«Рассмотрено» «Утверждено» На педагогическом совете Приказ № 188.1/01.10 от 31.08.2023 Протокол № 1 Директор МБОУ СОШ №1 От 31.08.2023 г. г.Выборга /Свешникова И.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» Предназначена для детей 5 классов Срок реализации 1 год Автор-составитель: Лялина И.В.- учитель русского языка и литературы г. Выборг, 2023 Целевой раздел Программа по предметной области «Смысловое чтение» для 5 класса образовательных организаций составлена в соответствии с • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); • требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); • основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения. В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения. Цели изучения учебного курса «Смысловое чтение» ▪ формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении; ▪ формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы; ▪ формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. 2 ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ – – – – – Цели курса определяют следующие задачи: развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности; вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом; развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации; учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе углубления базовых знаний по теории текста; использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся; использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования; использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов. Место курса «Смысловое чтение» в учебном плане Данная программа направлена на изучение курса «Смысловое чтение» в 5 классе. В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю) Содержание учебного курса «Смысловое чтение» 5 класс (34 ч) 1.Раздел прочитанного» «Работа с текстом: поиск информации и понимание Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. 2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование 3 информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Планируемые результаты Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому чтению для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому чтению для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в изучаемых текстах; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте работы с текстами произведений русской и зарубежной литературы; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в изучаемых текстах; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 4 Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых текстах; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе работы с текстами; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе при работе с текстами, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской грамотностью и культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: 5 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. Метапредметные результаты ▪ овладение элементарными навыками работы с книгой, умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический), элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений: ▪ определять главную тему, общую цель или назначение текста; ▪ предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт; ▪ находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); ▪ находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.; ▪ выделять термины, обозначающие основные понятия текста. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений: ▪ понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов; ▪ выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; ▪ формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста; ▪ объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; ▪ сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); ▪ интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста; 6 ▪ задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; ▪ прогнозировать содержание текста; ▪ находить скрытую информацию в тексте; ▪ использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений: ▪ составлять план к тексту и структурировать текст, используя план; ▪ делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом; ▪ приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте; ▪ преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений: ▪ откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире; ▪ оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте; ▪ использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов; ▪ оценивать не только содержание текста, но и его форму. Предметные результаты: ▪ использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования; ▪ обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях. Тематическое планирование 5 класс № п/ п Наименование разделов и Количество часов тем программы всего контро практи льные ческие работы работы Раздел 1. Работа с текстом: 16 поиск информации и понимание прочитанного 1 3 1 Восприятие на слух и 1 понимание различных видов сообщений. - - 2 Типы речи. Речь книжная и 1 разговорная. Художественный стиль речи. - - Дата изуч ения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Работа с текстами. Устный опрос, https://fg.resh.e Работа с письменный du.ru/. несколькими опрос, источниками. тестирование, https://myshop. Выступление по терминологич ru/shop/product теме. Обсуждение еский диктант, ответа товарища. практическая /4539226.html. Самостоятельная работа, анализ работа с учебным текста. текстом. Сравнение источников. Отбор 7 3 Изобразительновыразительные средства. 1 - - 4 Текст, его основные 1 признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. - - 5 Авторская Заголовок текста. основная текста, идея. - - позиция. 1 материала по теме из нескольких источников. Поиск нужной информации в тексте. Задания на разграничение понятий. Работа со словарями. мысль 6 Вычленение из текста 1 информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. - 1 7 Основные события, 1 содержащиеся в тексте, их последовательность. - - 8 Развитие мысли в тексте. 1 «Тестовые задания с выбором ответа» - - 9 Способы и средства связи 1 предложений в тексте. - - 10 Смысловые части текста, 1 микротема, абзац, план текста. - 1 11 Упорядочивание 1 информации по заданному основанию. «Тестовые задания с краткой записью ответа» 12 Существенные признаки 1 объектов, описанных в тексте, их сравнение. 13 Разные способы 1 представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. 14 Виды чтения: 1 ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. 15 Источники информации: 1 справочники, словари 16 Контрольная работа на 1 основе смыслового анализа текста 1 1 8 https://fioco.ru/ примерызадач-pisa. Всего по разделу 1 16 0 3 Раздел 2. «Работа с текстом: 9 преобразование и интерпретация информации» 0 3 17 Подробный пересказ 1 текстов по плану. - - 18 Особенности пересказа текста. сжатого 1 - - 19 Составление различных 1 видов вопросов по содержанию текста - - 20 Формулирование выводов, 1 основанных на содержании текста - - 21 Аргументы, подтверждающие вывод. 1 - - 22 Преобразование 1 (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. - 1 Преобразование 1 информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. 1 24 Заполнение предложенных 1 схем с опорой на прочитанный текст. 1 25 Выступление перед 1 аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 23 Всего по разделу 2 9 0 3 Раздел 3. «Работа с текстом: 9 оценка информации» 1 1 26 Оценка содержания структуры текста. и 1 - - 27 Оценка языковых 1 особенностей текста. - - 28 Места и роли иллюстраций 1 в тексте. - 1 29 Выражение собственного 1 мнения о прочитанном, его аргументация. «Текстовые связи» - - Работа с текстами и Устный опрос, https://myshop. заданиями. Задания письменный ru/shop/product на разграничение опрос, /4539226.html. понятий. Работа со тестирование, https://fg.resh.e словарями. терминологич du.ru/. Объяснение еский диктант, понятий. практическая Объяснение работа, анализ наблюдаемых текста, https://fioco.ru/ явлений. оценивание с примерыСоставление помощью задач-pisa . вопросов по «Листа содержанию. самооценки» текста. Решение проблемных ситуаций. Подготовка выступления. Обсуждение выступления товарища. Работа с текстами. Устный опрос, https://fg.resh.e Отбор материала по письменный du.ru/. теме (из разных опрос, источников). терминологич https://myshop. Задания на еский диктант, ru/shop/product разграничение практическая понятий. Работа со работа, анализ /4539226.html словарями. текста, Объяснение оценивание с . https://fioco.r u/примерыпонятий. помощью Объяснение «Листа задач-pisa. наблюдаемых самооценки», явлений. зачёт. Доклад с использованием разнообразного 9 30 Достоверность и недостоверность информации в тексте. 1 - - 31 Недостающая или 1 избыточная информация в тексте - - 32 Участие в учебном диалоге 1 при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. - - 33 Итоговый зачёт. 1 1 - 34 Повторение изученного. 1 - - 9 1 1 2 7 Всего по разделу Общее количество часов по 34 программе зрительного ряда и других источников. Учебный диалог. Анализ текста. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы Учебные материалы для учащихся: Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по формированию читательской грамотности/Просвещение Методические материалы для учителя: 1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. - С. 14-24. 2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32. 3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М. Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! : научно-методический журнал. - 2019. - N 5/6. - С. 71-74. 4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53. ЦОР и Интернет-ресурсы: 1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. 2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии 10 образования» materialya/. (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye- 3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa. 4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html. 5. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. 6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa. 11