профориетация нач.школа

«Рассмотрено»

«Утверждено»
Приказ № 188.1/01.10
от 31.08.2023

На педагогическом совете
Протокол № 1

Директор МБОУ СОШ №1
От 31.08.2023 г.
г.Выборга
/Свешникова И.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1-ШКОЛА
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
ГОРОДА ВЫБОРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Профориентация»
Предназначена для детей 1-4 классов

Срок реализации 4 года
Автор-составитель:
Бурмистрова А.А.-учитель нач. классов.

Выборг
2023 год

Целевой раздел
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед
начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни,
его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего
окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в
день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть
немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Профориентация» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной
ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников
обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к
рассматриваемой профессии.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием.
Задачи программы:
• формировать положительное отношение к труду и людям труда
• развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших
школьников.
• содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
Общая характеристика программы «Профориентация»
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Профориентация» состоит из четырёх модулей:
Первый модуль 1 класс: формирование знаний о труде, понимание значения труда для
жизни общества и каждого человека
Второй модуль 2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к
трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией
Третий модуль 3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение
представлений о различных сторонах профессий;
Четвёртый модуль 4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности,
способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Кемеровской
области.
Описание места программы «Профориентация» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Профориентация» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её
учителями
начальных классов, занимающимися вопросами профессионального
просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от
7 до 11 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы 34 ч. в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

•
•

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными
знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть
какой-либо профессиональной деятельностью;

•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность,
самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению - является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в
приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по
конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с
людьми разных профессий

Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения
к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине»,
«Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного
общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано
использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице 1.
Показатели

Критерии

знания учащихся о
труде,
о
мире
профессий

1. Знания о труде.
Уровень
сформированности

Когнитивный

2. Понимание значения труда для

Таблица 1
Методики
диагностики
Тестирование
(Тесты
«Зачем
нужен труд?»,

жизни общества и каждого человека.
3. Знания об основных профессиях,

их особенностях.

«Какая
это
профессия?»)

Мотивационноличностный

1.Отношение к труду и людям труда

2.
Интерес
к
трудовой
и Методика
«Продолжи
профессиональной деятельности.
предложение»
3. Желание овладеть какой-либо
профессией
Беседа
«Кем
быть?»

отношение к труду,
интерес к профессиям,
желание
овладеть
какой-либо
профессиональной
деятельностью

1. Навыки трудовой деятельности.
Уровень трудовой активности

Поведенческий
Навыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность,
самостоятельность
в
труде

Наблюдение

Наблюдение.

Анализ
продуктов
старательности.
трудовой
3. Добросовестность,
активность, деятельности.
ответственность в учебном труде.
2. Проявление

трудолюбия,

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет
знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления
материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит
от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе
организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры,
школьная научно-практическая конференция.
Содержательный раздел
Содержание программы 1 класса
Введение в мир профессий (5 часов)
Занятие 1 Зачем человек трудится?
Занятие 2 Какие профессии ты знаешь?
Занятие 3 Мир интересных профессий
Занятие 4 Чем пахнут ремесла?
Занятие 5 Кем я хочу стать?
Профессии в школе (2 часа)
Занятие 6 Профессия -учитель
Занятие 7 Профессия – библиотекарь
Знакомство с различными профессиями (12 часов)
Занятие 8 Профессия -продавец
Занятие 9 Профессия -парикмахер
Занятие 10 Профессия -повар
Занятие 11 Профессия – почтальон
Занятие 12 Профессия – врач
Занятие 13 Профессия -художник
Проект «Азбука профессий» (9часов)
Занятие 14 Организационное занятие.
Предъявление заданий группам
Занятие 15 Представление мини-проектов на буквы А-Д

Занятие 16 Представление мини-проектов на буквы Е - К
Занятие 17 Представление мини-проектов на буквы Л-Р
Занятие 18 Представление мини-проектов на буквы С-Я
Занятие 19 Оформление результатов проекта
Профессия моих родителей (7 часа)
Занятие 20 Кем работают мои родители?
Занятие 21 Кем работают мои родители?
Занятие 22 Кем работают мои родители?
Занятие 23 Кем работают мои родители?
Занятие 24 Встреча с родителями
Занятие 25 Встреча с родителями
Занятие 26 Встреча с родителями
Итоговые занятия (6 часа)
Занятие 27 Викторина «Что мы узнали?»
Занятие 28 Викторина «Что мы узнали?»
Занятие 29 Викторина «Что мы узнали?»
Занятие 30 Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Занятие 31 Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Занятие 33 Подведение итогов
Содержание программы 2 класса
Занятие 1. Мы построим новый дом.
Занятие 2. Кто такой дизайнер.
Занятие 3. Самый классный – классный уголок.
Занятие 4. Как составить букет.
Занятие 5. Фигурки из цветов.
Занятие 6. Кто такой скульптор.
Занятие 7. Лепка из глины
Занятие 8. Маленькие фея. Как придумать аромат
Занятие 9. Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье.
Занятие 10 Вкусная профессия. Кто готовит нам обед.
Занятие 11. Моя мама - парикмахер
Занятие 12. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам
Занятие 13. Кто украшает книжку.
Занятие 14. Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация
Занятие 15. Кто рисует картины
Занятие 16. Художники - детям
Занятие 17. Когда возникла музыка. Музыканты оркестра
Занятие 18. Кто сочиняет музыку
Занятие 19. Композиторы – детям
Занятие 20. Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра
Занятие 21. Как стать писателем. Проба пера
Занятие 22. Писатели – детям
Занятие 23. Как рождаются стихи. Про поэтов.
Занятие 24. Поэты – детям
Занятие 25. Профессия - режиссёр
Занятие 26. Кукольный театр. Сыграем пьесу.
Занятие 27. Я хочу танцевать. Как стать танцором
Занятие 28. Кто придумывает танцы
Занятие 29. «Танцевальная жемчужина». Экскурсия в Дом творчества
Занятие 30. Кто пишет статьи в газету.
Занятие 31. Репортаж с места событий
Занятие 32. Что делает фотограф.
Занятие 33. Фотография другу
Занятие 34. Итоговое повторение.

Содержание программы 3 класса
Занятие 1. Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Знакомство с профессией
полицейского.
Занятие 2. Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы
пешеходы».
Занятие 3. Кем быть?
Занятие 4. Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!». Тест: «Какая
профессия мне больше подходит?»
Занятие 5. Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»
Занятие 6. Встреча с нашими героями
Занятие 7. Кто такой мастер?
Занятие 8. Из истории слов. Работа со словарём.
Занятие 9. Профессии наших мам.
Занятие 10 Сочинение на тему: «Моя мама – мастер».
Занятие 11. Профессии наших пап.
Занятие 12. Сочинение на тему: «Шахтерский труд!»
Занятие 13. «Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное мероприятие.
Занятие 14. Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?
Занятие 15. Менеджер. Кто может работать по этой профессии?
Занятие 16. Спасатель. Кто может работать по этой профессии?
Занятие 17. «Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших шефов.
Занятие 18. Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.
Занятие 19. Кто может работать по профессии риэлтор?
Занятие 20. Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии?
Занятие 21. Значимость труда шахтера
Занятие 22. Коммерсант. Знакомство с профессией
Занятие 23. Кто может работать по этой профессии?
Занятие 24. Знакомство с профессией бизнесмена.
Занятие 25. Кто может работать по этой профессии?
Занятие 26. «Какая профессия меня привлекает?»
Занятие 27. Поэтическая игротека «В мире профессий».
Занятие 28. Конкурс рисунков: «Все работы хороши»
Занятие 29. «Все работы хороши!»
Занятие 30. Художник. Профессия или призвание?
Занятие 31. Кто может работать по этой профессии? Где может работать художник?
Занятие 32. Экскурсия в художественный музей
Занятие 33. «Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о
труде. Разучивание стихотворений к празднику.
Занятие 34. Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий»,
конкурс
сочинений «Радуга профессий»

Содержание программы 4 класса
Занятие 1. Артист. Профессия или призвание?
Занятие 2. Встреча с выпускницей школы.
Занятие 3. Учитель. Профессия или призвание?
Занятие 4. Кто может работать учителем? Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»
Занятие 5. Встреча с нашими героями
Занятие 6. Человек – техника. Типы профессий.
Занятие 7. Встреча с родителями чьи профессии связаны с техникой.
Занятие 8. Человек – природа. Типы профессий.
Занятие 9. Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой.
Занятие 10 Экскурсия в музей Природы: знакомство с профессией флорист
Занятие 11. Человек – человек. Типы профессий
Занятие 12. Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми.

Занятие 13. Человек – знак. Типы профессий.
Занятие 14. Человек – художественный образ. Типы профессий.
Занятие 15. Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает».
Занятие 16. Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник.
Занятие 17. Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник.
Занятие 18. Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник.
Занятие 19. Человек – знак: черты характера, которыми должен обладать работник.
Занятие 20. Человек – художественный образ: черты характера, которыми должен обладать
работник.
Занятие 21. Урок – презентация: «Мой характер».
Занятие 22. Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.
Занятие 23. Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.
Занятие 24. Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.
Занятие 25. Использование функциональных средств организма
Занятие 26. Урок-презентация: «Мои качества»
Занятие 27. Условия повышенной моральной ответственности
Занятие 28. Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога
Занятие 29. Условия труда бытового типа.
Занятие 30. Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика
Занятие 31. Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия»
Занятие 32. Конкурс сочинений: «Я б в … пошёл, пусть меня научат!»
Занятие 33. Урок-презентация: «Это моя будущая профессия»
Занятие 34. Праздник «Что мы знаем о профессиях?»

Тематический раздел
№

Тема занятия

Кол- во
часов

1
2

Введение в мир профессий (5 часов)
Зачем человек трудится?
Какие профессии ты знаешь?

1
1

3

Мир интересных профессий

1

4

Чем пахнут ремесла?

1

5

Кем я хочу стать?

1
Профессии в школе (2 часа)

6
7

Профессия -учитель
Профессия - библиотекарь

1
1

8

Знакомство с различными профессиями (12
часов)
Профессия -продавец

2

9

Профессия -парикмахер

2

10

Профессия -повар

2

11

Профессия - почтальон

2

12

Профессия - врач

2

13

Профессия -художник

2

Проект «Азбука профессий» (9часов)
1

15

Организационное занятие.
Предъявление заданий группам
Представление мини-проектов на буквы А-Д

16

Представление мини-проектов на буквы Е-К

1

17

Представление мини-проектов на буквы Л-Р

2

18

Представление мини-проектов на буквы С-Я

2

19

Оформление результатов проекта

1

14

2

Профессия моих родителей (3 часа)
20

Кем работают мои родители?

2

21

Встреча с родителями

1
Итоговые занятия (2 часа)

22

Викторина «Что мы узнали?»

1

23

Праздник «Все профессии важны,все профессии нужны!»

1

24

Итоговые занятия (6 часа)

25

Викторина «Что мы узнали?»

Дата

26

Викторина «Что мы узнали?»

27

Викторина «Что мы узнали?»

28

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

29

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

30

Подведение итогов

Календарно-тематическое 2 классе
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Темы
Теор
ия

Мы построим новый дом.
Кто такой дизайнер.
Самый классный – классный уголок.
Как составить букет.
Фигурки из цветов.
Кто такой скульптор.
Лепка из глины.
Маленькие фея. Как придумать аромат.
Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную
фабрику, ателье.
Вкусная профессия. Кто готовит нам обед.
Моя мама – парикмахер.
«Уронили мишку на пол, оторвали мишке
лапу». Новая жизнь старым вещам.
Кто украшает книжку.
Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация.
Кто рисует картины.
Художники – детям.
Когда возникла музыка. Музыканты оркестра.
Кто сочиняет музыку.
Композиторы – детям.
Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная
палочка дирижёра.
Как стать писателем. Проба пера.
Писатели – детям.
Как рождаются стихи. Про поэтов.
Поэты – детям.
Профессия режиссёр.
Кукольный театр. Сыграем пьесу.
Я хочу танцевать. Как стать танцором.
Кто придумывает танцы.
Танцевальная жемчужина. Экскурсия в
Дворец культуры им.Маяковского
Кто пишет статьи в газету.
Репортаж с места событий.
Что делает фотограф.
Фотография другу.
Итоговое занятие.

Количество часов
Прак- Дата
тика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 3 класс
Наименование темы
№
п\п
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Кол-во
часов

Кто охраняет наш покой и следит за порядком на
дорогах? Знакомство с профессией полицейского .
Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум –
игра «Мы – пешеходы».
Кем быть?
Викторина «Все профессии нужны – все профессии
важны!». Тест: «Какая профессия мне больше
подходит?»
Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»
Встреча с нашими героями
Кто такой мастер? Что такое призвание?
Из истории слов. Работа со словарём.
Профессии наших мам.

1ч

Сочинение на тему: «Моя мама – мастер».
Профессии наших пап.
Сочинение на тему: «Шахтерский труд!»
«Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное
мероприятие.
Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?
Менеджер. Кто может работать по этой профессии?
Спасатель. Кто может работать по этой профессии?
«Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями
наших шефов.
Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.
Кто может работать по профессии риэлтор?
Профессия – фермер. Кто может работать по этой
профессии?
Значимость труда шахтера.
Коммерсант. Знакомство с профессией.
Кто может работать по этой профессии?
Знакомство с профессией бизнесмена.
Кто может работать по этой профессии?
«Какая профессия меня привлекает?»
Поэтическая игротека «В мире профессий».
Конкурс рисунков: «Все работы хороши».
«Все работы хороши!»
Художник. Профессия или призвание?
Кто может работать по этой профессии?
Где может работать художник?
Экскурсия в художественный музей.
«Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка
стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание
стихотворений к празднику.
Итоговое мероприятие совместно с библиотекой
«Праздник профессий», конкурс сочинений
«Радуга профессий»

1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Дата

№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Календарно-тематическое планирование 4 класс
Наименование темы

Кол-во
часов

Артист. Профессия или призвание?
Встреча с выпускницей школы.
Учитель. Профессия или призвание?
Кто может работать учителем?
Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»
Встреча с нашими героями

1ч
1ч
1ч
1ч

Человек – техника. Типы профессий.
Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой.
Человек – природа. Типы профессий.
Встреча с людьми, чьи профессии связаны с
природой.
Экскурсия в музей Природы: знакомство с
профессией флорист
Человек – человек. Типы профессий.
Встреча с родителями, чьи профессии связаны с
работой с людьми.
Человек – знак. Типы профессий.
Человек – художественный образ. Типы профессий.
Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает».

1ч
1ч
1ч
1ч

16. Человек – техника: черты характера, которыми
должен обладать работник.
17. Человек – природа: черты характера, которыми должен
обладать работник.
18. Человек – человек: черты характера, которыми должен
обладать работник.
19. Человек – знак: черты характера, которыми должен
обладать работник.
20. Человек – художественный образ: черты характера,
которыми должен обладать работник.
21. Урок – презентация: «Мой характер».
22. Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.
23. Механизированные орудия труда. Качества, которые
необходимы работнику.
24. Автоматизированные орудия труда. Качества,
которые необходимы работнику.
25. Использование функциональных средств организма.
26. Урок-презентация: «Мои качества»
27. Условия повышенной моральной ответственности
28. Необычные условия труда: знакомство с профессией
археолога и палеонтолога
29. Условия труда бытового типа.
30. Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией
сварщика.
31. Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия»
32. Конкурс сочинений: «Я б в … пошёл, пусть меня научат!»
33. Урок-презентация: «Это моя будущая профессия»
34. Праздник «Что мы знаем о профессиях?»

1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Дата

Литература
1.
Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.:
ИПИ РАО, 1998.
2.
Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности
[Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
3.
Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2004.
4.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович.
– М., 1968.
5.
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
6.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
7.
Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
8.
Журкова,А.Я.
Чистякова
С.Н.
Методика
формирования
профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я
Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
9.
Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
10. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб.
пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
11. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 1997.
12. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
13. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]:
учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
14. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”,
ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
15. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт
практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
16. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической
психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
17. Федин, С. Игры в пути [Текст]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.
18. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] /
сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993
19. Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю
мир». – М.: Изд. Дрофа, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».