Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 - школа отечественной культуры» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на Педагогическом совете Пр. №344.0/01.10 протокол №3 от 22.11.2018 г. от 22.11.2019 г. ПОЛОЖЕНИЕ о внутришкольном контроле 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля. 1.2. Внутришкольный контроль — главный источник информации и диагностики состояния образовательного процесса и основных результатов деятельности образовательной организации. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы или назначенными руководителем школы лицами, наблюдений, обследований, осуществленных в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ в области образования. 1.3. Внутришкольный контроль сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам контроля. 1.4. Положение о внутришкольном контроле рассматривается и принимается на Педагогическом совете и утверждается приказом по школе. 1.5. Целями внутришкольного контроля являются: - компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования; -сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса; -обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений; -выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и умелое, корректное и оперативное исправление недочетов деятельности исполнителей, принятие мер по пресечению нарушений; - анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; - изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение1 педагогического опыта; -- анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе; -оказание методической помощи педагогическим работникам. -диагностирование состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата в работе учителей, всех членов воспитательной службы, педагогов дополнительного образования, классных руководителей; -создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель ученик, классный руководитель - учитель; - обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учителя через сеть кружков, секций, индивидуальных занятий и дополнительного образования; - повышение ответственности учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования по работе с обучающимися; - внедрение новых, передовых, интенсивных методов и приемов работы в практику работы с обучающимися; - совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации; -выявление и обобщение передового педагогического опыта. 1.6. Функции внутришкольного контроля: - Контрольно-диагностическая – оценка степени усвоения учебных программ, уровня обученности школьников, уровня профессиональной компетентности педагогов, выполнение организационно- педагогических задач всеобуча, оценка качества и хода выполнения образовательных стандартов, выявление уровня воспитанности учащихся. - Обучающая – повышение мотивации и индивидуализации темпов обучения - Корректирующая – совершенствование организации образовательного процесса за счёт подбора оптимальных форм, методов и средств обучения - Воспитывающая – выработка структуры ценностных ориентаций - Информационно-аналитическая- выявление состояния преподавания учебных дисциплин, организации внеурочной воспитательной работы. 1.7. Директор и (или), по его поручению, заместители директора, методисты, руководители МО вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам: - соблюдения законодательства РФ в области образования; осуществления государственной политики в области образования; - использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению; - использования методического обеспечения в образовательном процессе; реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов; - соблюдения утвержденных календарных учебных графиков; соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы; - соблюдения порядка проведения текущей, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся; своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Ленинградской области и правовыми актами органов местного самоуправления; - работы организации, обеспечивающей питанием участников образовательного процесса и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы; 2 -реализация воспитательных программ и их результативность; -охрана здоровья участников образовательного процесса; -выполнение требований СанПиН; - другим вопросам в рамках компетенции директора школы. 1.8. При оценке работы учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается: - качество учебно-воспитательного процесса на уроке; выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий, соблюдение норм оценивания знаний, обучающихся и др.); - уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся; - степень самостоятельности обучающихся; - использование учителем здоровьесберегающих технологий; -введение в урок элементов учебно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, компьютерных технологий и электронного обучения; - владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями; качество учебно-воспитательного процесса на уроке; - дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения; - совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности; - создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного эмоционального микроклимата; - умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и др. материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний); - способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности; - умение грамотно составлять конспект урока: ставить цель и задачи урока, подбирать содержание материала, методы, формы деятельности в соответствии с типом урока и поставленными задачами, определять временные рамки этапов урока и промежуточные задачи каждого этапа, продумывать и использовать различные виды деятельности обучающихся на уроке, кратко и четко подводить итог урока, отражать в конспекте здоровьесберегающие моменты, элементы исследовательской деятельности и дифференцированный опрос детей; - умение скорректировать свою деятельность; умение обобщать свой опыт; - умение составлять и реализовывать план своего развития. 1.9. Объекты и содержание контроля: Объекты контроля Содержание контроля Учебный процесс -Выполнение учебных программ. -Продуктивность работы учителя. -Индивидуальная работа с одаренными детьми. -Качество внеурочной деятельности по предмету. -Качество планирования и организации уроков по предмету. -Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД). -Качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе. -Качество деятельности по обучению и развитию 3 Воспитательный процесс Методическая работа Научная экспериментальная деятельность обучающихся на основе использования ИКТ. -Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся. -Качество реализации требований Закона об инклюзии деятельности по обучению детей с ОВЗ. -Качество процесса подготовки обучающихся к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ. -Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе. -Качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. -Уровень воспитанности учащихся. -Качество работы классных руководителей. -Качество профилактической работы с педагогически запущенными детьми. -Уровень здоровья и физической подготовки учащихся. Участие родителей в воспитательном процессе. -Уровень общественной активности учащихся. -Организация дежурства по школе. -Работа кружков, секций, объединений ВУД. -Организация ученического самоуправления. -Качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника». -Научно-методический уровень каждого учителя. -Методический уровень классного руководителя. -Механизм распространения педагогического опыта. -Повышение квалификации педагогов. и -Соответствие этой деятельности концепции развития школы. -Степень научной обоснованности нововведений. -Результативность нововведений. -Уровень научной образованности педагогов. -Научно-исследовательская деятельность учащихся. Психологическое -Степень психологического комфорта (дискомфорта) состояние учащихся и учащихся, учителей. учителей Обеспеченность учебно- -Качество деятельности учителей по развитию и воспитательного обустройству предметного кабинета образовательного процесса необходимыми пространства школы. условиями -Охрана труда. -Санитарно-гигиеническое состояние. -Обеспечение учебной, методической литературой. -Обеспечение контент-фильтрации. 4 -Материально-техническое оснащение кабинетов. -Информационная открытость ОУ (работа школьного сайта). -Обеспечение безопасности ОУ. Методы контроля за деятельностью сотрудников: -анкетирование; -тестирование; -социальный опрос; -наблюдение; -изучение документации: планирование деятельности на год, рабочих программ и календарно-тематического планирование, анализ деятельности и корректировка, прогнозирование результатов деятельности, поэлементные анализы работ и планы по ликвидации выявленных пробелов, отражение деятельности по работе с мотивированными детьми и подготовке к олимпиадам. -результаты учебной деятельности обучающихся. 1.11. Методы контроля за результатами учебной деятельности: - наблюдение; - устный опрос; - письменный опрос; - письменная проверка знаний (контрольная, практическая, лабораторная работа); -рассмотрение и анализ проекта; - комбинированная проверка; - беседа, анкетирование; тестирование; -оперативный разбор только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками; - проверка документации. 1.12. При оценке качества системы воспитательной работы рассматривают воспитательное, социализирующее пространство как систему специальной управляемой деятельности индивидуальных и групповых субъектов в ресурснообеспеченной среде с множественными связями и отношениями, создающими условия для развития личности ребенка. Ежегодно в конце учебного года анализу и коррекции в соответствии с данными анализа должно подвергаться содержание и структура программы воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС к духовнонравственному развитию и воспитанию обучающихся, их социализации и профессиональной ориентации, формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Наиболее эффективной формой для реализации контролирующей функции управления здесь являются микроисследования. Проводится периодическое сопоставление графика программы воспитательной работы с реальным ходом выполнения программы с целью коррекции, но и оценка событий программы с позиции требований ФГОС к личностным образовательным результатам и «портрету выпускника». Критериальная система оценивания событий, объектов воспитательной программы должны быть известны и приняты учителями, родителями и учениками заранее, на этапе планирования и подготовки. Активными субъектами здесь должны быть не только администраторы школы, руководители М/О, методисты, но и члены Управляющего совета школы. 1.13. Показателями качества работы педагогического коллектива с родителями могут быть как количественные данные, характеризующие активность родителей при5 1.10. участии в школьных событиях, так и качественная оценка по данным анкетирования, опросов. 1.14. Качество научно-методической системы школы Руководители методических объединений, методисты оценивают методическую деятельность в профессиональных интересах учителя - перечень количества учителей, повысивших уровень квалификации на курсах, учителей, участвовавших в смотрах и конкурсах, отчетом о проведенных заседаниях МО, описанием открытых уроков и т.д. Важная роль отводится оказанию реальной адресной помощи учителям в развитии их профессионального мастерства - это показатель качества процесса, показателем качества результатов методической системы являются успехи учеников. 1.15. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом- графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок, и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях, обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организации питания, выполнения режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором, заместителями, руководителями МО, методистами с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 1.16. Виды ВШК: -предварительный — предварительное знакомство; -текущий — непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, организацией деятельности организации; -итоговый — изучение результатов работы школы, педагогов за учебный период, полугодие, учебный год. 1.17. Формы внутришкольного контроля: - персональный; - тематический; - классно - обобщающий; -фронтальный; - комплексный. 1.18. Правила внутришкольного контроля: -ВШК осуществляет директор школы или его заместители, руководители методических объединений, методисты и другие привлеченные участники образовательного процесса; -в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться компетентные участники образовательного процесса, сотрудники ВРМЦ, КО, преподаватели ВУЗов, учителя 6 высшей квалификационной категории других школ, представители государственнообщественного управления школой; -продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 3х недель (21 день) с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий у одного педагога; -директор издает приказ (указание) о сроках и теме предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задание; - план-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица; -эксперты имеют право запрашивать у сотрудников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу ВШК; -при обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщается директору школы; -при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля; -в экстренных случаях директор и его заместители могут посещать уроки учителей без предварительного предупреждения; -при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков; -в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 час до посещения уроков (экстренным случаем, в т.ч. считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании). 1.19. Основания для внутришкольного контроля: -заявление педагогического работника на аттестацию; - плановый контроль в соответствии с планом ВШК; - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; - несоответствие полученных результатов мониторинга прогнозируемым при проведении промежуточного анализа; - обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 1.20. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки. Работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля обязаны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую о том, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтною комиссию или вышестоящие органы управления образования. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел: - проводятся заседания Педагогического или Методического советов, совещания при 7 директоре, совещания при заместителях директора с педагогическим составом; - сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел образовательного учреждения; -экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службами школы; - результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы. 1.21. Директор по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения: - об издании соответствующего приказа; - об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом; - о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов); - о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; - о поощрении работников; - иные решения в пределах своей компетенции. 1.22. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. 1.23. План ВШК согласовывается с органами государственно-общественного управления школой- Управляющим советом школы. 2. Персональный контроль 2.1. Персональный контроль — изучение и анализ деятельности работника организации. 2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает: - уровень знаний педагогическим работником современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя; - методический уровень учителя в целом или в какой-то одной стороны его деятельности (например, к уровню требований к знаниям учащихся.), овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения; - результаты работы работника и пути их достижения; - повышение профессиональной квалификации через различные формы обучения. 2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право: - знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическое планирование, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, папкой класса, дневниками и тетрадями обучающихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя, журналами ГПД, бесед классного руководителя, журналы дополнительного образования и ВУД; - изучать практическую деятельность педагогических работников организации через посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, занятий ВУД, секций; - проводить экспертизу педагогической деятельности; 8 - проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом на основе полученной информации; - организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, учителей; • делать выводы и принимать управленческие решения. 2.4. Проверяемый работник имеет право: - знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; - знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; - своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; - обратиться в конфликтную комиссию или вышестоящие органы УО при несогласии с результатами контроля. 2.5. По результатам персонального контроля деятельности работника оформляется справка. З. Тематический контроль 3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности коллектива. 3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки обучающихся, уровень сформированности общеучебных умений и навыков,УУД, активизации познавательной деятельности, вопросы о состоянии работы классных руководителей в определенном направлении и др. 3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. 3.4. Темы контроля определяются в соответствии с проблемноориентированным анализом работы образовательного учреждения по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране. 3.5. Члены коллектива школы должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы образовательного учреждения. 3.6. В ходе тематического контроля: проводят тематические исследования (анкетирование, тестирование) психологической, социологической, медицинской службами; - осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций, ВУД; анализ школьной и классной документации. 3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки. 3.8. Участники образовательного процесса знакомятся с результатами тематического контроля на заседаниях Педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений, заседаниях общего собрания коллектива (в зависимости от вида и цели контроля). 3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития обучающихся. 3.10. Результаты тематического контроля ряда педагогов могут быть 9 оформлены одним документом. 4. Классно-обобщающий контроль 4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе. 4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного и воспитательного процесса в классе. 4.3. В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе: - качество и методы преподавания в классе; - включение обучающихся в познавательную деятельность; - привитие интереса к знаниям, - качество работы классного руководителя с классом, - стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; - сотрудничество учителя и обучающегося; -социальная активность родителей; - социально-психологический климат в классном коллективе. 4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или учебном периоде. 4.5. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными проблемами. 4.6. Члены педагогического коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы образовательного учреждения. 4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся педсоветы ( в т.ч. внеплановые), совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания, заседания ПМПК. 5. Комплексный контроль 5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии дел и состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом по конкретному вопросу (состояние школьной документации, трудовой дисциплины учителей, учебно-технического оборудования и т.д.). 5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей школы, под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших учителей других школ, инспекторов и методистов ВРМЦ, специалистов КО г. Выборга. 5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой. 5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки. 5.5. Администрация школы должна ознакомить членов коллектива с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за две недели до ее начала. 5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ, контроль над исполнением которого возлагается на одного из членов администрации, и проводится педсовет, совещание при директоре или его заместителях. 10 6.Фронтальный контроль. Определяет состояние преподавания отдельных предметов во всех или в части классов, состояние работы всех классных руководителей или в какой-либо параллели. 7. Результаты контроля 7.1. Результаты контроля оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К нему могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в итоговом материале факты и подтверждающие правильность выводов. 7.2. Результаты контроля доводятся до сведения коллектива школы в течение двух недель со дня окончания контроля. Проверяемый после ознакомления с результатами контроля визирует итоговый материал контроля, при этом он вправе сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. 7.3. По итогам контроля, в зависимости от формы, целей, задач проверки и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогических советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим коллективом, заседания общего собрания трудового коллектива. 7.4. Руководитель общеобразовательной организации по результатам контроля может принять следующие решения: - об издании соответствующего приказа или иного нормативного правового акта; - об обсуждении материалов контроля коллегиальным органом или органом самоуправления; - о направлении письма или определенных материалов контроля в органы, компетентные принимать решения по предоставленным вопросам; - о повторном контроле с привлечением определенных специалистов; - о дисциплинарной ответственности участников образовательных отношений; - иные решения в пределах своей компетенции. 7.5. Результаты контроля сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, должны быть сообщены этим гражданам и организациям в установленном порядке и в установленные сроки. 7.6. Результаты тематической проверки могут быть оформлены одним документом. 7.7. Директор по материалам контроля принимает соответствующее решение. Он может затребовать план мероприятий по устранению отмеченных в ходе проверки нарушений и недостатков или справку по итогам проделанной работы. Срок действия данного положения: до принятия нового локального акта. 8.Контроль выполнения ФГОС. Работа позволяет охватить все аспекты деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС. Новым содержанием контрольных действий, реализующих ВШК, являются для контроля: а) системы управления образовательным учреждением: - оценка уровня (степени) реализации (выполнения) требований ФГОС к модели 11 выпускника начальной школы, результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, моделям социального заказа, планам функционирования и развития школы и др.; - диагностика (мониторинг) состояния системы управления введением ФГОС в образовательном учреждении; - оценка состояния системы управления с точки зрения соответствия требованиям стандарта, а также на предмет их выполнения (достижения); анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления; - принятие решений о направлениях коррекции системы управления ОУ; -организация исполнения решения (коррекционной работы); - проверка исполнения решения; б) работы с кадрами: -обеспечение (выполнение) требований к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья педагогических и иных работников ОУ, работающих в условиях введения нового образовательного стандарта и оценка результативности их реализации; - подготовка работников школы к новой процедуре аттестации; -диагностика профессиональных дефицитов педагогических и иных работников учреждения; - принятие решений о направлениях работы образовательного учреждения (научнометодической, социально-психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами) по направлениям стандарта; - организация коррекционной работы; -проверка ее исполнения; в) работы с контингентом обучающихся: - диагностика учебных и творческих возможностей, обучающихся; -диагностика психофизиологического состояния детей; - диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке; - диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении; -ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у школьников; - принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с контингентом обучающихся; -организация коррекционной работы; -проверка ее результативности; г) финансово-экономической и хозяйственной деятельности в ОУ: - осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете учреждения; -осуществление маркетинговых исследований по изучению спроса образовательных услуг в пределах бюджетной и иной приносящий доход деятельности; д) материально-технического и информационного оснащения, ремонта школьного оборудования: -оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения требованиям стандартам и федеральным требованиям к минимальной оснащенности учебного процесса; - оценка степени обеспеченности электронными ресурсами, в том числе размещенными в сети Интернет; 12 -анализ занятости помещений школы, эффективности их использования, требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса; -принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материальнохозяйственной деятельности в школе; - организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения; е) партнерского взаимодействия ОУ: -оценка степени соответствия имеющихся внешних связей, наличие договоров (соглашений) о сотрудничестве и т.п.; -принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних связей ОУ. Элементом нововведения в структуре ВШК в условиях введения ФГОС является государственно-общественное управление: а) образовательной системой школы, отслеживающее промежуточные и итоговые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и вносящее предложения о коррективах в образовательную модель ОУ; б) работой с кадрами. 9. Права проверяющего 8.1. Привлекать к контролю специалистов учебного предмета для проведения качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника. 8.2. Использовать тесты, анкеты, согласованные со школьным психологом. 8.3. Использовать независимое тестирование. 8.4. По итогам проверки вносить предложения о поощрении педагогического работника или о направлении его на курсы повышения квалификации. 8.5. Рекомендовать по итогам проверки изучение опыта работы педагога в методическом объединении для дальнейшего использования другими педагогическими работниками. 8.6. Переносить сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на месяц. 8.7. Использовать результаты проверки для освещения деятельности школы в СМИ, на сайте школы. 10.Ответственность проверяющего Устанавливается ответственность проверяющего при проверке за: - тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий; качественную подготовку к проведению проверки деятельности работника; -ознакомление с итогами проверки работника до вынесения результатов на широкое обсуждение; -срыв сроков проведения проверки; -качество проведения анализа деятельности работника; -соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе работника при условии устранения их в процессе проверки; - доказательность выводов по итогам проверки. 11. Документация 9.1. План внутришкольного контроля; 9.2. Отчёт о выполнении внутришкольного контроля; 9.3. Доклады, сообщения на педагогическом совете; 9.4. Аналитические справки, акты по проверке. 13 Приложение к Положению о внутришкольном контроле. Уровень каждого показателя п.1.10 может быть оценен в формате мониторинга или микроисследования. Предлагаемая совокупность показателей, спроектирована по принципу необходимости и достаточности, скорректирована в соответствии с реальными условиями и ресурсами школы. 1. Качество планирования и организации уроков по предмету измеряется как в формате мониторинга (анализ оценки качества учебных занятий при плановом посещении), так и в формате микроисследований (для оценки уровня конкретного показателя - например, микроисследование уровня реализации требований к условиям формирования навыка смыслового чтения. Для мониторинга используется единая система оценки, принятая на педсовете на год с уровневыми дескрипторами качества уроков, а для каждого микроисследования своя критериальная система оценки качества (например, в рамках методических недель, при реализации педагогического эксперимента). Субъектами реализации данного показателя должны быть как заместители директора по УВР, председатели М/О, методисты, так и сами учителя, в плановом порядке проводящие самооценку качества собственных уроков (например, в режиме самоанализа в методических объединениях). 2. Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД) должно осуществляться в режиме мониторинга, может быть организовано одно-два микроисследования, в программе которых будут не только контрольные процедуры, выявляющие актуальный уровень данных показателей, но и обучающие семинары, деловые игры. Здесь субъектами реализации измерения данного показателя должны быть, в первую очередь, председатели М/О и методисты, а также заместители директора по УВР и сами учителя. 3. Качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе эффективно осуществляетсяся в режиме мониторинга, если в единой системе оценки качества ресурсов и условий, принятой коллективом, прописаны обязательные требования к здоровьесбережению как качеству содержания, организации и педагогического общения. В содержание этого показателя должны войти данные анализа психологического состояния ученика, степени удовлетворения его познавательных потребностей и т.д. В группу субъектов реализации ВШК входят специалисты психологической, социальной и медицинской служб, осуществляющие плановый контроль уроков администраторы, методисты, учителя. 4. Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ оцениваются в режиме микроисследований с включением обучающих семинаров, оценивается целесообразность использования компьютера на данном уроке. Это исключает формальный подход к использованию ИКТ для учителя, заставляет его анализировать эффективность применения компьютера в различных обучающих ситуациях, в конечном счете - управлять качеством урока. Осуществляют контроль этого показателя администрация, методисты, учителя, руководители МО. 5. Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся необходимо оценивать не только в процессе посещения уроков. 14 Количество детей, принимающих активное участие в подготовке и проведении события, этапы проведения, организация события могут быть оценены включенным наблюдением по принятым до начала подготовки события критериям. Оценку уровня достижения поставленных целей обеспечит анализ анкет, отзывов, сочинений и т.д. 7. Оценка качества организации и проведения внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. Оценки качества экскурсионной деятельности по четырем позициям по упрощенной схеме: наличие данного вида деятельности 1 балл, при отсутствии данного этапа или наличии серьезных замечаний балл не ставился: • количество детей, принимающих участие в экскурсии, их состояние после экскурсии (с позиции здоровьесбережения - отсутствие ЧП, снабжение пищей, если экскурсия длительная и т.д.); • работа учителя, классного руководителя с учениками до экскурсии; • организация деятельности обучающихся в процессе экскурсии; • организация деятельности обучающихся на этапе анализа и обобщения полученной информации, связь с учебным процессом, создание проектов, реализация социально значимой деятельности с использованием полученных на экскурсии знаний. При оценке качества экскурсионной деятельности в школе (оценивается качество каждой экскурсии) важно наличие сводной программы экскурсионной деятельности и графика проведения экскурсий с дополнительной графой для сбора данных мониторинга. Один раз в учебный период в программе Excel должен проводиться анализ по всем показателям, заместитель директора по ВР получает четкую картину использованных ресурсов и возможных резервов для развития экскурсионной деятельности в каждом М/О, классном коллективе, по каждому предмету, для каждого учителя. Данные по учителям вносятся в единую информационную систему НСОТ. 8. Качество реализации требований к организации деятельности по обучению детей с ОВЗ в условиях открытого образования, образования без границ, имеет большое значение. 9. Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета образовательного пространства школы. Введение критериев и показателей в ВШК качества кабинетов реализует высокий потенциал ресурсного и компетентностно-деятельностного подходов, позволяет учителю осознанно подходить к оснащению кабинета, сопоставлять каждый информационный, методический, материально- технический ресурс в кабинете с требованиями новых ФГОС. 10. Качество системы дополнительного образования в школе как ресурса реализации требований к «портрету выпускника» имеет большое значение для реализации ФГОС. Конечный результат образовательной деятельности российской школы как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника — гражданина России. Чтобы оценить качество событий (мероприятий), классных часов, олимпиад, соревнований, смотров и т.д., работу кружков, объединений ВУД, секций, школьного научного общества, необходимо оценить реализацию потенциала поисковых и научных исследований, общественно полезных практик в соответствии с критериальной системой оценивания качества внеурочной деятельности. Для этого нужно рассмотреть каждую из этих организационных форм в едином ракурсе: насколько каждый из них реализует конечный результат общественного 15 договора между школой и государством, оценивая качество каждого организационного ресурса внеурочной деятельности в соответствии с «портретом выпускника». Например, в нашей школе активно действует театральная студия. Оценить ее качество как ресурса, реализующего «портрет выпускника»: насколько участие в театре, помогает ученикам формировать такие характеристики: • любит свой народ, свой край и свою Родину, уважает и принимает ценности семьи и общества, любознателен, активно и заинтересованно познает мир, владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности; • выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. 11. ВШК качества процесса подготовки обучающихся к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ играет важную роль. Совокупность ресурсов, качество которых «работает» на успех ученика при сдаче этих экзаменов можно представить в виде двух групп: внешних и внутренних ресурсов учебного успеха ученика. Для оценки качества реализации внешних ресурсов обязательно проанализируют информационно-материальные ресурсы - насколько предметное содержание, предоставляемое учителем, соответствует таковому в экзаменационных заданиях на бумажных и цифровых носителях; использует ли учитель задания, вид и форма которых соответствуют таковым в ЕГЭ и ГИА; дает ли учитель примеры конкретных заданий из реальных экзаменационных работ и бланки, позволяющие тренировать правильность их заполнения и т.д. Анализ организационных ресурсов показывает насколько организация форм и видов деятельности обучающихся позволяет тренировать владение необходимыми для сдачи экзаменов метапредметными универсальными учебными действиями. Качество информационно-материальных ресурсов подготовки к ЕГЭ и ГИА может быть оценено как при осуществлении ВШК уроков, так и в рамках ВШК учебных кабинетов. А вот качество организационных ресурсов может быть оценено лишь в реальном образовательном процессе. Только на уроках или специальных занятиях можно оценить работу учителя, обеспечивающего организационные условия подготовки обучающихся к экзаменам. Учитель должен реализовать индивидуальные образовательные программы (ИОП) при подготовке к экзаменам, так, как только переход внешних ресурсов во внутренние ресурсы ученика гарантирует последнему учебный успех. Можно оценивать качество проектирования индивидуальных образовательных программ при анализе оснащения кабинета. Можно оценить это качество и при ВШК уроков, специальных занятий, элективных курсов и т.д. 16