МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1-ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА Утверждено Приказом по МБОУ СОШ №1 г. Выборга № 247.0/01.10 Рассмотрена и принята на педагогическом совете протокол №1 от 30 августа 2021г. от 02.09.2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «В МИРЕ КНИГ» (Общеинтеллектуальное направление) Для обучающихся 1-4 классов Срок реализации 4 года Разработана и реализуется педагогом-библиотекарем Колбасовой Г.В. г. Выборг 2021 г. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011, а также на основе нормативно-правовых документов: - ФГОС НОО, с изменениями и дополнениями; - Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2019-2020 учебный год; - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа внеурочной деятельности «В мире книг» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определена тем, что перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучающихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем: изменение характера чтения; преобладание «делового» чтения над «свободным»; возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе; в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Для решения данной проблемы создана программа внеурочной деятельности для учащихся 14 классов «В мире книг»в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Этот курс необходим по ряду причин: количество базисных часов уменьшилось (с 5 часов - 4 часа в неделю, а в дальнейшем - 3 часа); перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге; в программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как В. Сутеева, М. Пришвина, В. Катаева, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка; программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение. Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Общая характеристика программы. Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Данная программа поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Цели программы: Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Задачи: формировать у детей интерес к книге; уметь воспринимать и понимать прочитанный текст; учить отвечать на вопросы по содержанию; учить пересказу; развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков; учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла». Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Место внеурочной деятельности в учебном плане Место внеурочного занятия «В мире книг» в учебном плане. 1 класс- 1 раз в неделю (33 часа в год); 2класс- 1 раз в неделю (34 часа); 3-4 классы- 1 раз по 2 часа в неделю (68 часов) Формы организации кружка Литературные игры Конкурсы-кроссворды Библиотечные уроки Путешествия по страницам книг Проекты Встречи с библиотекарем Уроки-спектакли. Ценностные ориентиры содержания программы. Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Ожидаемые результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка. В результате освоении программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Осознавать значимость чтения для личного развития; Формировать потребность в систематическом чтении; Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Личностные результаты оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты Регулятивные умения: Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; Уметь самостоятельно работать с учебным произведением; Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д. 2. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс № п/п Разделы программы Количество часов Теория Практика 1 Здравствуй, книга 2 2 2 Книги о Родине и родной природе 2 1 1 3 Писатели детям 3 1 2 4 Народная мудрость. Книги-сборники 2 1 1 5 По страницам книг В. Сутеева 3 1 2 6 Сказки народов мира 3 1 2 7 Книги русских писателей-сказочников 3 1 2 8 Детские писатели 3 1 2 9 Сказки зарубежных писателей 3 1 2 10 Книги-сборники стихотворений для детей 2 1 1 11 Дети — герои книг 4 1 3 12 Книги о животных 3 1 2 33 13 20 ИТОГО: УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс № п/п Разделы программы Количество часов Теория Практика 1 Книга, здравствуй 3 1 2 2 Книгочей — любитель чтения 2 1 1 3 Книги о твоих ровесниках 4 1 3 4 Крупицы народной мудрости. Книгисборники 4 1 3 5 Писатели-сказочники 4 1 3 6 Книги о детях 4 1 3 7 Старые добрые сказки 4 1 3 8 Книги о тех, кто подарил нам жизнь 4 1 3 9 Защитникам Отечества посвящается 3 1 2 10 По страницам любимых книг 2 1 1 34 10 24 Количество часов Теория Практика ИТОГО: УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс № п/п Разделы программы 1 История книги. Библиотеки 4 2 2 2 По дорогам сказок. Сказки народные и литературные 4 1 3 3 Басни и баснописцы 4 1 3 4 Книги о родной природе 8 2 6 5 Книги Л.Н. Толстого для детей 8 2 6 6 Животные — герои детской литературы 10 2 8 7 Дети — герои книг 10 2 8 8 Книги зарубежных писателей 6 2 4 9 Книги о детях войны 8 2 6 10 Газеты и журналы для детей 4 1 3 11 «Книги, книги, книги…» 2 2 68 19 ИТОГО: 49 УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 класс № п/п Разделы программы Количество часов Теория Практика 1 Страницы старины седой 4 2 2 2 Притча- ступенька мудрости 8 2 6 3 Мифы народов мира 4 2 2 4 Мир сказок 6 2 4 5 Книги, книги, книги... 4 2 2 6 Книги о дружбе и верности 4 7 Книги о природе и человеке 10 2 8 8 Словари, справочники, энциклопедии 4 2 2 9 Родные поэты 6 2 4 10 Книги о ребятах и их делах 12 4 8 11 О чем рассказывают журналы 6 2 4 68 22 46 ИТОГО: 4 3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (32 ч) Здравствуй, книга (2 часа) Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Книги о Родине и родной природе (2 часа) Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Писатели детям (3 часа) Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. Народная мудрость. Книги-сборники (2 часа) Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». По страницам книг В. Сутеева (3 часа) Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах. Сказки народов мира (3 часа) Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Книги русских писателей-сказочников (3 часа) Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «ПриключенияБуратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). Детские писатели (3 часа) Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книгипроизведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов. Сказки зарубежных писателей (3 часа) Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги. Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)аса Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». Дети — герои книг (4 часа) Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов. Книги о животных (3 часа) Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». Универсальные учебные действия: — находить книгу в открытом библиотечном фонде; — выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; — сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; — формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; — характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; — сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; — слушать и читать книгу, понимать прочитанное; — пользоваться аппаратом книги; — овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); — систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. 2 класс (33 ч) Книга, здравствуй (3 часа) Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Книгочей — любитель чтения (2 часа) Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». Книги о твоих ровесниках (4 часа) Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)аса Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Писатели-сказочники (4 часа) Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Книги о детях (4 часа) Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н.Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). Старые добрые сказки (4 часа) Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 часа) Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». Защитникам Отечества посвящается (3 часа) Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. По страницам любимых книг (2 часа) Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книгисборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». Универсальные учебные действия: — знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал; — ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде); — пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; — заполнять каталожную карточку; — систематизировать книги по авторской принадлежности; — составлять список прочитанных книг; — выделять особенности учебной книги; — работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»; — аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв); — классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру. 3 класс (68 часов) История книги. Библиотеки (4 часа) Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4 часа) Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 часа) Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). Книги о родной природе (8 часов) Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. Книги Л.Н. Толстого для детей (8 часов) Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». Животные — герои детской литературы (10 часов) Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). Дети — герои книг (10 часов) Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе». Книги зарубежных писателей (6 часов) Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. СетонТомпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. Книги о детях войны (8 часов) Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». Газеты и журналы для детей (4 часа) Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах). «Книги, книги, книги…» (2 часа) Книги, их типы и виды. Практическая работа в библ Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». Универсальные учебные действия: — работать с книгой-сборником басен И. Крылова; — сравнивать басни по структуре и сюжету; — выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; — собирать информацию для библиографической справки об авторе; — составлять таблицу жанров произведений писателя; — выполнять поисковую работу по проекту; — презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу; — готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; — находить по каталогу нужную книгу; — заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; — писать отзыв о книге или героях книги; — пользоваться библиографическим справочником; — рассматривать и читать детские газеты и журналы; — находить нужную информацию в газетах и журналах; — собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»; — готовить материал для классной и школьной газеты; — пользоваться электронными газетами и журналами. 4 класс (33 ч) Страницы старины седой (4 часа) Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудны Притча- ступенька мудрости (8 часов) Литературный жанр- притча. «О сеятеле», «Веник». Притча «Шрамы на сердце», «Царь и кузнец». Составление отзыва о прочитанном. Библейские притчи. Притча «О добром самаренине». Уроки нравственности в притче «О блудном сыне». Составление инструкции: «Как научиться прощать». Мифы народов мира (4 часа) Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». Мир сказок (6 часов) Фольклорные корни сказок. Собиратели русских сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». «Книги, книги, книги…» (4 часа) Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги о дружбе и верности (4 часа) Преданность, верность, дружба в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель» Книги о природе и человеке (10 часов) Где дружба и совет- там и свет. М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Доброта и сострадание в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы». Мы хозяева нашей Земли. Астафьев В.П. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля». Пресс- конференция «Будь природе человеком». Словари, справочники, энциклопедии (4 часа) «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгахсправочниках. Родные поэты (6 часов) Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Литературная гостиная «Родные поэты». Книги о ребятах и их делах (12 часов) Дискуссия по повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Рассказы Е.Пермяка о доброте и отзывчивости. Книги о детях войны. Е.Ильина «Четвертая высота». Путь к поступку. Е.И.Носов «Белый гусь». Жизнь дана на добрые дела. А.Гайдар «Горячий камень» О чем рассказывают журналы Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы. Читательская конференция «По страницам детских журналов». Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации. Универсальные учебные действия: — составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам; — различать виды и типы книг; — писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом; — знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат; — пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке; — писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу; — пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе; — составлять каталожную карточку на прочитанную книгу; — задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках; —выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры; — собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.); — работать с детскими газетами и журналами. 4.МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия: наличие помещения для учебных занятий, постоянное пополнение информационною банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература); доступность Интернета; компьютер; программы на электронных носителях; видеопроектор; возможность для проведения экскурсий. 5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Гостимская Е.С., М.И.Мишина Внеклассное чтение 2,3, 4 Класс. М. 2006. 2.Кутявина С.В. «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению», 3 класс, Москва, «ВАКО» 2007. 3.Кутявина С.В. «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс Москва, «ВАКО» 2007. 4. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.2005. 5.СветловскаяН.Н., О.В. Джежелей. Внеклассное чтение в 1-4 классе. М. 1983. 6.Сухин И.Г. Литературная кроссворд - азбука. С.-П. 1999. 7.Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. Начальная школа № 4-6 2005. 8.Яценко И.Ф. «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс Москва, «ВАКО» 2006, . Приложение 1. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Раздел Календарно- тематическое планирование на 2021-2022 учебный год 4 класс Тема занятия Кол-во часов Страницы Былины, былинщики. Былинные старины седой- 4 богатыри. Книги-сборники. часа Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. ПритчаЛитературный жанр- притча. ступенька Притчи«О сеятеле», «Веник». мудрости- 8 Притча «Шрамы на сердце», часов «Царь и кузнец». Составление отзыва о прочитанном. Библейские притчи. Притча «О добром самаренине» Уроки нравственности в притче «О блудном сыне». Составление инструкции: «Как научиться прощать». Мифы народов Мифы народов мира. Книгимира- 4 часа сборники. Мифологические герои. Мир сказок- 6 Собиратели русских народных часов сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль. Русская народная сказка в пересказе Афанасьева «Волшебное кольцо» Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «КонёкГорбунок». 2 Книги, книги, книги....- 4 часа Энциклопедии и книгисправочники. Книга. Элементы книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку 2 Преданность, верность, дружба в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель». А.И.Куприн «Белый пудель». Отзыв о прочитанном, создание обложки книги. М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» Где дружба и совет- там и свет. 2 Книги о дружбе и верности- 4 часа Книги о природе и человеке-10 часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Дата 8 9 10 11 Словари, справочники, энциклопедии- 4 часа Родные поэты- 6 часов Книги о ребятах и их делах- 12 часов О чем рассказывают журналы- 6 часов ИТОГО: Просмотр художественного фильма «Ветер странствий» (по сказке М.Пришвина «Кладовая солнца» Доброта и сострадание в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы» Мы хозяева нашей Земли.Астафьев В.П. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля» Занятие пресс- конференция «Будь природе другом» «Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. Литературная гостиная «Родные поэты» А.П.Гайдар «Тимур и его команда». Чтение и обсуждение повести. Просмотр художественного фильма по повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Дискуссия на тему «Чему учит повесть»? Рассказы Е.Пермяка о доброте и отзывчивости. Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». Путь к поступку. По произведению Е.И.Носова «Белый гусь». «Жизнь дана на добрые дела». Сказка А.Гайдара «Горячий камень» Детские газеты и журналы. Читательская конференция «По страницам детских журналов» Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 часов