Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1- школа отечественной культуры» ( МБОУ СОШ №1) 188800, Ленинградская область, Выборгский район, город Выборг, улица Выборгская, дом 34 (81378) 2-12-85 РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 1 от 30. 08.2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом №189.1/01.10 от 30.08.2024 Положение об организации обучения на дому обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью 1. Общие положения Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому (далее — Положение) в МБОУ СОШ №1 (далее – Школа) разработано в соответствии с: -Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ с изменениями от 4 августа 2023 года, -Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 года № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»; - Методическими рекомендациями по организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью от 24 ноября 2021 г. № ДГ2121/07, -Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» № 05-283 от 7 августа 2018 года; - Распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019г. №Р-93"Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"; - Постановлением правительства ЛО Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным образовательным программам на дому или в медицинских организациях ЛО от 19.03.2020 №132; -Уставом МБОУ СОШ №1и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данное Положение об индивидуальном обучении детей на дому разработано в целях реализации права на получение образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, в том числе детьми- инвалидами, по основным образовательным программам на дому и регулирует взаимодействие между участниками образовательных отношений. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 (ст.5), для реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому. Индивидуальное обучение организуется для лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно- профилактическим учреждением здравоохранения. Основными задачами индивидуального обучения являются: - обеспечение щадящего режима проведения занятий на дому при организации образовательной деятельности; - реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания, рекомендаций лечебного учреждения. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы по индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность. Утверждение программы обучения осуществляется с учётом психолого-медико-педагогических рекомендаций и утверждается приказом директора школы. При организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей- инвалидов, на дому допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, индивидуальное и (или) групповое обучение, использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в соответствии с законодательством. 2.Организация образовательного процесса. 1.Учащиеся принимаются на обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)), выраженного в письменном заявлении на имя руководителя Школы об организации обучения их ребенка на дому по рекомендованной психолого-медикопедагогической комиссией программе на период, рекомендованный в заключении (медицинской справке) медицинской организации. Для организации обучения учащегося на дому его родитель(и) (законный(ые) представитель(и)) представляют в Школу следующие документы: - заявление об организации обучения на дому по основной или адаптированной основной общеобразовательной программе; - заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения; - заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ОВЗ); - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (для ребенка-инвалида) при наличии). 2. На основании заявления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) и представленного пакета документов в Школе издается приказ об организации обучения учащегося на дому. 3. Между Школой и родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором указывается срок его действия; 4. Рекомендуется организовать обучение на дому в 3-х дневный срок с момента представления родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пакета документов. 5. Действие договора ограничивается сроками заключения медицинской организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год. 6. Для пролонгации организации обучения учащегося на дому его родитель(и) (законный(е) представитель(и)) ежегодно на начало очередного учебного года представляют письменные заявления и заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения. 7. Если медицинское заключение выдано менее, чем на учебный год, то для его пролонгации предоставляется новое заключение с указанием периода. 8. При непредоставлении родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пролонгированного заключения медицинской организации (медицинской справки) обучение учащегося Школой организовывается в составе класса, в контингент которого он зачислен. Досрочное прекращение обучения учащегося на дому возможно по инициативе родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) учащегося на основании заявления. 9.Организация обучения учащихся на дому осуществляется педагогическими работниками Школы или нескольких образовательных организаций посредством сетевой формы реализации образовательных программ. 10.Содержание образования и условия организации обучения и воспитания учащихся на дому определяются основной общеобразовательной программой или адаптированной основной общеобразовательной программой (для детей с ОВЗ), индивидуализируемой в виде индивидуального учебного плана или специальной индивидуальной программы развития при реализации соответствующего варианта АООП (далее - СИПР). 11.Для обучения учащихся на дому Школой разрабатывается индивидуальный учебный план/СИПР и индивидуальное расписание занятий. 12.Индивидуальный учебный план/СИПР с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ/федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, отражает все обязательные предметные области соответствующего уровня образования, учебные предметы и обязательные курсы коррекционно-развивающей области с учетом индивидуальных особенностей конкретного учащегося на дому. 13.Индивидуальный учебный план/СИПР учащегося содержит часы, отведенные на обязательные занятия педагогических работников с учащимся, на обучение с использованием дистанционных и/или электронных образовательных технологий (при организации такого формата образования) и самоподготовку учащихся. В индивидуальном учебном плане/СИПР представлены: перечень учебных предметов и/или коррекционных курсов, доступных обучающемуся для освоения, с указанием количества часов, объема недельной образовательной нагрузки обучающегося, часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, а также общего объема недельной нагрузки. 14.Индивидуальный учебный план/СИПР учащегося на дому согласовывается с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) и утверждается руководителем Школы. Расписание занятий составляется Школой с учетом мнения родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) учащегося. Расписание занятий утверждается руководителем Организации. 15.Освоение основной общеобразовательной программы или адаптированной основной общеобразовательной программы (для обучающихся с ОВЗ), в том числе отдельной ее части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом и положением о промежуточной аттестации МБОУ СОШ №1. 16.Персональные данные учащихся на дому, данные об их успеваемости за триместр (четверть), полугодие, а также о переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в журнал (электронный журнал) соответствующего класса Школы. 17.Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий на дому осуществляет классный руководитель, за реализацией индивидуального учебного плана/СИПР - заместители руководителя Школы. 18.Деятельность по социализации учащегося на дому, воспитательную деятельность, связь с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) осуществляет классный руководитель класса, в контингенте которого состоит учащийся. 19.Государственная итоговая аттестация учащихся на дому по основным образовательным программам проводится в соответствии с Порядком проведения ГИА. В случае невозможности обучающегося явиться на пункте проведения ГИА, государственная итоговая аттестация организуется на дому согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 20.04.2018г. №08-1051 Об организации пункта проведения экзаменов на дому. 20. Государственная итоговая аттестация учащихся на дому по адаптированным образовательным программам основного общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513; по адаптированным образовательным программам среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512. 21.Итоговая аттестация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 мая 2020 г. N ДГ-493/07 "О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". Итоговая аттестация обучающихся по СИПР осуществляется на основе анализа результатов текущих аттестаций последнего года обучения и данных промежуточных аттестаций за последние три года обучения и представлена развернутой характеристикой обучающегося, отражающей сформированность его жизненных компетенций. 22.Выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, Школой выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования; выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим итоговую аттестацию свидетельство об обучении. 23.Расчет недельной учебной нагрузки для оплаты педагогическим работникам при реализации индивидуального обучения на дому составляет не более: 38 процентов от общей недельной учебной нагрузки по программе начального общего образования; 33 процента от общей недельной учебной нагрузки по программе основного общего образования; 35 процентов от общей недельной учебной нагрузки по программе среднего общего образования. 24. Посещение обучающимся общеобразовательной организации для изучения отдельных учебных предметов допускается с разрешения медицинской организации, оформленного в установленном порядке. 25. Индивидуальные учебные занятия проводятся не менее трех раз в неделю в соответствии с индивидуальным учебным планом, индивидуальным расписанием учебных занятий и консультаций. 26 .Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения на дому в медицинской справке не указан, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию. 27. Во время нетрудоспособности учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим учителем. Если сроки проведения уроков переносятся на другое время, они согласуется с родителями (законными представителями), издается приказ по школе о переносе занятий с указанием точного времени. 28. В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями). 29. В случае производственной необходимости в расписание занятий могут вноситься коррективы, и время занятий может измениться. 30.В случае досрочного окончания занятий директор издает приказ, который передается в бухгалтерию. 2. Взаимодействие участников образовательных отношений 1. Организация: - предоставляет учащимся на дому на время обучения бесплатно учебники/учебные пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотечном фонде Школы; - обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана/СИПР учащимся на дому, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана учащимся на дому в части психолого- педагогического сопровождения, коррекции и развития/реализацию СИПР; - создает условия учащимся на дому для их участия в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования; - осуществляет промежуточную аттестацию и перевод учащихся на дому в следующий класс; - оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) учащихся на дому. 2. Родитель(и) (законный(е) представитель(и)) учащегося: - обеспечивают допуск педагогического(их) работника(ов) к учащемуся на занятие, - создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организовывают рабочее место; - обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент проведения учебных занятий на дому; - контролируют выполнение учащимся домашних заданий; - своевременно, в течение дня, информируют педагога/классного руководителя о необходимости отмены занятий по случаю болезни учащегося на дому и возможности их возобновления. 3. Педагогические работники: - организовывают учебный процесс в соответствии с календарным учебным графиком (календарно- тематическим планированием при обучении по СИПР), индивидуальным учебным планом, расписанием занятий; - своевременно заполняют электронный журнал, отражают в нем проведенные занятия, успеваемость; - вовлекают учащегося по согласованию с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) в воспитательные и иные мероприятия, проводимые Организацией. 4. Документы, регламентирующие обучение на дому заявление родителей, заключение медицинской организации, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, договор об оказании образовательных услуг, приказ Организации, индивидуальный учебный план или СИПР, индивидуальное расписание занятий. 5. Заключительные положения 1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 3. Положение об организации индивидуального обучения детей на дому принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения. 4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.