«Рассмотрено» «Утверждено» На педагогическом совете Приказ № 188.1/01.10 от 31.08.2023 Протокол № 1 Директор МБОУ СОШ №1 От 31.08.2023 г. г.Выборга /Свешникова И.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Аспекты читательской грамотности» Предназначена для детей 9-10 классов Срок реализации 1 год Автор-составитель: Тайлакова Е.А. – учитель истории и обществознания Выборг 2023 Целевой раздел Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Аспекты читательской грамотности» для учащихся 9, 10 классов составлена с опорой на: • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); • Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»; • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960; • Учебный план МБОУ СОШ № 1 г. Выборга Цель программы: создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1) умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Планируемые результаты Предметные результаты Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); •осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; •готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Ученик научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; • выделять главную и избыточную информацию; • прогнозировать последовательность изложения идей текста; • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Место учебного курса По учебному плану на курс «Функциональная грамотность. (Аспекты читательской грамотности)» в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Общая характеристика курса Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Содержание программы Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Итоговый контроль. Формы контроля Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Пособие для учащихся 1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020 Пособия для учителя 1. Читательская грамотность школьника (5-9кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. 2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018 4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019 5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября” 7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2016. 8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.--Тлн.: Арго, 2017 9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. 10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018. 11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm 12. Рождественская Л.В.Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. Информационно-коммуникативные средства Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.РЭШ. Мультимедийные обучающие программы Тренажёрные компьютерные программы Экранно-звуковые пособия СD / DVD – проигрыватель Компьютер с программным обеспечением Экспозиционный экран Мультимедийный проектор Тематическое планирование № п/п Наименования разделов и тем Характеристика основных Плановые Скорректировидов деятельности ученика сроки ванные сроки (на уровне учебных действий) прохождения прохождения по теме 1. Вводное занятие Работа с текстом Сентябрь 1 неделя 2. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста Сентябрь 2 неделя 3. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста Сентябрь 3 неделя 4. Учебный текст как источник информации Практикум: самостоятельная работа с текстом Сентябрь 4 неделя 5. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера Октябрь 5 неделя 6. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера Октябрь 6 неделя 7. Деловые ситуации в текстах Работа с текстом: умение откликаться на содержание текста Октябрь 7 неделя 8. Деловые ситуации в текстах Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников Октябрь 8 неделя 9. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Работа с текстом: умение интерпретировать текств изменённой ситуации Октябрь 9 неделя 10. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Работа с текстом: умениеинтерпретировать текств изменённой ситуации Ноябрь 10 неделя 11. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Работа с текстом: умениеинтерпретировать текств изменённой ситуации Ноябрь 11 неделя 12. Работа с текстом: как Практикум: самостоятельная Ноябрь применять информацию из текста в изменённой ситуации? работа с текстом 12 неделя 13. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы) Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст Декабрь 13 неделя 14. Типы текстов: текстинструкция (правила). Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст Декабрь 14 неделя 15. Типы текстов: текстинструкция (уставы). Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст Декабрь 15 неделя 16. Типы текстов: текстинструкция (законы). Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст Декабрь 16 неделя 17. Типы текстов: текстинструкция. Практикум: самостоятельная работа с текстом Январь 17 неделя 18. Поиск ошибок в предложенном тексте. Знакомство с различными видами ошибок в тексте Январь 18 неделя 19. Поиск ошибок в предложенном тексте. Работа с текстом: редактирование текста с лексическими ошибками Январь 19 неделя 20. Поиск ошибок в предложенном тексте. Работа с текстом: редактирование текста с морфологическими ошибками Февраль 20 неделя 21. Поиск ошибок в предложенном тексте. Работа с текстом: редактирование текста с синтаксическими ошибками Февраль 21 неделя 22. Обнаружение Практикум: самостоятельная недостоверности работа с текстом получаемой информации. Февраль 22 неделя 23. Типы задач на Знакомство с понятием грамотность. «информационныезадачи» Информационные задачи Февраль 23 неделя 24. Типы задач на Работа с текстом: умение грамотность. решать учебноИнформационные задачи познавательные и учебнопрактические задачи Март 24 неделя 25. Типы задач на Работа с текстом: умение грамотность. решать учебноИнформационные задачи познавательные и учебнопрактические задачи Март 25 неделя 26. Типы задач на Работа с текстом: умение грамотность. решать учебноИнформационные задачи познавательные и учебнопрактические задачи Март 26 неделя 27. Типы задач на Практикум: самостоятельная грамотность. работа с текстом Информационные задачи. Апрель 27 неделя 28. Работа с несплошным текстом: формы. Знакомство с разными формами несплошного текста Апрель 28 неделя 29. Работа с несплошным текстом: анкеты. Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст анкеты Апрель 29 неделя 30. Работа с несплошным текстом: договоры. Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора Апрель 30 неделя 31. Работа с несплошным текстом: договоры. Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора Апрель 31 неделя 32. Работа с несплошным текстом Практикум: самостоятельная работа с текстом Май 32 неделя 33. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. Комплексная работа с текстом Май 33 неделя 34. Мои достижения. Комплексная работа с текстом. Май 34 неделя