектные технологии.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов;
прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и
географических объектов. Край во время ВОВ.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края;
природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения,
жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную
продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд
людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и
художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее
культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок,
мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный
материал.
Программа рассчитана на учащихся 7 класса. Срок реализации 1 год.
Режим занятий.
 Общее количество часов в год – 68 часов
 Количество часов в неделю – 2 часа.
 Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1 час 20 минут.
Ожидаемый результат:
 рост познавательной активности у ребят;
 увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
 формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории,
культурологи, экологии родного края.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к
личности субъекта обучения. Это:
 готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
 формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства
гордости за достижения своих односельчан;
 воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания;
 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в
природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
 формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни,
освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных
задач:
 осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его
сторонах иобъектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения,
опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
 расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умениявоспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и
конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных
результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области
метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую
деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его
психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел
«Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и
универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди
метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и
коммуникативные действия:
 познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач
различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
 регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов
деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание
специфики каждой;
 коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи
передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием
повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы
получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы
представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение,
описание и др.).
Оценка результативности:
 подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
 участие в различных конкурсах;
 проведение конференции по итогам краеведческих исследований.


Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные
универсальные учебные действия, т.е.:
 Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной
задачи;
 Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
 Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
 Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного
края, народа;
 Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
 Принимать и сохранять учебную задачу;
 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 Оценивать правильность выполнения действия;
 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и
учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
 Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
 Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
 Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
 Формулировать собственное мнение и позицию;
 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
 Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а
что нет;
 Задавать вопросы;
 Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
 название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
 символику страны, края, города, школы;
 традиции русского народа и семьи,
 правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
 условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных,
вошедших в Красную книгу;
 окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочнодекоративных растений, занесенных в красную книгу;
 существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

технологию изготовления поделок из природного
материала.Обучающиеся должны уметь:
видеть и понимать красоту живой природы;








вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по
определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
 составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о
достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств
личности:
 любовь к людям и природе;
 ответственное отношение к окружающей среде;
 доброжелательность к живым существам;
 стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
 доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека,
культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
 стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей.
Содержание программы
(68 часов)
Тема 1: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и
другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как
источник информации и другие источники.
Тема 2: Мой край на карте России (6 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб,
флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край,
область, регион. Территория и географическое положение Выборгского района. Знакомство с
картой района, границы, история образования. Символика края. Топографические карты. Город, в
котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего
края. Легенды и предания. Знакомство с символикой.
Тема 3: Я и моя семья. (2 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем
работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать
родословное древо.
Тема 4: Улицы моего города. Памятные места. (10 ч)
Урок-экскурсия по улицам г.Выборг. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением
домов. Памятные места. Исторические объекты, мемориальные доски. Краеведческий музей. Парк
им Ленина. Улицы, носящие имена героев ВОВ. Братское кладбище.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района». Проект. Презентация.
Тема 5: Наша школа (10 ч)

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Почетный граждане Выборга. Правила
поведения и обязанности школьника. Школа во время ВОВ.
Тема 6: История города в литературных произведениях. (4 ч)
Знакомство с поэзией Выборгских писателей. Красота края, увиденная и отраженная в стихах
поэтов.
Тема 7: Жемчужины Ленинградской области. (6 ч)
Изучение и знакомство со святынями района.

Тема 8: Воинская слава наших земляков. (4 ч)
Участники военных сражений, ветераны, проживающие в г. Выборг.
Тема 9: Природа нашего края. (22 ч)
Полезные ископаемые Выборгского района и Ленинградской области
Речная сеть области и района. Озера, их происхождение - ледниковые, карстовые. Их роль в
водоснабжении района.
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого
холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота
снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования.
Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей
природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и
комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная
книга). Охрана
растений.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и
исчезающие виды животных (Красная
книга). Численность животного мира нашего края
(много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных,
которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники.
Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.
Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по
охране природы.
Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и
объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Народные промыслы края, их художественная и культурная ценность. История развития промыслов,
современное состояние. Традиции и современность.
Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны.
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их
история.
Экологические проблемы региона и своего края.
Что мы узнали за год? Подведение итогов. (2ч)

Календарно-тематическое планирование
«Краеведение»
на 2021-2022 учебный год
Раздел и тема

Все
го
час
ов

Тема 1: Введение

2

№
п
/
п
1

Краеведение- наука о родном крае.

2

Природа – наш второй дом
Тема 2: Мой край на карте России

4

Россия - Родина моя. Символы государства – герб
и
флаг. Гимн России.
Символ России – берёза.

5

Выборг – частица России. Символика края.

3

Те
ор
ия

Пра
кт
ик
а

1

1

1
2
6

4

2

1
1
1

Дат
а
по
пла
ну

Да
та
фак
т
иче
ски

6
7

8

Город, в котором живем. Топографические карты.
Историческ
ие корни
нашего
края.
Легенды и
предания.
Знакомство
с
символикой
Выборга.

1

1

1

Т
е
м
а

2

2

3
:
Я
и
м
о
я
с
е
м
ь
я
9

10

11

12

Профессии
моих
родителей.
Моя
родословна
я.
Творческий
конкурс
«Старая
фотография
рассказала
…»
Тема 4:
Улицы
моего
города.
Памятн
ые
места.
Урокэкскурсия
по улицам
г. Выборг
Старые и
новые
названия
улиц. Сбор

1

1

10

4

6

1

1

материала.
13

14

15
16

17
18

19

20

Улицы,
носящие
имена
героев
ВОВ. Сбор
материала
Старые и
новые
названия
улиц.
Улицы,
носящие
имена
героев
ВОВ.
Создание
презентаци
онного
проекта
Памятники,
мемориаль
ные доски.
Памятники,
мемориаль
ные доски.
Фотографи
и
современно
сти.
Братское
кладбище.
Памятники,
мемориаль
ные доски.
Создание
презентаци
онного
проекта
Парк
Свирской
Победы.
Экскурсия
Краеведчес
кий музей.
Экскурсия.

1

1

1
1

1
1

1

1
Т
е
м
а
5
:
Н
а
ш
а

10

6

4

ш
к
о
л
а
21

22
23

24

25

Знакомство
с историей,
традициям
и своей
школы.
Символика
школы.
Правила
поведени
яи
обязанно
сти
школьни
ка.
Хартия
школы.
Почетные
граждане
Выборгског
о района,
учитель,
нашей
школы.
Знакомство
с
биографией
Эдит
Сёдергран
в
в
о
с
п
о
м
и
н
а
н
и
я
х
,
ф
о
т
о
г
р
а
ф

1

1
1

1

1

и
я
х
,

26

27

28

29
3
0

31
3
2
33
3
4

35
3
6
37
-

д
о
к
у
м
е
н
т
а
х
.
Знакомство
со стихами
Эдит
Сёдергран
Книга
памяти «Не
дай,
отчизна,
умолчать…
»
Нам есть,
что
рассказать.
Встреча с
бывшими
учениками
школы.
Школа во
время ВОВ

1

1

1

1

Школьный музей.
Тема 6: История города в
литературных
произведениях
Знакомство с поэзией писателей Выборгского района.

1
4

2

2

6

3

3

1

1

1

1

Красота края, увиденная и отраженная в стихах
поэтов.
Тема
7: Жемчужины Ленинградской
области
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской
монастырь. Создание презентационного проекта.
Введено - Оятский женский монастырь. Создание
презентационного проекта.

3
8
39
4
0
4
1
4
2
4
3
4
4

Покрово - Тервенический женский монастырь.
Создание презентационного проекта.
Тема 8: Воинская слава наших
земляков.
Участники военных сражений, ветераны,
проживающие в г. Выборг.

5
0
5
1
5
2
5
3
5
4
5
5
5
6
5
7

1

1

3

1

Поиск материала

1

Поиск материала

1

Поиск материала

1

Тема 9: Природа нашего края.
4
5
4
6
4
7
4
8
4
9

4

1

22

Полезные ископаемые

1
6
1

Что дает наш край стране.

1

Климат. Сезонные изменения погоды

1

Реки и озера.

1

Растительный мир. Лиственные и хвойные
деревья
региона.
Культурные растения (садовые деревья, кустарники,
травянистые растения) нашего региона.
Лекарственные растения нашего края.

1
1
1

Викторина «Что это за листья?»
Правила поведения в лесу, в парковой зоне.

1
1

Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».
Редкие
и исчезающие виды растений.
Красная
книга.
Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

6

1
1
1

Игры, загадки, пословицы, поговорки о
деревьях,
кустарниках, растениях.

1

58

Животный мир.

1

59

1

60

Какие животные нашего края занесены в
Красную
книгу?
Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

61

Викторина «В мире животных».

1
1

62

Птицы родного края

1

63

1

64

Географические названия населенных пунктов нашей
местности.
Заказник Кивипарк

65

Заказник Раковые озера.

1

66

Экологические проблемы Выборгского района

1

67
6
8

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

1

2

68

2

3
7

3
1

Список литература:
1. Алимов А. Ф. И др. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в СанктПетербурге и Ленинградской области в 1998 г. С-П 1999 г.
2. Атлас Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Под ред. Вассештрома Л. М., 1997
г.
3. Банников А. Г., Рустамов А. К. Охрана природы. М. Колос, 1977 г.
4. Белкина И. Н., Комиссарова Т. С., Погодина В. Л. Рельеф Ленинградской области и
методические рекомендации по его практическому изучению. Учебное пособие. С-П,
1997.
5. Белкина И. Н., Погодина В. Л. Растительный покров Ленинградской области. Учебное
пособие. С-П, 2000 г.
6. Белкина И. Н., Погодина В. Л. Климат Ленинградской области. СПб, 1996
7. Белкина И. Н., Комиссарова Т. С., Погодина В. Л. Ландшафты Ленинградской области
и их антропогенные изменения. Учебное пособие. С-П. 1999 г.
8. Гидрография Ленинградской области. Под ред. Белкиной И. Н. С.-П. 1997.
9. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. М.: Просвещение, 1985 г.
10. Даринский А. В. Ленинградская область., Лениздат, 1975 г.
11. Даринский А. В. География Ленинградской области. С.-П. 1996.
12. Европейская Россия. Географический сборник. Сост. Крубер А. и др. Издательство
Кушниров И. Н. и К. М. 1909.
13. Ильина Л., Горохов А. Бесценное богатство. Л., Гидрометеоиздат 1976.
14. Исаченко А. Г. Экологическая география Северо-Запада России. С.-П. 1995.
15. Исаченко А. Г. «Окно в Европу»: История ландшафты, С-П.: Изд. С-Петербург унив.
1998 г.
16. Книга для записи метеорологических наблюдений за 2000 г
17. Красная книга природы Ленинградской области. Т.1 Особо охраняемые природные
территории. С-П. 1999 г.
18. Куракова Л. И. Современные ландшафты и хозяйственная деятельность. Кн. для
учителя. М.: Просвещение. 1983 г.
19. Кучер Т. В. Экономическое образование учащихся в обучении географии. Пособие для
учителя. М.: Просвещение. 1990 г.
Миронова Т. И., Слепян Э. И. Природа Ленинградской области и ее охрана. Л.,Лениздат 1983.

20. Ниценко А. А. Очерки растительности Ленинградской области. Изд. Ленинградского
университета 1959.
21. Погодина В. Л. Основы фенологии (Теоретические и практические аспекты). Учебное
пособие. С.-П. 1996.
22. Погребс Н. А. Минеральные ресурсы Ленинградской области. Учебное пособие. С-П.
1999 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».