Смысловое чтение

«Рассмотрено»

«Утверждено»

На педагогическом совете

Приказ № 188.1/01.10
от 31.08.2023

Протокол № 1
Директор МБОУ СОШ №1
От 31.08.2023 г.
г.Выборга
/Свешникова И.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
Предназначена для детей 5 классов

Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Лялина И.В.-

учитель русского языка и литературы

г. Выборг, 2023

Целевой раздел
Программа по предметной области «Смысловое чтение» для 5 класса образовательных
организаций составлена в соответствии с
• требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
• требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования (личностным, метапредметным, предметным);
• основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного
общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. В современном
информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать
информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа
призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность
человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся
информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и
одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как
универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к
усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при
чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным,
основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования
стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению
и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление,
эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки
самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в
течение всех лет обучения.
Цели изучения учебного курса «Смысловое чтение»
▪ формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной
потребности в чтении;
▪ формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной
программы школы;
▪ формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры
человека, живущего в открытом информационном пространстве.
2

▪
▪
▪
▪

▪
–
–
–
–
–

Цели курса определяют следующие задачи:
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать
духовно-нравственные основы личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации
и рефлексивной оценки информации на основе
углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и
жанров, соответствующих возрасту учащихся;
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего
использования;
использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и
осмысления текстов.
Место курса «Смысловое чтение» в учебном плане

Данная программа направлена на изучение курса «Смысловое чтение» в 5 классе. В
целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего
образования отводится 34 часа (1 час в неделю)

Содержание учебного курса «Смысловое чтение»

5 класс (34 ч)
1.Раздел
прочитанного»

«Работа

с

текстом:

поиск

информации

и

понимание

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь
книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные
средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская
позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов,
заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность.
Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений
в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание
информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте,
их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа,
таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование
формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
3

информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с
опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная
информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому чтению для основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому
чтению для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в изучаемых текстах; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из
литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию
в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте работы с текстами
произведений русской и зарубежной литературы; ценностное отношение к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в изучаемых текстах; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
4

Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых текстах; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде
в процессе работы с текстами; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать
эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе при работе с текстами, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской грамотностью и культурой как средством
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:

5

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,
а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во
взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в
условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов,
необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами
и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные результаты
▪
овладение элементарными навыками работы с книгой, умениями ставить перед
собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения
(поисковый/просмотровый,
ознакомительный,
изучающий/аналитический),
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую
очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
▪
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
▪
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
▪
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);
▪
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
▪
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
▪
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;
▪
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию
и общему смыслу текста;
▪
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
▪
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
▪
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
▪
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и
логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора /
главной мысли текста;
6

▪
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
▪
прогнозировать содержание текста;
▪
находить скрытую информацию в тексте;
▪
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
▪
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
▪
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
▪
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
▪
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы
представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
▪
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со своими представлениями о мире;
▪
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
▪
использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения,
обоснования утверждений / тезисов;
▪
оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
▪
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом
на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных
(познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
▪
обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе
работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Тематическое планирование
5 класс
№
п/
п

Наименование разделов и Количество часов
тем программы
всего контро практи
льные
ческие
работы работы

Раздел 1. Работа с текстом: 16
поиск
информации
и
понимание прочитанного

1

3

1

Восприятие на слух и 1
понимание
различных
видов сообщений.

-

-

2

Типы речи. Речь книжная и 1
разговорная.
Художественный
стиль
речи.

-

-

Дата
изуч
ения

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Работа с текстами. Устный опрос, https://fg.resh.e
Работа
с письменный
du.ru/.
несколькими
опрос,
источниками.
тестирование, https://myshop.
Выступление
по терминологич ru/shop/product
теме. Обсуждение еский диктант,
ответа товарища. практическая /4539226.html.
Самостоятельная работа, анализ
работа с учебным текста.
текстом. Сравнение
источников. Отбор

7

3

Изобразительновыразительные
средства.

1

-

-

4

Текст,
его
основные 1
признаки. Тема текста,
основная мысль текста,
идея.

-

-

5

Авторская
Заголовок
текста. основная
текста, идея.

-

-

позиция. 1

материала по теме
из
нескольких
источников. Поиск
нужной
информации
в
тексте. Задания на
разграничение
понятий. Работа со
словарями.

мысль

6

Вычленение
из
текста 1
информации, конкретных
сведений, фактов, заданных
в явном виде.

-

1

7

Основные
события, 1
содержащиеся в тексте, их
последовательность.

-

-

8

Развитие мысли в тексте. 1
«Тестовые
задания
с
выбором ответа»

-

-

9

Способы и средства связи 1
предложений в тексте.

-

-

10

Смысловые части текста, 1
микротема, абзац, план
текста.

-

1

11

Упорядочивание
1
информации по заданному
основанию.
«Тестовые
задания с краткой записью
ответа»

12

Существенные
признаки 1
объектов, описанных в
тексте, их сравнение.

13

Разные
способы 1
представления
информации: словесно, в
виде рисунка, символа,
таблицы, схемы.

14

Виды
чтения: 1
ознакомительное,
изучающее,
поисковое,
выбор
вида чтения в соответствии
с целью чтения.

15

Источники
информации: 1
справочники, словари

16

Контрольная работа на 1
основе смыслового анализа
текста

1

1

8

https://fioco.ru/
примерызадач-pisa.

Всего по разделу 1

16

0

3

Раздел 2. «Работа с текстом: 9
преобразование
и
интерпретация информации»

0

3

17

Подробный
пересказ 1
текстов по плану.

-

-

18

Особенности
пересказа текста.

сжатого 1

-

-

19 Составление
различных 1
видов
вопросов
по
содержанию текста

-

-

20

Формулирование выводов, 1
основанных на содержании
текста

-

-

21

Аргументы,
подтверждающие вывод.

1

-

-

22

Преобразование
1
(дополнение) информации
из сплошного
текста в таблицу.

-

1

Преобразование
1
информации, полученной
из рисунка, в текстовую
задачу.

1

24

Заполнение предложенных 1
схем
с
опорой
на
прочитанный текст.

1

25

Выступление
перед 1
аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями,
используя иллюстративный
ряд
(плакаты, презентацию).

23

Всего по разделу 2

9

0

3

Раздел 3. «Работа с текстом: 9
оценка информации»

1

1

26

Оценка
содержания
структуры текста.

и 1

-

-

27

Оценка
языковых 1
особенностей текста.

-

-

28

Места и роли иллюстраций 1
в тексте.

-

1

29

Выражение собственного 1
мнения о прочитанном, его
аргументация. «Текстовые
связи»

-

-

Работа с текстами и Устный опрос, https://myshop.
заданиями. Задания письменный ru/shop/product
на разграничение опрос,
/4539226.html.
понятий. Работа со тестирование, https://fg.resh.e
словарями.
терминологич
du.ru/.
Объяснение
еский диктант,
понятий.
практическая
Объяснение
работа, анализ
наблюдаемых
текста,
https://fioco.ru/
явлений.
оценивание с
примерыСоставление
помощью
задач-pisa
.
вопросов
по «Листа
содержанию.
самооценки»
текста.
Решение
проблемных
ситуаций.
Подготовка
выступления.
Обсуждение
выступления
товарища.

Работа с текстами. Устный опрос, https://fg.resh.e
Отбор материала по письменный du.ru/.
теме (из разных опрос,
источников).
терминологич
https://myshop.
Задания
на еский диктант,
ru/shop/product
разграничение
практическая
понятий. Работа со работа, анализ /4539226.html
словарями.
текста,
Объяснение
оценивание с . https://fioco.r
u/примерыпонятий.
помощью
Объяснение
«Листа
задач-pisa.
наблюдаемых
самооценки»,
явлений.
зачёт.
Доклад
с
использованием
разнообразного

9

30

Достоверность
и недостоверность
информации в тексте.

1

-

-

31

Недостающая
или 1
избыточная информация в
тексте

-

-

32

Участие в учебном диалоге 1
при
обсуждении
прочитанного или
прослушанного текста.

-

-

33

Итоговый зачёт.

1

1

-

34

Повторение изученного.

1

-

-

9

1

1

2

7

Всего по разделу

Общее количество часов по 34
программе

зрительного ряда и
других источников.
Учебный
диалог.
Анализ текста.

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы
Учебные материалы для учащихся:
Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по формированию
читательской грамотности/Просвещение
Методические материалы для учителя:
1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в
образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. - С. 14-24.
2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности
школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и
информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32.
3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М.
Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! : научно-методический журнал. - 2019. - N
5/6. - С. 71-74.
4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые
в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и
информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53.

ЦОР и Интернет-ресурсы:
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития
образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся
5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии
10

образования»
materialya/.

(Демонстрационные

материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-

3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для
жизни»
издательства
«Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.
5. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной
грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».