«Рассмотрено» «Утверждено» На педагогическом совете Приказ № 188.1/01.10 от 31.08.2023 Протокол № 1 Директор МБОУ СОШ №1 от 31.08.2023 г. Г .Выборга /Свешникова И.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» Предназначена для детей начальных классов Срок реализации 4 года Автор-составитель: Васильева И.А.учитель нач. классов Выборг 2023 год Целевой раздел Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года №286) Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, факультативов в МБОУ «СОШ №1». Учебный план внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №1» на 2023-2024 учебный год (протокол педсовета). Календарный учебный график МБОУ «СОШ №1» на 2023-2024 учебный год Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996р; СП 2.4.3648-20; Актуальность программы «Орлята России» продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях. Активное участие в социально значимой деятельности артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Предполагаемые результаты курса. Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях: • понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства); • осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа; • понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; • сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; • ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; • понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; • • • • • • • • • • • • • • применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности); умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний; демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке. Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 1 час в неделю 1 класс – 33 часа, 2-4 классы -34 часа в каждом классе. Содержание курса внеурочной деятельности В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально –коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7ми трекам. 1. Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 2. Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание. Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. В этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе. 3. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. 4. Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. 5. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. 6. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. 7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ , 1 класс № Количество часов Тема Подготовительный этап «Старт программы» 1 «Мы будем друзьями в классе» 1 ч. 2 «Правила настоящих друзей» 1 ч. 3 Вводный орлятский урок 1 ч. «Орлёнок - Эрудит» 4 «Кто такой эрудит?» 1 ч. 5 Игра «Всезнайка» 1 ч. 6 «Встреча с интересным эрудитом - книгой» 1 ч. 7 «Подведём итоги» 1 ч. «Орлёнок - Доброволец» 8 «От слова — к делу» 1 ч. 9 «Спешить на помощь безвозмездно» 1 ч. 10 «Доброволец — это доброе сердце» 1 ч. 11 Подведём итоги. Совместное родительское собрание «Наша забота» 1 ч. «Орлёнок - Мастер» 12 «Мастер — это...» 1 ч. 13 «Мастерская Деда Мороза» 1 ч. 14 «Класс мастеров», «Классная ёлка» 1 ч. 15 «Новогоднее настроение» 1 ч. «Орлёнок - Спортсмен» 16 «Утро мы начнём с зарядки» 1 ч. 17 «Сто затей для всех друзей», «Самые спортивные ребята моей школы» 1 ч. 18 «Весёлые старты» 1 ч. 19 «Азбука здоровья» 1 ч. «Орлёнок — Хранитель исторической памяти» 20 «Орлёнок — Хранитель исторической памяти» 1 ч. 21 «История школы — моя история» 1 ч. 22 «Поход в музей» 1 ч. 23 «Историческое чаепитие» 1 ч. «Орлёнок - Эколог» 24 «ЭКОЛОГиЯ» 1 ч. 25 «Каким должен быть настоящий эколог?», «Орлята экологи» 1 ч. 26 «В гости к природе» 1 ч. 27 «Мы друзья природе» 1 ч. «Орлёнок - Лидер» 28 «Лидер — это...» 1 ч. 29 «Как становятся лидерами?» 1 ч. 30 «Я хочу быть лидером!» 1 ч. 31 «С командой действую!» 1 ч. Подведение итогов 32 «Мы дружный класс» 1 ч. 33 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 1 ч. Итого 33 ч. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ , 2 класс № Количество часов Тема «Старт программы» 1 Вводный орлятский урок 1 ч. «Орлёнок - Лидер» 2 «Лидер — это...», «Я могу быть лидером» 1 ч. 3 «Как стать лидером?» 1 ч. 4 «Мы дружный класс!», «С командой действовать готов!» 1 ч. 5 «КЛАССный выходной», «Встреча с тем, кто умеет вести за собой». Подводим итоги трека. 1 ч. «Орлёнок - Эрудит» 6 «Кто такой эрудит?», «Я — эрудит, а это значит...» 1 ч. 7 «Развиваемся, играя!», «ВоображариУМ» 1 ч. 8 «Могу быть изобретателем», КТД «Что такое? Кто такой?» 1 ч. 9 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий» 1 ч. «Орлёнок - Мастер» 10 «Мастер — это...», «Мастерами славится Россия» 1 ч. 11 «От идеи — к делу!» 1 ч. 12 «Город мастеров», «В гости к мастерам» 1 ч. 13 КТД «Классный театр» 1 ч. 14 «Мастер — это звучит гордо!», «Путь в мастерство» подводим итоги 1 ч. «Орлёнок - Доброволец» 15 «От слова — к делу», «Портрет добровольца» 1 ч. 16 «Спешить на помощь безвозмездно» 1 ч. 17 «С заботой о старших», КТД «Создай хорошее настроение» 1 ч. 18 КТД «Братья наши меньшие» 1 ч. 19 КТД «Коробка храбрости», «Добровольцем будь всегда!» - 1 ч. подведение итогов. «Орлёнок — Спортсмен» 20 «Утро начинается с зарядки — будешь ты всегда в порядке!», «Должен быть режим у дня» 1 ч. 21 «О спорт, ты — мир!», «Сто затей для всех друзей» 1 ч. 22 «Готовимся к спортивным состязаниям», спортивная игра 1 ч. «У рекордов наши имена» 23 «Быстрее! Выше! Сильнее!», «Азбука здоровья» подведение итогов 1 ч. «Орлёнок - Эколог» 24 «ЭКОЛОГиЯ» 1 ч. 25 «Каким должен быть настоящий эколог?», «Что должен знать и уметь эколог?» 1 ч. 26 «Мой след на планете» 1 ч. 27 «Экология на практике», встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом 1 ч. 28 «Восхищаемся красивым миром», подведение итогов трека «Шагая в будущее, помни о планете» 1 ч. «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» 29 «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» 1 ч. 30 «Хранитель семейных традиций», «Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны» 1 ч. 31 Кодекс «Орлёнка — Хранителя», «Знать, чтобы хранить» 1 ч. 32 «Историческое чаепитие», «Расскажи мне о России» 1 ч. 33 «Я — хранитель, мы — хранители», подведение итогов трека 1 ч. Подведение итогов 34 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 1 ч. Итого 34 ч. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ , 3 - 4-е классы № Количество часов Тема «Старт программы» 1 Вводный орлятский урок 1 ч. «Орлёнок - Лидер» 2 «Лидер — это...», «Я могу быть лидером» 1 ч. 3 «В команде рождается лидер» 1 ч. 4 «От идеи — к делу», КТД «Вместе мы сможем всё!» 1 ч. 5 «КЛАССный выходной», «Встреча с тем, кто умеет вести 1 ч. за собой». Подводим итоги трека - «Мы дружный класс!». «Орлёнок - Эрудит» 6 «Кто такой эрудит?», «Я — эрудит, а это значит...» 1 ч. 7 «Игра — это полезно и интересно», «Эрудит — это широкий кругозор» 1 ч. 8 «Твори! Выдумывай! Пробуй!», КТД «Играй, учись и узнавай» 1 ч. 9 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий» 1 ч. «Орлёнок - Мастер» 10 «Мастер — это...», «Россия мастеровая» 1 ч. 11 «От идеи — к делу!» 1 ч. 12 «Город мастеров», «В гости к мастерам» 1 ч. 13 КТД «Мастер своего дела» 1 ч. 14 «Мастер — это звучит гордо!», «Путь в мастерство» подводим итоги 1 ч. «Орлёнок - Доброволец» 15 «От слова — к делу», «Портрет добровольца» 1 ч. 16 «Спешить на помощь безвозмездно» 1 ч. 17 «С заботой о старших», КТД «Создай хорошее настроение» 1 ч. 18 Подготовка КТД «От идеи — к делу», «Доброволец — это 1 ч. доброе сердце» 19 КТД «Подари улыбку миру!», «Добровольцем будь всегда!» - подведение итогов трека. 1 ч. «Орлёнок — Спортсмен» 20 «Движение — жизнь!», «Основы ЗОЖ» 1 ч. 21 «Сто затей для всех друзей», КТД «Спортивное» 1 ч. 22 «Мы гордимся нашими спортсменами», спортивная игра «Книга рекордов» 1 ч. 23 «Встреча - подарок», «Азбука здоровья» - подведение итогов 1 ч. «Орлёнок - Эколог» 24 «ЭКОЛОГиЯ» 1 ч. 25 «Страна экологии», КТД «Знаю, умею, действую» 1 ч. 26 Экологический квест «Ключи природы» 1 ч. 27 «Мой след на планете», встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом 1 ч. 28 Игра по станциям «Путешествие в природу», подведение итогов трека «Шагая в будущее, помни о планете» 1 ч. «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» 29 «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» 1 ч. 30 «Традиции моей страны» 1 ч. 31 Кодекс «Орлёнка — Хранителя», «Знать, чтобы хранить» 1 ч. 32 «Расскажи мне о России», КТД «Мы — хранители памяти» 1 ч. 33 КТД «История становится ближе», «Мы — хранители» подведение итогов трека 1 ч. Подведение итогов 34 Итого Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 1 ч. 34 ч. Библиографический список 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.) 2. Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр (изд. 2-е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» : учебно-методический центр, 2020. – 80 с. – Текст: непосредственный. 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с. 4. Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с. 5. Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2016. № 5. С. 45- 47, 55. 6. Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6. 7. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с. 8. Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе воспитательной работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова // Начальная школа. 2015. № 11. С. 49-53. 9. Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и методика / Б. В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 2009. – 159 с. : табл.; 20 см. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. № 8, 2009 г.); ISBN 978-588753114-4. – Текст: непосредственный. 10. Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4 классов общеобразовательных учреждений: воспитание гражданина: уроки социальности : практическое пособие : / М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2014. – 72 с. 11. Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности школьников: учебно-методическое пособие. – СПб, Издательство «КультИнформПресс», 2021. – с. 77 12. Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе воспитания: монография / И.В. Вагнер, М.П. Гурьянова, Е.М. Клемяшова, Н.Н. Казначеева, И.В. Метлик [и др.] / Москва, Издательство: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». – 2019. – 268 с.; ISBN 978-5-91955-173-7. – Текст: электронный. 13. Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И. Рожкова. Москва: ИД «Научная библиотека», 2016. 158 с.342 14. Фришман И.И. Концепция воспитания – традиции и современность / И. И. Фришман // Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17