«Рассмотрено» «Утверждено» Приказ № 188.1/01.10 от 31.08.2023 На педагогическом совете Протокол № 1 Директор МБОУ СОШ №1 От 31.08.2023 г. г.Выборга /Свешникова И.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1-ШКОЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» ГОРОДА ВЫБОРГА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Жемчужины земли Ленинградской» Предназначена для детей 1-4 классов Срок реализации 4 года Автор-составитель: Учитель начальных классов Бурмистрова А.А.. Выборг 2023 год Целевой раздел Программа курса внеурочной деятельности «Жемчужины земли Ленинградской» (далее Программа) разработана для обучающихся 1 классов. Актуальность программы обусловлена значимостью вопросов гражданскопатриотического воспитания учащихся начальной школы и необходимостью разработки методического обеспечения организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы на краеведческом материале региона с учетом его специфики и особенностей возраста обучающихся. Цель Программы - формирование у младших школьников Ленинградской области региональной идентичности, воспитания уважительного отношения и любви к своей малой Родине, интереса к ее истории, культуре, природе и современной жизни. Программа разработана в соответствии с: –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; – Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100); –Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одоб- ренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); –Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; – Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". - Распоряжением Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 16 ноября 2015 г. N 2871-р «Об утверждении Концепции воспитания в Ленинградской области». Основными задачами реализации содержания данного курса внеурочной деятельности являются: – сохранение преемственности исторического опыта поколений; –воспитание патриотизма, обеспечение социализации и интеграции младших школьниковв социокультурную среду региона; –формирование всесторонней образованной, инициативной личности, знающей географические особенности расположения, природы и хозяйства родного края; –личностное развитие обучающихся: формирование мотивации к познанию и обучению, готовности к саморазвитию; –формирование у обучающихся знаний о быте, хозяйственной деятельности, традиционных промыслах, фольклоре коренных народов Ленинградской области, воспитание уважения к их национальной культуре; – формирование у обучающихся культуры межнационального общения через изучение художественного наследия народов Ленинградской области в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Специфика учебного курса состоит в том, что он носит пропедевтический, интегративный и междисциплинарный характер. В процессе изучения курса младшие школьники Ленинградской области познакомятся с природными и социокультурными особенностями региона, что послужит основой для дальнейшего изучения географии, биологии, истории в основной и средней школе. Предлагаемый авторами учебный курс, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, культурологические, исторические знания, а также знания в области технологии, декоративно-прикладного искусства, ремесел и безопасности жизнедеятельности. Все это позволяет познакомить школьников с интересным материалом естественных и социально-гуманитарных 2 наук, необходимым для целостного и системного видения родного края в его важнейших проявлениях и взаимосвязях. Темы курса тесно связаны с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Краеведческий материал позволяет активизировать познавательный интерес младших школьников, стимулирует стремление к самостоятельности мышления и деятельности, развивает креативные способности. Занимательный материал книги для чтения «Путешествие по земле Ленинградской:из прошлого в будущее» и рабочей тетради для творчества способствует быстрому и качествен- ному усвоению учебного материала. Общая характеристика курса Курс внеурочной деятельности «Жемчужины земли Ленинградской» предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку. Данный курс в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания младших школьников. Знакомство учащихся с доступными их возрасту историческими и географическими фактами способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. В процессе внеурочной деятельности у младших школьников формируется этнокультурнаяи нравственная компетентности, помогающие ему осознать себя гражданином своего села, города, региона, страны. У детей постепенно формируется потребность в постоянном чтении книг о родном крае, они быстрее овладевают техникой чтения и приемами работы с научно- познавательными текстами, умением их самостоятельно выбирать и оценивать. Внимание учащихся обращается и на природу Ленинградской области, на бережное отношение человека к окружающему миру и на формирование экологического сознания. Младшие школьники учатся чувствовать красоту родной Ленинградской земли, ценить и любить свою малую родину. В процессе освоения курса у школьников повышается уровень коммуникативной культу- ры: формируется умение высказывать собственное мнение, строить свою речь в соответствии с задачами коммуникации, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться дополнительной литературой, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, сети Интернет. Объем и структура курса Предлагаемая программа является примерной. Разработана для всех четырех лет обучения в начальной школе. На ее основе учитель может составить рабочую программу с учетом организационных условий, возможностей и особенностей конкретного класса. Общий объем времени на один учебный год 33 часа(1 час в неделю). Ценностные ориентиры содержания программы Ценностные ориентиры содержания курса «Жемчужины земли Ленинградской» основываются на «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения мировое сообщество». Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся являются базовые национальные ценности: патрио3 тизм и социальная солидарность, гражданственность и семья, труд и творчество, наука и искусство, природа и человечество. Каждая из них формулируется как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимися и превращается в воспитательную задачу. В процессе воспитания происходит «духовно-нравственное развитие личности: последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом»[2; c.9] . Ценностные ориентиры содержания предлагаемого курса, отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: 1) формирование основ гражданской идентичности личности на основе: –чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю родного края, осознания ответственности за его благосостояние; –восприятия современности как единого и целостного мира при разнообразии культур, национальностей, проживающих на территории Ленинградской области, их религий; уважения истории и культуры каждого народа; 2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: –доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству идружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; –уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнера, признавать право каждо- го на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 3) развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: –принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества, стремления следовать им; –ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; –формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с многонациональной культурой родного края; 4) развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: –развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, связанных с историей, географией, природой, культурой народов, населяющих Ленинградскую область; –формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); 5) развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: –формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; –развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; –формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма; –формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. 4 Планируемые результаты освоения курса В результате освоения курса «Жемчужины земли Ленинградской» у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты, включая регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основу умения учиться. Личностные результаты: 1) становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; 2) формирование чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Ленинградской области, осознание ответственности за благополучие родного края; 3) становление ценностного отношения к культурному наследию своего народа и других народов, населяющих Ленинградскую область; 4) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; 5) понимание чувств других людей и сопереживание им; 6) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Ленинградской области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 7) формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Ленинградской области, знакомства с многонациональной культурой родного края. 9) стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 10) соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); 11) осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 12) бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. 13) осознание ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоя-тельность в познании. Метапредметные результаты Согласно п.42. ФГОС НОО 2021 года метапредметные результаты освоения программы должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; 5 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 6 Предметные результаты: В результате изучения курса «Жемчужины земли Ленинградской », связанного с содержанием интегрированного курса «Окружающий мир», на ступени начального общего образования обучающиеся: – получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую родину –Ленинградскую область; –обретут чувство гордости за свою малую родину - Ленинградскую область, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистически и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; –приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры Ленинградской области; –получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людь- ми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, ис- тории, культуре других народов, проживающих на территории Ленинградской области; – изучат растительный и животный мир Ленинградской области; -познакомятся с традициями и устоямикоренных народов региона. В результате освоения курса у выпускников начальной школы будут сформированы осно- вы региональной идентичности, экологической и культурологической грамотности. При этом обучающиеся получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы илюдей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватногоприродоикультуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Обучающиеся научатся: – называть субъект РФ –Ленинградскую область, находить на карте административный центр Ленинградской области - г. Гатчину и крупные города региона; – различать государственные символы Ленинградской области –флаг, герб; – приводить примеры учреждений культуры и образования Ленинградской области, своего города (села); – находить и показывать на карте области моря, реки и озера; – узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области; – определять смену времен года в родном крае на основе наблюдений; – называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоемам родного края; – называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края; – называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений животным родного края; – описывать природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений); – описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края(на примере окружающей местности);-описывать достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним; – воспринимать родной край как частицу России; – давать описание (характеристику) родного села, города (населенного пункта), региона:название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.; – особенности труда людей родного края, их профессии; – различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края; 7 –понимать место Ленинградской области в истории России; – принимать посильное участие в охране памятниковприроды,истории и культуры своего края; Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор. В процессе освоения материала у школьников формируются базовые умения: работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, работать в паре и группе, использовать исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном мире, полиэтническом и многоконфессиональном обществе. Формы контроля планируемых результатов: Личностные результаты не подлежат персонифицированному контролю. Могут быть выявлены в групповой форме: - отчет, защита проекта, выставки творчества, смотры, концерты, спектакли, игрысоревнования, турниры, игры-квесты, результаты исследований, фестиваль, учебноисследовательская конференция и другиев результате наблюдения. Метапредметные результаты оцениваются в ходе внутришкольного контроля формирования УУД, а также по результатам проектной деятельности в конце учебного года. Предметные результаты оцениваются учителем по успешности выполнения обучающимися заданий в рабочей тетради (поиск по карте, решение кроссвордов и т.п.). Виды деятельности обучающихся: коммуникативная, игровая, учебная, творческая, проектная, поисковая. Формы организации деятельности: эвристическая беседа, дидактические и подвижные игры, драматизация, восприятие художественных произведений, виртуальные путешествия, выполнение творческих и обучающих заданий. Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1 «Государственные символы Ленинградской области»( 3 ч) Герб и флаг Ленинградской области, отличительные особенности, цветовое оформление, значение в жизни региона. Смысл и назначение герба и флага как символов традиций и отличий. Старинные дворянские гербы, значение их элементов. Семейные традиции, профессии взрослых членов семьи, их отражение в семейном гербе. Гимн Ленинградской области. Раздел 2 «Раньше на наших землях жили так» (10 ч) Элементы старинного крестьянского уклада. Прядение и ткачество. Актуализация ранее полученных знаний. Крестьянские ремёсла. Условия жизни и воспитание детей в крестьянской семье. Старинные детские игрушки. Праздничный русский костюм, его детали. Традиционные праздники. Рождество, Масленица, Пасха, Красная горка. Народные праздничные традиции и забавы. Традиционные блюда русской кухни. Раздел 3 «Карта Ленинградской области» ( 11 ч) Карта Ленинградской области. Водоемы Ладожское озеро, Онежское озеро, Финский залив, реки Ижора, Тосна, Волхов. 8 Города Луга, Кингисепп, Тихвин, Волхов, Лодейное поле, Усть-Луга, Ораниенбаум, город или посёлок, где расположена школа, близлежащий водоем. Достопримечательности г. Гатчины: Гатчинский и Приоратский дворцы. Гатчина – главный город Ленинградской области Старая Ладога – древнее поселение. Ладожское озеро - исток реки Невы. Река Волхов. Крепость Орешек. "Дорога жизни". Знакомство с достопримечательностями г. Выборга. Выборгский замок. Круглая башня. Рыцарский девиз. Рыцарский доспех. Что такое макет. Раздел 4 «Экономика Ленинградской области» ( 4 часа) Знакомство с портом, как местом труда людей. Профессии, связанные с мореплаванием. Порты Ленинградской области. Типы кораблей. Представление об электростанции. Роль электричества в современном мире. Город Сосновый бор, город Волхов. Факты из истории первой электростанции нашей страны. Раздел 5 «Достопримечательности природы и культуры нашего края» ( 5 ч) Представление об особенностях и достопримечательностях района, в котором находится школа: уникальные природные, культурные, исторические объекты, главные предприятия, виды деятельности людей. Правила поведения на туристическом маршруте: охрана природы и памятников культуры. Тематический раздел № 1 23 Тема КолСодержание Форма проведеРазделы книги во занятия ния и рабочей тетради чаи виды деясов тельности Раздел 1 «Государственные символы Ленинградской области» ( 3 часа) «Знаем и гор1 Герб и флаг региона, от- Рассматривание и Книга: димся: государличительные особеннообсуждение с.7-11, 18-20 ственные симсти, цветовое оформлевнешнего вида волы Ленинние, значение в жизни им символичеградской обларегиона ского значения сти» Гимн герба и флага Ленинградской области, Прослушивание гимна Ленинградской области, анализ словесного и музыкального содержания, обсуждение значение гимна в жизни людей Проект «Герб 1 Смысл и назначение герПроект «Герб Книга: моей семьи» ба и флага как символов моей семьи» Стр.12-17 традиций и отличий. Старинные дворянские гербы, значение их элементов. Семейные традиции, профессии взрослых членов семьи, их отражение в семейном гербе 9 Дата пла н Дата Фак т Раздел 2 «Раньше на наших землях жили так» ( 10 ч) 10 45 67 89 2 Актуализация ранее полученных знаний. Элементы старинного крестьянского уклада. Прядение и ткачество. Мастер-класс "Украшаем дом" Изготовление половичка Книга стр.29-32, 72-73 Рабочая тетрадь 2 Актуализация ранее полученных знаний. Крестьянские ремёсла. Мастер-класс «Бусы из шерсти» 2 Условия жизни и воспитание детей в крестьянской семье. Старинные детские игрушки. Мастер-класс "Игрушки из прошлого". Изготовление пальчиковых кукол, погремушкишаркунка, других старинных игрушек по выбору учителя. Мастер-класс "Русский костюм" Изготовление праздничного пояса. Книга стр. 64-73 Рабочая тетрадь, изделие «Бусы из шерсти» Книга, стр. 55-59 Путешествие в дом наших предков: прялка и ткацкий станок Мастера и мастерицы «Игрушечная мастерская» 10 11 Праздничный русский костюм 2 Содержание: Праздничный русский костюм, его детали. : 12 Праздники на Руси 1 Рождество, Масленица, Пасха, Красная горка. Народные праздничные традиции и забавы 13 Угощаем гостей! 1 14 Путешествие по карте Ленинградской области 1 15 - Путешествие: в царский дворец 2 Книга: стр. 36-41, 7577 Игровое занятие: Книга: народные игры и стр.75-78 забавы по выбору учеников и учителя. Традиционные блюда Мастер-класс Книга: русской кухни "Русский пряник" стр.79-80 Раздел 3 «Карта Ленинградской области» (11 ч) Карта Ленинградской Ознакомительная Рабочая тетрадь: области. Водоемы Лабеседа. Игра "Кто схематическая дожское озеро, Онежское быстрее?" Поисупрощенная карта озеро, Финский залив, ковая работа: Лен. области. пополнение карДля учителя: книга, реки Ижора, Тосна, Волхов. ты дополнительраздел "Культура Города Луга, Кингисепп, ными значками: Ленинградской облаТихвин, Волхов, Лодейкораблик (там, сти". где есть порты); ное поле, Усть-Луга, прямоугольник Ораниенбаум, город или посёлок, где расположена там, где сохранились древние школа, близлежащий вокрепости; Восдоем. клицательный знак - там, где заповедники (заказники) и т.п. Звездочка - там, где расположен поселок или город, в котором находится школа. Достопримечательности Ознакомительная Книга – с. 150 г. Гатчины: Гатчинский и беседа. Поиск на Рабочая тетрадь: 11 Приоратский дворцы Гатчина – главный город Ленинградской области 16 17 19 20 21 22 24 Путешествие в древнюю столицу Старая Ладога 2 Старая Ладога – древнее поселение Путешествие на берега пресноводного моря 2 Ладожское озеро - исток реки Невы. Река Волхов. Крепость Орешек. "Дорога жизни". Путешествие в древний замок 3 Знакомство с достопримечательностями г. Выборга. Выборгский замок. Круглая башня. Рыцарский девиз. Рыцарский доспех. Что такое макет. карте г.Гатчина, размещение значка "Императорский дворец". Просмотр видеофрагмента "Гатчинский дворец", турнирвикторина после просмотра. Разгадывание кроссворда "Приоратский дворец" Ознакомительная беседа. Поиск на карте посёлка "Старая Ладога", нанесение значка "Крепость". Экскурсия (виртуальная или реальная). Творческое занятие по впечатлениям экскурсии (альбом "Древняя крепость", стенгазета, иная форма визуализации впечатлений) Ознакомительная беседа. Поиск на карте Ладожского озера, р.Волхов. Нанесение пометки "крепость Орешек". Аппликация "Разорванное кольцо". Ознакомительная беседа. Поиск на карте г. Выборга. Нанесение пометки "древний замок", пометки "порт". Виртуальная экскурсия. Выполнение аппликации "Рыцарский доспех". Сочинение собственного рыцарского девиза. Коллективное изготовление макета Выборгского замка карта Ленинградской области, кроссворд "Приоратскийдворец" Для учителя: книга, раздел "Культура Ленинградской области". Рабочая тетрадь: карта Для учителя: книга, раздел "Культура Ленинградской области". Рабочая тетрадь: карта, трафареты для аппликации Книга – с. 166 Рабочая тетрадь: карта, детали аппликации "Рыцарский доспех". Для учителя: книга, раздел "Культура Ленинградской области". Рабочая тетрадь, изделие «Замок» Раздел 4 «Экономика Ленинградской области» (4 ч) 12 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Путешествие в порт Ознакомительная Книга: стр. 210-211 беседа. Поиск на Рабочая тетрадь: карте портов Лекарта, кроссворд нинградской об"Порт", ласти. Просмотр изделие музыкального «Кораблик» мультфильма "В порту". Разгадывание кроссворда "Порт". Игра "Кто я?" Изготовление кораблика 2 Откуда пришло Книга, стр. 207 Представление об элекОзнакомительная электричество? Рабочая тетрадь тростанции. Роль элекбеседа. Поиск на кроссворд "Электритричества в современном карте городов чество в твоём доме" мире. Город Сосновый Сосновый бор и бор, город Волхов. ФакВолхов, нанесеты из истории первой ние отметки электростанции нашей "электростанстраны. ция". Виртуальная экскурсия на электростанцию. Игра "Кто больше?" Игра "Кто Я?" Кроссворд "Электричество в твоём доме" Раздел 5 «Достопримечательности природы и культуры нашего края» ( 5 ч) Мой район 2 Представление об осоКоллективный Книга: раздел, расбенностях и достопримепроект "Экскурсказывающий о райчательностях района, в сия по нашему оне, в котором нахокотором находится шкорайону" дится образовательла: уникальные природИзучение карты, ное учреждение. ные, культурные, истовыбор объектов рические объекты, главэкскурсии. Соные предприятия, виды ставление маршдеятельности людей. рута. Отбор фотографий, подготовка текста экскурсоводов. Представление экскурсии слушателям Береги свой 2 Правила поведения на Ознакомительная край! туристическом маршрубеседа. Просмотр те: охрана природы и видеофрагмента памятников культуры о зубрах. Создание эскизов плакатов, запрещающих и разрешающих знаков. При согласии родителей возможна любая доступная ученикам практическая работа. "Моя малая ро1 Индивидуальные дина" Личное творчество, ретворческие про2 Знакомство с портом, как местом труда людей. Профессии, связанные с мореплаванием. Порты Ленинградской области. Типы кораблей. 13 флексия, актуализация полученной информации екты обучающихся на тему "Моя малая родина". Представление проектов. Список литературы 1. Афанасенко П. Певец Старой Ладоги: Посвящается Анатолию Николаевичу Кирпичникову /Павел Афанасенко. — Санкт-Петербург: Ладога, 2019. — 100 с.: фото. 2. В краю озёр: литературно-художественный альманах Приозерского района. Выпуск 9 /сост. Г. В. Хабибуллина, В. Н. Панфилов; Творческий центр Приозерского района "Наше насле- дие". — Приозерск; Санкт-Петербург: Реноме, 2019. — 272с: ил. 3. «Золотое кольцо» Ленобласти: Путеводитель от Лигово до города Гатчины по Балтийской железной дороге / авт.-сост. Сергей Сковпнев. — Санкт-Петербург, 2016. — 48 с.: ил. — 50,00. 4. Имена на карте Ленинградской области 2020г. : краевед. календарь / Отд. краеведения ЛОУНБ ; сост. М. В. Афанасьева, И. А. Воронова, Н. П. Махова, Л. Н. Михеев ; под ред. В. А. Топуновой ; отв. за вып. Л. К. Блюдова. –Санкт-Петербург : [б. и.], 2019. –340с. 5. Карельский перешеек - земля неизведанная. Ч. 12. Северо-восточный сектор: Пюхяярви (Отрадное, Плодовое) / сост. Д.И. Орехов. — Санкт-Петербург: Гйоль, 2016. — 316 с.: ил. 6. Красная книга Ленинградской области. Животные. — СПб.: Папирус, 2018. — 560 с.: ил. 7. Культурное наследие Российского государства. Выпуск VII. Ленинградское областное отделение Всероссийской общественной организации Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры / ответ. ред. А. Н. Кирпичников. — СПб.: ИИМК РАН, 2018. — 616 с. 8. Краснолуцкий А.Ю. Приозерск / Александр Юрьевич Краснолуцкий. — Санкт-Петербург : Издательство Крига, 2017. — 768 с.: ил. 9. Состояние окружающей среды в Ленинградской области. — СПб., 2018. — 286 с. 10. Якубенков П. Хранят селенья имена героев: Иллюстрированный справочник имен защитников Отечества в топонимии Ленинградской области / Петр Якубенков. — 3-е изд., перераб. и расш. — Санкт-Петербург: Астерион, 2019. — 350 с.: ил. — (Военно-патриотическое воспитание) Дополнительная литература 1. Геральдика Ленинградской области: [альбом] /Константин Сергеевич Башкиров [и др.]. — Санкт-Петербург: Историческая иллюстрация, 2017. — 504 с.: ил. 2. Атлас автомобильных дорог Ленинградской области и прилегающих территорий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2015. - 818 c. 3. .В тылу врага. Борьба партизан и подпольщиков на оккупированной территории Ленинградской области. 1944 год. - Л.: Лениздат, 2015. - 336 c 4. Всеволожский район гордость Ленинградской области / VsevolohskiyDistrictPrideoftheLeningradRegion. - М.: Алаборг, Балтийская звезда, 2014. - 176 c. 5. Выборгский район Ленинградской области. - М.: Остров, 2015. - 320c. 6. Выборгский район Ленинградской области. Краеведческий сборник: моногр. – М.: Остров, 2012. - 320 c. 7. Даринский, А. В. География Ленинградской области / А.В. Даринский, А.И. Фролов. – М.: Глагол, 2014. - 128 c 8. Даринский, А. В. Ленинградская область / А.В. Даринский. – Л.: Лениздат, 2013. - 280 c. 9. Достопримечательности Ленинградской области. – Л.: Лениздат, 2012. - 476 c. 10. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б.Евладова // Воспитание школьников. – 2012. - №3. – С. 15-26 11. Зосимовский, A.B.Краеведение и туризм во внеклассной работе / A.B. Зосимовский. – М.: Академия, 2002. – 109 с. 14 12. Звери Ленинградской области (Фауна, экология и практическое значение) /Г.А. Новиков и др. – М.: Издательство Ленинградского университета, 2012. - 360 c. 13. Зимина Т. А. Традиционная культура русского населения Ленинградской области / Татьяна Александровна Зимина, Людмила Валентиновна Королькова. — Санкт-Петербург, 2015. — 352 c.: ил. 17. Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения / П.В. Иванов. – М.: Просвещение, 2006. – 117 с. 18.Кисловский, С. В. Знаете ли вы? Словарь географических названий Ленинградской области / С.В. Кисловский. - Л.: Лениздат, 2015. - 184 c. 19. Костылева Н.В. К ним в детство ворвалась война. Детям Ленинградской области об их сверстниках в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Наталья Викторовна Костылева. — Санкт-Петербург : Первый класс, 2015. — 80 с.: ил. — (Бабочка над заливом). 20. Лебедев, Г. С. Археологические памятники Ленинградской области / Г.С. Лебедев. - Л.: Лениздат, 2012. - 232 c. 21. Ленинград и Ленинградская область в цифрах. - Л.: Лениздат, 2015. - 264 c. 22. Ленинград и Ленинградская область. - Л.: Лениздат, 2014. - 128 c. 23. Ленинградская область. Знаете ли вы?, С-Петербург «Паритет», 2007 г., составитель В.А.Ушаков 24. Маханева, М.Д.Приобщение младших школьников к краеведению и истории России / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2015. – 75 с. 25. Мясцова, В. И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого разви- тия школьников / В.И. Мясцова. – М.: Просвещение, 2014. – 29 с. 26. Сорокина, И. А. Атлас дикорастущих растений Ленинградской области / И.А. Сорокина, В.А. Бубырева. - М.: КМК, 2015. - 664 c. 27. Степанов, П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов //Отечественная и зарубежная педагогика– 2018.– № 4. – Т.1. – С. 67-76. Сяков, Ю.Тайны старой Ладоги: Факты, гипотезы, размышления. /Ю.Сяков. – Кириши, 2000. 28.Салионенко,Г. Сказание о волховской земле: учебное пособие по краеведению. /Г.Салионенко, Ю. Сяков. – Волхов, 2003. 29. Шустова, И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности школьников /И.Ю. Шустова //Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно(-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018– С. 228-236. Интернет-источники Большая Российская энциклопедия: [сайт], URL: https://bigenc.ru/geography/text/5718992 (дата обращения: 19.08.2022) Территориальное деление Ленинградской области:[сайт], URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/84664 (дата обращения: 22.08.2022) 15