Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1- школа отечественной культуры» ПРИНЯТО на Педагогическом совете протокол №1 от «29» августа 2018 г. УТВЕРЖДЕНО Пр. №216.1/01.10 от «31» августа 2018г. Порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении I. Общие положения 1.1. Настоящий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении в МБОУ СОШ № 1 (далее – порядок) разработан в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015, уставом МБОУ «СОШ № 1» (далее – Школа). 1.2. Индивидуальный учебный план разрабатывается в целях обеспечения освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования на основе индивидуализации ее с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося и призван обеспечить удовлетворение образовательных потребностей, обучающихся путем выбора оптимального перечня учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения, а также форм обучения и получения образования. 1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану организуется: – для обучающихся с высокой степенью усвоения образовательной программы в целях развития их потенциала и поддержания высокого интереса к учебе; – обучающихся, имеющих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, а также обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, в целях обеспечения освоения ими образовательной программы в полном объеме; – обучающихся, не ликвидировавших академическую задолженность, в целях компенсирующего обучения по не освоенным предметам; – обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, при организации обучения на дому в соответствии с заключением медицинской организации; – иных категорий обучающихся. 1.4. Индивидуальный учебный план, в том числе предусматривающий ускоренное обучение, разрабатывается Школой, самостоятельно на основе утвержденной основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов, санитарных норм и правил. 2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану 2.1. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен любому обучающемуся Школы независимо от класса обучения. 2.2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося. 2.3. Организация обучения по индивидуальному учебному плану для обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности, осуществляется по усмотрению родителей (законных представителей) обучающихся на основании заявления. 2.4. В заявлении указываются пожелания обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося по индивидуализации содержания основной образовательной программы – включение в индивидуальный учебный план дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, ускоренное обучение по основной образовательной программе и др. К заявлению могут быть приложены психолого-медико-педагогические рекомендации по организации обучения ребенка. 2.5. Индивидуальный учебный план составляется на срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) об обучении по индивидуальному учебному плану. 2.6. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 2.7. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение текущего учебного года до 15 мая включительно. 2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется приказом директора. 2.9. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается с начала учебного года. В случаях перевода на обучение по индивидуальному учебному плану в связи с необходимостью ликвидации академической задолженности, а также для ускоренного обучения, срок начала обучения по индивидуальному учебному плану устанавливается в приказе, указанном в пункте 2.6 порядка. 2.10. Обучение по индивидуальному учебному плану ведется по расписанию занятий. Расписание занятий по индивидуальному учебному плану с учетом максимально допустимой учебной нагрузки и кадрового потенциала составляет заместитель директора совместно с ответственным за составление расписания, утверждает директор. 2.11. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано в отдельных классах (группах). Наполняемость классов (групп) устанавливается в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. 2.12. При реализации индивидуального учебного плана могут использоваться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, а также сетевая форма реализации образовательной программы. 2.11. Обучение по индивидуальному учебному плану на уровнях начального и основного общего образования может сопровождаться поддержкой тьютора, если есть в штате, на уровне среднего общего образования – классного руководителя. Педагогический работник назначается на сопровождение индивидуального учебного плана приказом директора. 2.13. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану обладают всеми академическими правами, предусмотренными законодательством. 3. Индивидуальный учебный план 3.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями Школы с учетом психолого-медико-педагогических рекомендаций по организации обучения ребенка (при их наличии). 3.2. Индивидуальный учебный план разрабатывается заместителем директора школы, в чей функционал включен данный вопрос, для конкретного обучающегося или группы обучающихся на основе основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования на один учебный год. 3.3. Индивидуальные учебные планы начального общего и основного общего образования разрабатываются Школой с участием обучающихся и их родителей (законных представителей). Индивидуальные учебные планы среднего общего образования разрабатываются педагогическими работниками совместно с обучающимися Школы. 3.4. Школа может обращаться в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для получения методической помощи в разработке индивидуальных учебных планов. 3.5. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия. 3.6. Индивидуальный учебный план утверждается в порядке, предусмотренном уставом школы для утверждения основной образовательной программы общего образования. 3.7. Индивидуальный учебный план разрабатывается и утверждается до начала учебного года. В случаях утверждения индивидуального учебного плана в связи с необходимостью ликвидации академической задолженности, а также для ускоренного обучения не позднее 20 рабочих дней с даты принятия заявления об организации обучения по индивидуальному учебному плану. 3.8. Индивидуальный учебный план должен содержать: – обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которых определяются перечень, трудоемкость, последовательность и распределение в течение учебного года учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся; – учебные предметы, курсы, обеспечивающие интересы обучающегося (группы обучающихся); – состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности. 3.9. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы разрабатываются в случаях, когда учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) изучаются углубленно по сравнению с объемом, предусмотренным основной образовательной программой соответствующего уровня, и (или) не включены в основную образовательную программу. Рабочие программы в этих случаях являются неотъемлемой частью индивидуального учебного плана. 3.7. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 3.8. Максимальная учебная нагрузка обучающегося по индивидуальному учебному плану должна соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, санитарных норм и правил. С этой целью индивидуальный учебный план может сочетать различные формы получения образования и формы обучения. 3.9. Утвержденный индивидуальный учебный план и расписание занятий по индивидуальному учебному плану доводятся до сведения обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под подпись. 3.10. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает следующее. 3.10.1. Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов. 3.10.2 Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. 3.10.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности. 3.10.4 В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура. 3.10.5. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 904 часов и более 3 345 часов. 3.10.6. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. 3.10.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). 3.11. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может предусматривать следующее: 3.11.1. Увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части. 3.11.2. Введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные. 3.11.3. Организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. 3.11.4. Необходимые часы выделяются за счет части учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательных отношений. 3.11.5. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: Русский язык и литература (русский язык, литература). Родной язык и родная литература (родной язык, родная литература). Иностранные языки (иностранный язык). Общественно-научные предметы (история России, Всеобщая история, обществознание, география). Математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Естественнонаучные предметы (физика, биология, химия). Искусство (изобразительное искусство, музыка). Технология (технология). Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). 3.11.6. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов. 3.11.7. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. 3.12. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования. С целью индивидуализации содержания образовательной программы среднего общего образования индивидуальный учебный план среднего общего образования может предусматривать следующее: 3.12.1. Изменение количества учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части. 3.12.2. Включение в индивидуальный учебный план среднего общего образования не менее двух учебных предметов на профильном уровне, которые определят направление специализации образования в данном профиле. 3.12.3. Включение в индивидуальный учебный план при необходимости других учебных предметов на базовом или профильном уровне. 3.12.4. В индивидуальный учебный план среднего общего образования обязательно входят следующие базовые общеобразовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, а также интегрированные учебные предметы обществознание (включая экономику и право) и естествознание. Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору обучающихся. 3.12.5. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. 4. Особенности организации ускоренного обучения 4.1. Ускоренное обучение, то есть сокращение срока освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования, осуществляется посредством: – зачета результатов освоения обучающимся учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы; – повышения темпа освоения основной образовательной программы. 4.2. Срок освоения основной образовательной программы в случае зачета результатов освоения пройденных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ уменьшается на время, необходимое для их изучения согласно учебному плану основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 4.3. Повышение темпа освоения образовательной программы возможно для обучающихся, имеющих высокие образовательные способности и (или) уровень развития. Возможность освоения обучающимся образовательной программы в повышенном темпе в случаях обучения без балльного оценивания знаний подтверждается данными динамики учебных достижений и психолого-педагогической диагностики, в остальных случаях – результатами текущей и промежуточной аттестации, психолого-педагогическими характеристиками обучающегося. 4.4. Индивидуальный план обучения с повышенным темпом освоения образовательной программы разрабатывается при положительном решении педагогического совета школы о возможности организовать ускоренное обучение для конкретного обучающегося (группы обучающихся). 4.5. Прием на ускоренное обучение не допускается. 5. Контроль за выполнением индивидуального учебного плана 5.1. Контроль за проведением учебных занятий, консультаций в соответствии с утвержденным расписанием, посещением учебных занятий обучающимся, ведением журнала успеваемости и своевременным оформлением иной педагогической документации в рамках реализации индивидуального учебного плана осуществляет заместитель директора школы не реже одного раза в четверть. 5.2. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, предусмотренные индивидуальным учебным планом и расписанием занятий. Посещение учебных занятий, предусмотренных расписанием, отмечается в электронном журнале в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. 5.3. Контроль за выполнением, обучающимся индивидуального учебного плана осуществляют родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, педагогический работник, назначенный для сопровождения реализации индивидуального учебного плана. 5.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) индивидуального учебного плана проводятся в рамках часов, отведенных на соответствующие предметы, курсы, дисциплины (модули). Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальному учебному плану фиксируются в электронном журнале. 5.5. По результатам контроля выполнения индивидуального учебного плана и на основании решения педагогического совета школы обучающийся переводится на обучение по основной образовательной программе в соответствующий класс в случаях невыполнения индивидуального учебного плана, в том числе при снижении уровня успеваемости и неспособности освоить образовательную программу при ускоренном обучении. 5.6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план. Государственная итоговая аттестация обучавшихся по индивидуальному учебному плану проводится в формах и в порядке, предусмотренных законодательством. 6. Государственная итоговая аттестация обучающихся 6.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013г. №1394 и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013г. № 1400. 6.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 7. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение 7.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы Школы в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с установленной в Школе системой оплаты труда. 7.2. Материально-техническое оснащение образовательных отношений должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся. 8. Срок действия Положения 8.1. Настоящее Положение действительно со дня утверждения приказом директора отмены его действия или замены новым. 8.2. Размещается на официальном сайте Школы. до