Принята на педсовете Протокол №1 от 31.08.2021 г Утверждено Приказом №216.0/01.10 от 31.08.2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 – школа отечественной культуры г. Выборга» (МБОУ СОШ №1) Структура и содержание программы Пояснительная записка Раздел 1. Особенности организуемого в МБОУ СОШ №1 воспитательного процесса. 1.1. Историческая справка 1.2. Воспитательный потенциал окружающей среды 1.3. Воспитательный потенциал МБОУ СОШ №1 1.4. Принципы процесса воспитания Раздел 2. Цель и задачи программы воспитания МБОУ СОШ №1 Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности 3.1. Модуль «Школьный урок» 3.2. Модуль «Классное руководство» 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» 3.4. Модуль «Работа с родителями (законными представителями)» 3.5. Модуль «Самоуправление» 3.6. Модуль «Профориентация» 3.7. Модуль «Детские общественные объединения» 3.8. Модуль «Ключевые общешкольные дела» 3.9. Модуль «Школьные медиа» 3.10.Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» 3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Список литературы. Пояснительная записка Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее по тексту Программа воспитания) направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных отношений с окружающими их людьми. Программа показывает, каким образом педагогические работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, воспитатель ГПД, куратор, наставник, тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Программа воспитания МБОУ СОШ №1 разработана на период с 2021-2025 гг. и составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), Конституцией Российской Федерации, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования, Концепция воспитания в Ленинградской области от 16.11.2015г. № 2871-р. Программа разработана на основании решения коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020г . Выполнена с учетом примерной программы воспитания и методических рекомендаций, разработанных Институтом стратегии развития образования. В центре Программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира, активное участие в социально-значимой деятельности. Программа воспитания призвана обеспечить деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Создание Программы воспитания - закономерный итог многолетней целенаправленной деятельности, духовно-нравственной и патриотической работы педагогического коллектива с целью воспитания у гимназистов высоких духовно- нравственных качеств. Комплексная программа, основанная на выявлении социального заказа школы со стороны общества и микросоциума, опирается на результаты анализа состояния образовательного и воспитательного пространства и прогноз его развития. Настоящая Программа воспитания содержит теоретическое положения и план работы основанные на практических наработках школы по формированию целостной воспитательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития школьника, определяемого как уклад гимназической жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную представителей), при этом деятельность обучающегося обеспечивая и его родителей (законных духовно-нравственное развитие обучающихся на основе приобщения их к базовым российским ценностям. 1. Особенности организуемого в МБОУ СОШ №1 воспитательного процесса Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание души, воли, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей всегда было государственной политикой. 1.1. Историческая справка 02.10.1945 г. открылась общеобразовательная восьмилетняя школа №1 13.08.1992 Постановлением главы администрации МО «Выборгский район Ленинградской области» школа реорганизована в среднюю общеобразовательную школу. 22.11.2004 Постановлением главы администрации МО «Выборгский район Ленинградской области» школа зарегистрирована как Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1- школа отечественной культуры. С первых же лет своего существования всегда находилась в творческом поиске наиболее результативных форм обучения и воспитания подрастающего поколения. Школа пользовалась большой популярностью в городе, так как в ней были созданы все условия для учебной и внеклассной работы и преподавали квалифицированные педагоги. С 1976 года по 2005 год школой руководила Тамара Никитична Тихонова. Именно при ней был реализован единственный в Ленинградской области проект «Школа отечественной культуры». В школе появились специалисты, обучающие детей традиционным ремеслам, были созданы фольклорно-этнографическая студия, студия живописи, музей и хор педагогов. С 1992 года в школе началось усиленное преподавание истории, словесности, культуры. 1.2. Воспитательный потенциал окружающей среды МБОУ СОШ №1 расположена в историческом и культурном центре Выборга. Надежными партнёрами школы в организации учебно-воспитательного процесса являются: 2. Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг», 3. МАУК «Библиотека Алвара Аалто», 4. ГБУК ЛО Филиал ЛО ГУК «Музейное агентство» ГМ «Выборгский замок», 5. МАОУД ОД «Психолого-педагогический центр содействия развитию личности», 6. МУК «Межпоселенческая библиотека" Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области», 7. ГИАПМЗ «Парк Монрепо», 8. МБОУ ДОД “Дворец детского (юношеского) творчества”, 9. Государственный театр «Святая крепость», 10. Выборгская Епархия Русской Православной Церкви (Московского патриархата), 11. МАУК “Методический центр народного творчества и досуга”, 12. Ленинградский областной институт развития образования, 13. Муниципальная газета “Выборг”, 14. Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Интеллект». Учреждения дополнительного образования: – МБОУ ДО «Дворец творчества» г. Выборга, – МУДО «Станция юных натуралистов», – МБУ Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит», – МАУК «Этно-Культурный Комплекс «Вереск», – МАУ "ДОМ МОЛОДЁЖИ" МО "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН". МБОУ СОШ №1 работает в тесном контакте с КДН, ПДН, ГИБДД МО “Выборгский район”, Выборгским Советом ветеранов. МО «Выборгский район» ЛО включает в себя мощный воспитательный потенциал. История, культура, географическое положение и историко-культурные традиции, развитая транспортная инфраструктура (Выборгский морской торговый порт, Октябрьская железная дорога, автомобильная трасса «Скандинавия»), большое количество промышленных предприятий (ОАО «Выборгский судостроительный завод», завод «Пирс», завод «ТехноникольВыборг», кондитерская фабрика «Вереск») работы с составляет основу для профориентационной подростками. Являясь школой, изучающей историю и культуру своей малой родины, давая возможность широкого, осознанного выбора профиля обучения, добиваясь высокого уровня знаний, создавая комфортные условия для обучения и дополнительного образования, МБОУ СОШ №1 имеет статус школы с устойчивыми качественными показателями реализации программ разных уровней образования, в том числе дополнительного, программы воспитания и социализации. 1.3. Воспитательный потенциал МБОУ СОШ №1 В настоящее время в МБОУ СОШ №1 работает 44 педагогов, из них имеют: «Почетный работник образования РФ» (1 человек: Свешникова Ирина Валентиновна); Заслуженный учитель РФ ( 2 человека: Алеева Т.Я., Злотникова Л.А.) Высшая квалификационная категория (14 человек); Первая квалификационная категория (15 человек); Молодые специалисты (3 человека). Педагоги школы систематически проходят курсы повышения квалификации. За 30 лет существования МБОУ СОШ 1 выпускник награжден золотыми и серебряными медалями, 3_ – медалью «За особые успехи в учении». 100 % выпускников получают аттестат о среднем образовании и успешно поступают в высшие учебные заведения таких городов, как Санкт-Петербург, Москва, а также становятся студентами зарубежных ВУЗов и колледжей в Финляндии, Италии, Чехии, Швейцарии, Китае. Среди наших выпускников врачи, руководящие работники, депутаты, спортсмены, юристы, предприниматели, учителя, которые продолжают школьные традиции в рамках своей деятельности. Одна из выдающихся выпускниц школы Кузина Екатерина Владимировна – ныне возглавляет олимпийский комитет в Германии. МБОУ СОШ №1 сегодня – это успешные, верящие в свои силы, стремящиеся к знаниям ученики. За последние 5 лет 2 выпускника получили 100 баллов по русскому языку в формате ЕГЭ. В последние годы школьный шор хор во главе с музыкальным руководителем Насировой Г.Н. является постоянным участником и победителем в разных номинациях конкурсов музыкального мастерства, например «Музыка Отечества» и «Созвучие». МБОУ СОШ №1 реализует программу музейного образования через работу туристического клуба «Одиссей» и школьного музея. В программу клуба входит посещение музеев, театров, выставок города Выборга, Санкт-Петербурга, городов Ленинградской области, России, Европы. В рамках музейной педагогики учащиеся готовят выставки и экскурсии о родном крае. Ежегодная научно-практическая конференции «Шаги в науку» стала неотъемлемой частью жизни учащихся МБОУ СОШ №1. Цель конференции - воспитание творческой личности, умеющей самостоятельно находить информацию, анализировать её, систематизировать и готовить к публичному выступлению. Ежегодно учащиеся школы становятся победителями конференции школьников. или призерами муниципального этапа научно-практической 1.4. Процесс воспитания строится на принципах: – культуросообразности - при воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живёт человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся родиной ребёнка, – опоры на положительные примеры (из истории, литературы, жизненного опыта) воспитании, – гуманизации – как отношения к человеку (ребенку) как к высшей ценности, защите прав личности на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей. 2. Цель и задачи программы воспитания МБОУ СОШ №1 Современный национальный идеал личности, воспитанный в новой российской общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), Цель воспитания– воспитание здоровой, духовно развитой личности, с активной гражданской позицией, сопричастной к делам и достижениям старших поколений, готовой к активному участию в различных сферах жизни общества. Задачи воспитания: 1) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися; 2) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в гимназическом сообществе; 3) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 4) организовывать профориентационную работу с обучающимися; 5) вовлекать учащихся в детские объединения, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 6) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 7) формирование здорового образа жизни, осознанного подхода к управлению организмом и обеспечению духовного и физического здоровья детей и подростков формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного 8) отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия обучающихся 9) общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды. 10) поддерживать деятельность функционирующих на базе МБОУ СОШ №1 детских общественных объединений и организаций; 11) организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 12) организовать работу в электронных медиа и социальных сетях реализовывать их воспитательный потенциал; 13) использовать в воспитании детей возможности школьного музея, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися; 14) организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. 3. Виды, формы и содержание деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МБОУ СОШ №1. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: 1) организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате, 2) установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; 3) побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 4) привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 5) использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; 6) применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми. Олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок-деловая игра, урокпутешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др. Учебно-развлекательные мероприятия (конкурс-игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.); 7) включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. 8) предметные выпуски стенгазет, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», брейн- ринг, геймификация: квесты, игра-провокация, игра-эксперимент, игра-демонстрация, играсостязание, дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; 9) организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; 10) инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, помогает приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 11) создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления позволяет создать условия для реализации провозглашенных ЮНЕСКО ведущих принципов образования XXI века: «образование для всех», «образование через всю жизнь», образование «всегда, везде и в любое время». У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру. 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Главное предназначение классного руководителя – изучение особенностей развития каждого обучающегося в классе и создание условия для становления ребенка, как личности, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. Важное место в работе классного руководителя занимает организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты, занятия: 1) классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину (программа классных часов «Мир вокруг нас»); 2) игровые, предупреждающие способствующие стрессовые сплочению ситуации; коллектива, проблемные, поднятию направленные на настроения, устранение конфликтных ситуаций в классе, в школе, позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей. Немаловажное значение имеет: 1) формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», ежегодный поход- прогулка в осенний день здоровья, концерты для мам, бабушек, пап и т.п.; 2) становление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела по параллелям); 3) сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и полезных дел; 4) создание ситуации выбора и успеха. Формированию и развитию коллектива класса способствуют: 1) изучение обучающихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива), 2) составление карты интересов и увлечений обучающихся; 3) деловая игра «Выборы актива класса» на этапе коллективного планирования; 4) проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива с помощью организационно-деятельностной игры, классного часа «Класс, в котором я хотел бы учиться», конкурса «Устав класса», «Герб класса», «Мой класс сегодня и завтра». Классное руководство подразумевает и индивидуальную работу с обучающимися класса: 1) со слабоуспевающими детьми и обучающимися, испытывающими трудности по отдельным предметам направлена на контроль за успеваемостью обучающихся класса. 2) с обучающимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта; 3) с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в «группе риска», оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа направлена на контроль свободного времяпровождения. 4) заполнение с обучающимися «портфолио» с занесением «личных достижений» обучающихся класса; 5) предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение; 6) вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность в классе; Классный руководитель работает в тесном сотрудничестве с учителямипредметниками. 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через следующее: 1. Вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; 2. Формирование в детских объединениях, секциях, клубах, студиях и т.п. детско- взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; 3. Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; 4. Поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; 5. Поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающими ее видов: - Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности направлены на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. - Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направлены на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. - Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности направлен на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся. - Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. - Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности направлены на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. - Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности направлены на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №1: 1. Объединяет все формы занятости обучающихся во внеурочное время, 2. Строится на взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, 3. Включает работу клубов по интересам. 4. Реализуется по следующим направлениям: 1. Спортивно-оздоровительное 2. Духовно-нравственное 3. Общеинтеллектуальное 4. Общекультурное 5. Социальное Достижение личностных результатов представлено тремя уровнями: 1. Первый уровень результатов. Школьный уровень. 2. Второй уровень результатов. Уровень местного социума (муниципальный уровень). 3. Третий уровень результатов. Региональный, общероссийский и глобальный уровень. 3.4. Модуль «Работа с родителями (законными представителями)» Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для лучшего достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Только когда все участники образовательных отношений едины и находят контакт, тогда воспитание наиболее эффективно. Но бывает так, что родители сами нуждаются в грамотной квалифицированной помощи. Организации работы по выявлению родителей (законных представителей), не выполняющих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию ведется систематически и в течение всего года. Используются различные формы работы: 1. Выявление семей «группы риска» при обследовании материально-бытовых условий проживания обучающихся МБОУ СОШ №1. 2. Формирование банка данных семей. 3. Индивидуальные беседы, консультации. 4. Заседания Совета по профилактике правонарушений. 5. Совещания при директоре, заместителе директора. 6. Совместные мероприятия с ОДН УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области и администрации МБОУ СОШ №1 по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся на текущий учебный год. Профилактическая работа с родителями предусматривает оптимальное педагогическое взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями. День семьи, День матери, мероприятия по профилактике вредных привычек, родительские лектории, «Классные встречи» , «Встреча с интересными людьми» и мн.др. Кроме работы по просвещению и профилактике в МБОУ СОШ №1 проводится активная работа для детей и их семей по созданию ситуации успеха, поддержки и развития творческого потенциала. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: 1. Управляющий Совет, участвующий в управлении МБОУ СОШ №1 и решении вопросов воспитания и социализации их детей; 2. Общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; 3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются творческим опытом и находками в деле воспитания детей, а так же опытом по вопросам здоровьесбережения детей и подростков; 4. Взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости. 5. Родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятий для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; 6. Семейный всеобуч, на котором родители могут получить рекомендации и советы школьного психолога, социального педагога, учителей-предметников и обменяться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания; 7. Родительский форум на интернет-ресурсах школьного сайта, группы в Контакте, Инстаграм, на которых обсуждаются интересующие родительскую общественность вопросы, представлены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, осуществляются виртуальные консультации специалистами школы. На индивидуальном уровне: – обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; – участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ученика; – помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; – индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 3.5. Модуль «Самоуправление» Основная цель модуля «Самоуправление» в МБОУ СОШ №1 заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также для включения обучающихся МБОУ СОШ №1 в вариативную коллективную творческую и социально-значимую деятельность. Поддержка детского самоуправления в МБОУ СОШ №1 помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся– предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Участие в самоуправлении даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, получить опыт конструктивного общения, совместного преодоления трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои решения и поступки. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться в соуправление (посредством введения функции педагога-куратора) в детское самоуправление. Высшим органом школьного самоуправления является Совет школы, состоящий из представителей ученического коллектива. Цели и основные направления деятельности прописаны в Уставе. Деятельность Совета школы организуется в соответствии с нормативными документами. Совет школы взаимосвязан с активом РДШ являются инициаторами помощниками в проведении общешкольных мероприятий. Совет школы - составная часть коллективного соуправления жизнедеятельностью учащихся, способствующая: – успешной социализации обучающихся, – овладению необходимыми компетенциями гражданина, избирателя; – формированию активной жизненной позиции. Совет школы состоит из 4-х секторов: Научно-познавательного. Организация работы в классах по повышению успеваемости и качества знаний, взаимоконтроля и взаимопомощи. Контроль за ведением дневников. Участие в предметных неделях, олимпиадах. Дисциплины и порядка. Организация и контроль за дежурством в классе, зоной чистоты и порядка, озеленением класса и пришкольного участка. Работа по культуре поведения в классе и школе, кафе, гардеробе. Предотвращение опозданий. Спортивно-оздоровительного. Вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции, участие в общешкольных и общегородских спортивных соревнованиях. Эстетического воспитания. Проведение классных вечеров, праздников, линеек, участие в общешкольных праздниках. Экскурсии, поездки. В каждом классе создаются соответствующие секторы, которые работают под руководством членов Совета. Совет возглавляет председатель, избираемый на первом заседании большинством голосов вновь избранных членов совета. Председатель планирует и организует деятельность совета. Функции совета школы Совет школы выступает от имени обучающихся при решении вопросов жизни коллектива МБОУ СОШ №1: Изучает и формулирует мнение обучающихся по вопросам организации жизни коллектива обучающихся; Представляет позицию обучающихся в органах самоуправления школы; Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении проблем, согласует взаимные интересы обучающихся, учителей и родителей, соблюдая при этом принципы защиты прав обучающихся. Инициирует предложения интересных дел обучающимися для оживления жизни в классных и общеклассных коллективах. Планирует и анализирует работу классов, заслушивает отчеты классов. Принимает меры для выполнения решений Совета школы. Решает вопросы о мерах поощрения и взыскания учащихся. Выдвигает лучший класс на звание “Лучший класс года”. Выдвигает обучающихся на звание “Лучший ученик года”. На уровне классов самоупраление осуществляется: – через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; – Через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например, штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов); – Через организацию отправляющихся в походы, на принципах экскурсии, самоуправления экспедиции, жизни осуществляемую детских через групп, систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне самоуправление осуществляется: – Через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализа общешкольных и внутриклассных дел; – Через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функцию по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и др. 3.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Профессиональная ориентация в МБОУ СОШ №1 осуществляется учителями- предметниками, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медработником, под руководством заместителя директора по воспитательной работе. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающего к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире. Составляющие такой деятельности: 1) циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; 2) профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимися профессиональной деятельности; 3) экскурсии на предприятия, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; 4) посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; 5) совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования; 6) участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет; 7) освоение обучающимися основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности. Педагогическая деятельность в 1- 4 классах направлена на: – развитие обучающегося через познавательную деятельность, – расширение представлений обучающихся о различных профессиях. В 5-7-х классах педагогическая деятельность направлена на: – формирование добросовестного отношения к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности; – актуализацию и развитие интереса, склонностей, интеллектуальной способности обучающихся; – создание поля самоактуализации обучающихся в различных сферах деятельности; – формирование потребности обучающихся в профессиональном самоопределении. Психолого-педагогическая диагностика в 5-6 классе, для определения углублённой направленности развития обучающегося и консультирование. В 8-9-х классах педагогическая деятельность направлена на: – информирование о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства; – ознакомление с правилами выбора профессии; – помощь обучающимся в формулировке конкретных личностных задач самоопределения; – в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными особенностями; – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся основной общей школы (9- го класса) до получения ими полного среднего образования; – определение предрасположенности обучающихся по предметам и направлениям углублённого обучения по предметам в условиях предпрофильной подготовки; – формирование у обучающихся навыков эффективного взаимодействия и способности к рефлексии. 3.7. Модуль «Детские общественные объединения» В МБОУ СОШ №1 действуют детские общественные объединения — это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. 3.7.1. Российское движение школьников (далее по тексту РДШ) Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. 29.10.2015г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 536 «О создании общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников». Действует на основании Устава РДШ Отделение реализует все направления деятельности РДШ: военно- патриотическое, «Личностное развитие», «Гражданскую активность», информационно- медийное. 3.7.2. «Школьный музей» Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности, которая призвана комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному элементарными навыками исследовательскому основ научной поиску музейной и, наконец, работы, к изучение овладению методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д. В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее. Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей. Работа нацелена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Значительное количество работы направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), обучающийся тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно- полезных и личностно значимых формах деятельности. При совместной историю музейного дела, историю школы, жизнь и работе дети должны знать деятельность знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково- исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле. Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу. Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, конференция). 3.7.3. Школьный спортивный клуб «Пионер» Основная цель клуба: формирование системы мотивации обучающихся к здоровому образу жизни, правильному питанию, развитию физических способностей, отказу от вредных привычек; повышение развития массовых занятий обучающимися физической культурой и спортом для вовлечения их в систематический процесс физического и спортивного совершенствования; эффективное использование имеющейся учебно-спортивной базы и кадрового потенциала в области физической культуры и спорта; Расширение возможностей школьного спорта как фактора сплочения педагогического, ученического и родительского комитета. Задачи: • Проведение совместных со всеми участниками образовательного процесса мероприятий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни. • Активизация физкультурно-спортивной работы и участие всех обучающихся МБОУ СОШ №1 в спортивной жизни школы; • Обеспечение внеурочной занятости детей «группы риска»; • Воспитание у обучающихся общественной активности, трудолюбия, творчества, организаторских способностей; развитие культуры и традиций болельщиков спортивных команд; • Профилактика асоциальных проявлений в детской и подростковой среде: наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм. Основными функциями ШСК являются: • Организация спортивно-массовой работы с участниками образовательного процесса МБОУ СОШ №1; • Проведение внутришкольных соревнований, товарищеских спортивных встреч между классами и другими школами согласно календарю спортивно-массовых мероприятий на учебный год; • Выявление лучших спортсменов школы; • Награждение грамотами, дипломами лучших спортсменов, команд – победителей в школьных соревнованиях по видам спорта; • Поощрение лучших спортсменов и активистов ШСК; • Проведение пропаганды физической культуры и спорта в МБОУ СОШ № 1; • Расширение и укрепление материально-технической базы МБОУ СОШ №1; • Формирование сборных команд МБОУ СОШ №1 для участия в соревнованиях более высокого ранга (зональные, муниципальные, областные и др. соревнования). • Информационное обеспечение спортивной жизни школы через информационный стенд. 3.8 Модуль «Ключевые общешкольные дела» Процесс воспитания и социализации юных горожан во многом обусловлен историко- краеведческим, географическим контекстом территории, определенным укладом жизни семей, в которых воспитываются дети. Сама среда обуславливает акценты на те ценности, которые формируются у подрастающего поколения выборжцев: чувство любви к родному краю, уважительное отношение к своей истории, символам Отечества, народным традициям, природе. Это стимулирует социально-полезную деятельность обучающихся во благо родного города и его жителей. В связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в МБОУ СОШ №1 является создание системы ключевых общешкольных дел. Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. На школьном уровне Традиции – основа школьной жизни. Мероприятия, которые проходят в МБОУ СОШ №1 в течение учебного года давно уже стали традициями, их любят и ученики, и родители, и учителя. Традиции школы сохраняют: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школе, стремление приумножать ее славу... С самого начала образования школы появились свои праздники, свои радости, которые сохранились до сих пор. Посвящение в первоклассники, традиционное торжественное мероприятие, проходящее в конце сентября. Покровская ярмарка – праздник проходит в день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября. Учащиеся школы готовят праздничные столы, эмблемы столов, поют зазывные песни. Угощения продаются по символической цене. Вырученные деньги от продажи угощений уходят на благотворительность. Традиционные новогодние спектакли в исполнении педагогов и учащихся школы проходит в канун Нового года и Рождества. День Знаний - традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии тематических классных часов, экспериментальных площадок. Особое значение этот день имеет для обучающихся 1-х и 11-х классов, передача традиций, разновозрастных межличностных отношений в школьном коллективе. «Зажги свою звезду» - торжественная церемония награждения лучших учащихся МБОУ СОШ №1 за учебный год в различных сферах учебной и внеурочной деятельности. Проводится по окончании учебного года, связанный с закреплением значимости учебных достижений обучающихся, результативности в конкурсных мероприятиях, олимпиадах, НПК, спортивные достижения. Данное событие способствует развитию школьной идентичности детей, поощрению их социальной активности, развитию позитивных межличностных отношений в общешкольном коллективе. «Радуга талантов» - общешкольное мероприятие, направленное на поиск творческих, неординарных учеников школы. Талантливые ребята оттачивают свои навыки и постоянно приобретают новые знания, творят и совершенствуются. Итоговым продуктом этого проекта является праздничный концерт и возможность выхода на всероссийский уровень. Научно-практическая конференция "Шаги в науку». Визитной карточкой МБОУ СОШ №1 являются ежегодные научно-практические конференции. Подготовка и проведение конференций - одна из значительных традиций в МБОУ СОШ №1. У каждой из Конференций своя особенность, своя новизна, своя аура. Но всегда это – праздник творчества, публичного поиска истины в виде дискуссий, а для некоторых учащихся – серьёзное преодоление себя. Для учителей – это огромный труд подготовки соискателей в течение учебного года. И как бы ни менялось время и ценности, каждую весну в МБОУ СОШ №1 перед независимым жюри и заинтересованными слушателями выступают взволнованные соискатели, представляя своё творчество, своё открытие. Предметные недели проходят в течение учебного года по всем дисциплинам, а вместе с ними и школа педагогического мастерства учителей, где каждое объединение делится своим опытом. Общешкольные дела, направленные на усвоение ценностных отношений к миру, Родине, создание социально-значимых знаний, условий для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции. День солидарности в борьбе с терроризмом – цикл мероприятий направленный на формирование толерантности, профилактику межнациональной розни и нетерпимости; доверия, чувства милосердия к жертвам терактов, а также ознакомление обучающихся с основными правилами безопасного поведения. Система мероприятий, посвященная Дням мужества, Дню Победы, Дню защитников Отечества, памятным героическим датам нашего народа «Календарь памятных дат», возложение цветов, акции «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти» и др.; (классные часы; выставки рисунков; конкурсы чтецов; уроки мужества, направленные на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа; уважения к ветеранам). Общешкольные дела, направленные на создание условий для накопления опыта самореализации в различных видах творческой, спортивной, художественной деятельности, позитивной коммуникации КТД способствует развитию сценических навыков, проявлению инициативы, формированию поведения; навыков чувства и опыта доверия и самостоятельности, ответственности, уважения коллективного друг к другу, улучшения взаимосвязи родителя и ребёнка, педагогов и обучающихся. День учителя – праздник, который любят взрослые и дети, включает и День самоуправления и концертные программы онлайн и офлайн поздравления учителей МБОУ СОШ № 1 (развивает творческие способности, самостоятельность, способствует сплочению коллектива.) На уровне классов Система традиционных дел в классах, составляющих ядро воспитательной работы, имеющих общешкольное значение. Актуализация общешкольной жизни на уровне классов осуществляется путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности МБОУ СОШ №1 путем организации само- и соуправления. На уровне начального общего образования совместная педагога и школьников познавательной, начального творческой, уровня социально-активной направленная деятельность заключается видах в развитии деятельности путем стимулирования детей к участию в общешкольных делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц. На уровне основного и среднего образования – через создаваемый совет класса, который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям классного самоуправления. «Прощание с Азбукой» – традиционная церемония в первых классах; День именинника – дело, направленное на сплочение классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу через проведение различных конкурсов. Праздничный концерт «Для мам» и бабушек» – развитие нравственно-моральных качеств ребенка через восприятие литературных произведений; развитие в детях чувства сопереживания, доброго сочувственного отношения к матери, воспитание уважения к материнскому труду, любви к матери, бабушке; Классный семейный праздник, посвящённый 8 марта и 23 февраля – ежегодное дело, проходит совместно с родителями в процессе создания и реализации детско-взрослых проектов. Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы и класса в одной из возможных для него ролей осуществляется через советы соуправления, ответственности, даются разовые посильные поручения. где распределяются зоны Модуль 3.9. «Школьные медиа» Цель школьных формирование навыков медиа – общения, развитие коммуникативной сотрудничества, культуры поддержка обучающихся, творческой реализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: 1) работа школьного клуба «Экожурналистика», цель которого заключается в подготовке обучающихся, профориентированных на журналистику и готовых участвовать в конкурсах литературоведческой направленности, 2) школьная газета «Первая», на страницах которой разновозрастным сообществом учащихся, педагогов, родителей размещается материал о наиболее интересных моментах школьной жизни, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности актива РДШ. 3)школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников, педагогов и родителей поддерживается интернет-сайт школы, группа в Контакте, с целью освящения деятельности МБОУ СОШ № 1 в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной площадки, на которой открыто обсуждаются значимые для школы вопросы. Модуль 3.10 «Экскурсии, экспедиции, походы» Программа ВУД реализуется через работу клуба «Одиссей». В программу клуба входит посещение музеев, театров, выставок города Выборга, Санкт-Петербурга, городов Ленинградской области, России, Европы. Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: 1) ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года; 2) регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.); 3) выездные экскурсии в музей, на предприятия; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк и т.п. 3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая предметно-эстетическая среда МБОУ СОШ №1, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через следующие формы работы с предметно-эстетической средой: 1. Оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций, актового зала, столовой, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия, размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций, творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомиться с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в МБОУ СОШ №1 - озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, высадка кустарников и деревьев, оборудование во дворе школы игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий. 2. Благоустройство учебных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с учениками своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми. 3. Событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.); «украшение школы ко Дню учителя, операции: «Окна: осень», «Окна: зима», «Окна победы». 4. Акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно- эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в МБОУ СОШ №1 воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются следующие: 1) принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс 2) принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; 3) принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; 4) принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие гимназистов– это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основные направления анализа организуемого в МБОУ СОШ №1 воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающегося. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или Педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности». Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по направлению «Воспитание и социализация», классными руководителями, Советом школы и Советом родителей, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в МБОУ СОШ №1 совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или Педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных со следующим: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в МБОУ СОШ №1 внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих на базе МБОУ СОШ №1 детских общественных объединений; - качеством проводимых в школе экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников Итогом самоанализа организуемой в МБОУ СОШ №1 воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Список используемой литературы 1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference «Education Environment for the Information Age») (EEIA – 2018) / Под ред. С.В. Ивановой. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018г., 933 с. с.765-773. 2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научно-20 практической конференции. М.: МГПУ, 2018, с. 66-71. (РИНЦ). 3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018г. 4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой, 2018г, № 7, с. 56-61. 5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. 6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018г., № 4, Т.1. (ВАК), с. 67-76. 7. Селиванова, Наталия Леонидовна С79 ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник / Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020г. – 97 с. (Примерная программа воспитания). 8. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018г., с. 228-236.